III. ФЛУКТУАЦИЯ СТИЛЕЙ В РИМСКОЙ ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЕ
О ходе развития искусства живописи и скульптуры в Риме, если рассматривать его с принятой нами точки зрения, можно рассказать в двух словах. Первый его источник, италийское искусство, носило скорее характер идеционального геометрического кубизма. Его второй источник, искусство этрусков, (насколько оно нам известно), относилось к смешанному или умеренно визуальному («натуралистическому») стилю. Портретные бюсты, образец которых представлен на вкл. XII, рис. 1 (бюст знаменитого оратора, так называемый FArringatore) демонстрируют явную склонность к визуальному стилю без заметных идеациональных или идеалистических тенденций.
Когда греческое искусство (к сожалению, в его эллинистическом визуальном варианте) начало оказывать влияние на римскую живопись и скульптуру, то результатом этого — приблизительно с конца II в. до н. э. — явилось прекращение самостоятельного развития римского искусства, расцвет эк-
8. Флуктуация стилей в живописи и скульптуре157
лектики и подражательства, упадок италийского идеационализ-ма, «размягчение» этрусского натурализма и его стремительное развитие в духе искусства эллинистического. Довольно «суровое» визуальное искусство этрусков превратилось в визуализм, перезрелый, изнеженный, экзотический, идиллический и импрессионистский. Образцами подобного рода искусства является отчасти настенная живопись из Помпеи и другие сохранившиеся рисунки (рис. 2 на вкл. XII: изображение Геркулеса на стене жилого дома в Помпеях), отчасти — стиль рококо Аркесилая и других художников «будуарной мифологии». С этого времени римское искусство становится, в значительной степени, подражательным и остается таковым до самого конца господства визуальной (чувственной) культуры Римской империи. Изменения состояли лишь в замене одной модели греческого искусства, выбранной для подражания, другой моделью. Конечно, это не было чистым подражанием: этрусский источник все же напоминал о себе. Тем не менее основные образцы искусства были все-таки заимствованы из Греции.
В течение всей своей истории — с I в. до н. э. по IV в. н. э. — римская скульптура и живопись были преимущественно визуальными, «фотографическими», причем предпочтение отдавалось крупноформатным произведениям. Но визуализм этот имел разные оттенки и степени. Во второй половине I в. до н. э. римляне подражали архаическим образцам VI в. (Паситель, Стефан) и александрийскому изнеженному рококо (Аркесилай и его школа). В период правления Августа господствовал псевдоидеалистический визуализм, имитирующий идеалистическое искусство Греции V в., но визуализм с особым привкусом. То не был подлинный идеализм, спонтанно вырастающий из глубчньых источников, — скорее это была смена художественной манеры, образцов для подражания, ответная реакция на подражание архаическим античным и перезрелым эллинистическим образцам предшествовавшего столетия. Отсюда — подражательное идеалистическое искусство эпохи Августа, представленное скульптурными портретами в августовском Парфеноне и другими скульптурными и живописными памятниками того времени. Вот Два образца этого искусства: идеализированный скульптурный Портрет Августа (рис. 3 и 4 на вкл. XII) и часть августовского Парфенона — Ara pacts Augustae15 (5), — перенасыщенный украшениями при отсутствии общей связи между деталями.
Этот псевдоидеализм просуществовал недолго и вскоре после смерти Августа был вытеснен еще более крайним визуализмом —
158 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
импрессионистским, фотографическим, сингулярным и иллюзионистским. На арке Тита «каждый портрет — как на современной фотографии — является репродукцией мимолетного впечатления»16.
Главные флуктуации в истории римского искусства после эпохи Августа можно в обобщенном виде представить следующим образом.
При династии Флавиев любимым «коньком» художников был подражательный натурализм-импрессионизм. При Траяне (правившем с 98 г. н. э.) проявляется другая тенденция — истори-цизм, то есть сосредоточенность на изображении подлинных исторических сцен и фигур такими, как они были на самом деле. Наконец, при Адриане (ставшем императором в 117 г.) мы наблюдаем «архаическую» реакцию в виде холодного академического подражания древнему и идеалистическому искусству Греции, лишенному, правда, в данном варианте своей души и ментальности и наделенному чувственностью, совершенно чуждой греческим моделям.
