II. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ИДЕАЦИОНАЛЬНОГО, ВИЗУАЛЬНОГО И СМЕШАННОГО СТИЛЕЙ В ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЕ
Каждый из двух главных стилей обладает различной степенью чистоты, начиная с чистейшего и кончая такой смесью элементов и того и другого, что невозможно установить, является ли он идеациональным или визуальным, и приходится относить его к промежуточному смешанному, то есть идеационально-визуальному стилю.
I. ИДЕАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
А. Чистейший. Предмет — сверхэмпирический (сверхсенсорный) и нематериальный (Бог, Богородица, душа, дух, Дух Святой и другие религиозные и мистические темы), его формы (узор, картина, скульптура) — чисто символические, не имеющие никакого подобия с визуальной или чувственно воспринимаемой видимостью изображаемого объекта. Поскольку темой является «невидимое», его видимый символ, естественно, не может иметь с ним никакого зрительного подобия. Примерами такого искусства служат рисунки, найденные в христианских катакомбах — якорь, голубь, масличная ветвь и т. п., — которые обозначают идеациональные явления, совершенно отличающиеся от этих предметов.
7. Стили в живописи и скульптуре
В. Неоднородный идеациональный стиль. 1) Хотя предмет сверхэмпирический, форма, в которой он предстает, пытается воплотить некоторые визуальные образы, иначе говоря, то, что считается его эмпирической составляющей. Это картины Рая, Ада, последнего Суда, Пьета6, аллегорические фигуры Добродетели, Порока, Терпения, Умеренности, Муз и тому подобных тем, представленных в условной визуальной форме, в которой они предположительно существуют или будут существовать.
2) Предмет эмпирический, но форма — символическая, имеющая отдаленное визуальное сходство (или вовсе не имеющая такового) с физическим обликом предмета. К этому типу относятся геометрические узоры многих первобытных народов, символизирующие бизона, змею, охоту, рыбную ловлю и т. п., вроде рассмотренных выше индейских рисунков.
II. ВИЗУАЛЬНЫЙ (ЧУВСТВЕННЫЙ) ТИП
А. Чистейший. Тема полностью эмпирическая и материальная, а исполнение сугубо импрессионистское, то есть иллюзионистское в своем визуальном сходстве с мгновенной видимостью эмпирической и чувственно воспринимаемой реальности, которая изображается. Хороший фотоснимок и самые совершенные импрессионистские картины — лучшие образцы чистейшего визуального стиля. Такой стиль «динамичен», потому что, благодаря непрерывной игре света и тени, визуальная эмпирическая реальность постоянно меняется. Он должен быть импрессионистским в том смысле, что улавливает наглядную видимость в данный момент. В этом смысле он неизбежно иллюзионистский, яркий, представляющий материальные объекты в той импресси^листской форме, в какой они предстают нашим органам восприятия. Яркими примерами подобного чисто визуального стиля служат картины ведущих французских импрессионистов конца XIX в. Их творчество (как и их история) несет на себе существенные особенности чистейшего визуального стиля.
Единственной реальностью в живописи была для них наглядная видимость предметов. Позади и вне предметов не было ничего. Это вечно убегающая и изменяющаяся визуальная реальность. Таким образом, задача таких художников, как Мане, Дега, Ренуар и особенно Клод Моне, заключалась в том, чтобы схватить мгновенный облик эмпирических явлений настолько иллюзионистически, насколько возможно. Каких явлений? Что изображается, вообще не имеет значения.
134 Часть 2. Флуктуация идеацштальной и чувственной форм искусства
Чем более визуален стиль, тем более динамична картина. Поскольку она стремится «схватить» лишь преходящий момент в бесконечно убегающей визуальной поверхности эмпирического мира, произведение такого рода неизбежно вызывает ощущение изменения, превращения и динамизма. Поэтому, как мы еще увидим, в сугубо визуальных картинах, скульптурах или произведениях архитектуры (даже в натюрмортах) в качестве обязательного сопровождающего признака присутствует впечатление динамизма, непостоянства, какой-то неуловимости.
Более того, явно визуальное изобразительное искусство и отчасти архитектура должны быть живописными, и чем более они живописны, тем более визуальны. Я употребляю термин «живописный» (malerisch) в том смысле, в каком его использует Г. Вёльфлин7. Визуально ни один материальный объект не отделен от остального мира чистой и непрерывной линией. Части объекта тоже не отделены четко друг от друга. Видимый мир — это пятнистый разноцветный мир света и тени, которые незаметно переходят друг в друга. Это мир, где границы каждого объекта не обозначены четкими сплошными линиями, отделяющими один объект и один цвет от другого цвета и объекта. Это — мир сливающихся неопределенных форм и цветов.
