АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА.Главная проблема – поиск первоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга). Оно – основа возникновения, существования, движения, все превращается в него. Для Фалесаэто вода. Вещества - бесконечное разнообразие различных агрегатных состояний воды. Первоначало это разумное, одухотворенное. Поэтому, «мир полон богов», духов (Фалес). Фалес: «Познай самого себя».Познавая себя, психику, мы познаем мир.
Для Анаксимена первоначалом является воздух.(Он подобен эфиру в физике вплоть до нач. 20 века). Для Ферекида это первоначало – земля.
Согласно ГЕРАКЛИТУ первоначалом является огонь (для древних – это вещество).Огонь изменчив, подвижен, одухотворен.Все состоит из него, рождается, и все (Космос) сгорает в огне. («Огонь» синонимичен современному понятию «энергия». W = mc – там, где масса, там «энергия», там «психея».) Мировой пожар подобен мировому суду, являясь нравственным, духовным событием. Создается эсхатология– учение о концемира, света.
*Обожествление огня. Везде разум, жизнь, психея. Это учение - гилозоизм(«везде жизнь»). Оно тождественно др. учению – панпсихизму («везде психика»).
*Душа человека - искорка Мирового Огня. Она должна развиваться по законам Космоса, в соответствии с ЛогосомВселенной.Логос – это Закон, Принцип, Дао. Самопознание - путь познания Макрокосма.
«Принцип двух зеркал» - познание Микрокосма есть познание Макрокосма, и наоборот. *Ощущениепродуцирует темное, недифференцированное знание. Разум – светлое, отчетливое. Они находятся (подобно теории и эмпирии) в гармоничном единстве.
*Гераклит о Пифагоре: «Многознание уму не научает».
* Проводит различие между душой взрослогои душой ребенка.По мере взросления психика становится более «сухой и горячей».У ребенка (и пьяного) душа влажная. *Диалектика.1. Все течет – все изменяется (panta rei). Мир, психика – река, в которую нельзя войти дважды (ученик его Кратил: даже один раз). 2. Все явления наделены противоположными качествами и тенденциями. (Вода – чистейшая и грязнейшая. Обезьяна – прекраснейшая и безобразнейшая). 3. Противоположности переходят друг в друга. 4. Распря, борьба противоположностей – закон мира(и основа групповой динамики в соц. псих.).
У АНАКСИМАНДРАархэ носит субстанциональный хар-р. Это апейрон– неопределенный, чувственно невоспринимаемый, трансцендентный. Он – основа Космоса, общества, ( как и архетип Юнга) основа культуры, религии, восприятия, психики. Не определен, но определяет все.
ПИФАГОРЕЙЦЫ.Религиозно-этический орден (подобно культу, «секте»). О Пифагоре – мало сообщений. *П.образ жизнипредполагает иерархию ценностей: 1. прекрасное (в т.ч. наука), 2. выгодное, 3. приятное. Вставали до восхода солнца, занимались мнемоническими упражнениями. Перед сном – трижды отчет о прожитом: какой долг остался невыполненным. В основе этики– победа над страстями, культ дружбы и почитание Пифагора. *Выдающийся врач Алкмеон, представитель П.союза, открыл зрительные нервы и то что головной мозг– орган души. *Идея числа.Число – начало всего (вещественного и психического), субстанция. Рациональное число – «самое мудрое», «владеет» вещами и душами. Позднее открыто явление несоизмеримости, иррациональные числа. Скрывали. Пример: число «Пи».Неразумное, иррациональное – в основе мира и человеческой души. (Иррациональное – атрибут сатаны). Бессознательное определяет психические процессы (психоанализ З.Фрейда).