При Марке Аврелии (императоре с 161 г.) мы попадаем в век «рококо», искусства безвкусно рафинированного и изнеженно элегантного. При императоре Каракалле (с 212 г.) пришли преувеличенные страсти, особенно гнев, динамизм и гигантомания. Вскоре затем наступает «упадок» римского искусства, а точнее говоря, уход со сцены визуального стиля и возрождение искаженного идеационального стиля. Слияние в IV-V вв. этих двух встречных потоков порождает причудливый смешанный стиль — промежуточный: и не идеациональный, и не визуальный. С продолжающимся упадком визуализма и ростом христианского идеационального стиля мы приходим к идеациональному искусству средних веков — искусству новой волны, пришедшей на смену предыдущей визуальной волне эллинистического и римского чувственного искусства (на вкл. XIII скульптурные портреты 1, 2, 3, 5, 6, которые иллюстрируют смену этих волн).
Какими бы ни были модели для подражания, чувственный и визуальный характер римского искусства этих столетий не подлежит сомнению. Он проявляется в фотографическом изображении людей, даже в периоды их идеализации, в исторических событиях или сценах из повседневной жизни, в склонности к огромным масштабам (например, Геракл Фарнезе, арка Тита, колонна Траяна, колонна Марка Аврелия, арка Константина17, громадные дворцы и т. п.). Тот же характер искусства проявляется в чрезмерном украшательстве; в духе чувственности, сладострастия, эротизма, пронизывающем даже идеализированные
gf флуктуация стилей в живописи и скульптуре159
портреты (см. портрет Антиноя, фаворита императора Адриана, воспроизведенный на вкл. XIII, 4); в «кинематографическом» методе изображения фигур; в тревожном динамизме поз и декораций; в патетическом, эмоциональном изображении чувств, в бесконечных amorettil8 и сексуальности; во многих других деталях, которые свойственны визуальному стилю.
Такими же, в сущности, были характер и изменения стилей в римской живописи начиная со II в. до н. э., когда она испытала влияние эллинистического искусства. По мере того как мы переходим от «инкрустационного стиля» (П-1 вв., приблизительно до 80 г. до н. э.), к «архитектурному стилю» (80-Ш гг. до н. э.), затем к «витиеватому» (10 г. до н. э. — 50 г. н. э.) и, наконец, к «запутанному стилю» (с 50 г. н. э. и далее), — мы наблюдаем, как все чаще проявляются различные признаки визуализма и иллюзионизма.
В последующее время, начиная с конца I в. по IV в. н. э., в живописи появились различные подражательные волны, в чем-то аналогичные тем, что имели место в скульптуре, но, какими бы ни были образцы для подражания: эллинистический стиль, рафинированный и приторный, или же пастораль и вышедшие из моды идиллические сюжеты, или «классические образцы», или архаический, сухой академизм, или что бы то ни было, — преобладающий подход по-прежнему остается главным образом визуальным, со всеми его особенностями, включая усложненность, гигантоманию, эпикурейство и чувственность. Витрувий, Тацит, Петроний Арбитр, Плиний, Дионисий Галикарнасский — все они подчеркивают визуальный характер живописи и единодушно осуждают ее за усложненность, чересчур изощренную технику, гигантоманию, чувственность и противопоставляют ей — не в ее пользу — более раннюю живопись, которая проще, но и оригинальнее, талантливее, духовно здоровей и прекрасней.
Таким образом, в скульптуре, как и в живописи, — а в дальнейшем мы убедимся, что и в музыке, литературе, архитектуре и Драме тоже, — римское (языческое) искусство вплоть до второй половины IV в. оставалось преимущественно визуальным, со всеми характеристиками, присущими такого рода искусству.
Таковыми — в схематическом виде — были основные «пульсации» идеационального, визуального, идеалистического и сметанного стилей в греко-римской живописи и скульптуре. Периоды возникновения, господства и упадка каждого из них даны лищь приблизительно, но можно быть уверенными, что они действительно существовали.