Как мы еще увидим (и это тоже прекрасно показал Г. Ве'льф-лин), живопись второй половины XVI в. и особенно XVII в. и последующих столетий становилась все более и более живописной по сравнению с линейным характером живописи, скульптуры и архитектуры предыдущих веков. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на вкл. V.
На первых двух рисунках (1 и 2) представлены похожие женские фигуры, изображенные в линейной манере Дюрером и в живописной манере Рембрандтом. На гравюре Дюрера дано четкое линейное изображение тела со всеми деталями. Оно скульптурно-материально, осязательно, архитектонично. Художник четко отделяет фигуру от окружающей среды не потому, что она предстает нашему взору столь же четко отделенной от остального мира, но потому, что знает, благодаря своим органам восприятия, что это отдельный объект, который обладает ярко выраженной индивидуальностью. Он идеационально дополняет и «исправляет» его видимую наружность, как она предстает только нашим глазам. Совсем иное дело — эскиз Рембрандта. Фигура незаметно сливается с остальным миром. Ни одна часть не определена линейно; наоборот, пятна света и тени (а на других картинах — разноцветные пятна) используются для того,
7. Стили в живописи и скульптуре
чтобы дать визуальное и иллюзионистское впечатление от предмета. Ничего осязательного или скрупулезно выписанного на рисунке нет. Это — иллюзионистское представление ускользающей видимости.
То же отличие просматривается при сравнении второй пары картин Дюрера (рис. 3) и Остаде (рис. 4); обе изображают примерно одну и ту же обстановку, но Остаде — живописно, а Дюрер — линейно. Стиль одного — чисто визуальный, другого — визуальный лишь отчасти. Наконец, картина Рубенса (рис. 5) подчеркивает динамизм живописного стиля.
В. Нечистый визуальный стиль. Как и идеациональный, визуальный стиль тоже имеет разную степень чистоты, переходя от абсолютно чистого — описанного выше — ко все менее и менее чистым формам, пока наконец не становится смешанным в такой мере, что его визуальный характер перестает доминировать. Основные разновидности неоднородного визуального стиля следующие.
1) Тема — эмпирическая или визуальная, но исполнение опирается исключительно на зрительное восприятие. Оно дает нечто такое, что не улавливается нашими органами чувств в сиюминутной видимости объекта, потому что поглощается некоторыми «случайными» и «второстепенными» зрительными элементами. В произведение (в содержание или же в стиль картины, скульптуры, архитектурного сооружения) привносятся некие идеальные и скрытые элементы. Таковы, например, «характерные картины» и «характерные портреты». Художник стремится передать в них не просто вид предмета на данный момент, а его сущностную, длительную, глубинную природу. К этому же роду живописи относятся, кроме того, многие так называемые экспрео ионистские картины, передающие некую центральную чдею. Сказанное справедливо и применительно к большинству «классических» произведений живописи и скульптуры с их тщательным выбором объекта, художественной отделкой каждой детали и устранением всего случайного, несущественного, неклассического, низкого и т. п.
Относящиеся к данному подвиду произведения большинства школ и отдельных художников этого времени не нуждаются в том, чтобы привлекать иллюстрации. Сложнее обстоит дело с современными экспрессионистами, такими как Сезанн. Поэтому мы поместили здесь иллюстрации этой школы. Достаточно взглянуть на картину Сезанна (рис. 1), женский портрет работы Э. Хеккеля (рис. 2) или на египетский бюст фараона-реформатора Эхнатона (рис. 3), представленные на вкл. VI, чтобы уяс-
136 Часть 2. Флуктуация идеациональнои и чувственной форм искусства
нить суть того, что мы обсуждали. Использованная здесь техника либо импрессионистична и живописна, либо линейна (портреты). По содержанию они представляют собой «характерную живопись», подразумевающую некий скрытый смысл.
2) Другая основная форма неоднородного визуального стиля складывается в тех случаях, когда предмет лишь отчасти эмпирический, а исполнение явно визуальное. Таково, например, чисто «натуралистическое» изображение Последнего Суда, младенца Иисуса, сосущего палец, Мадонны в виде Владычицы Нашей, Добродетелей и Пороков, переселения Души, Справедливости, Греха и т. д.
III. СМЕШАННЫЙ СТИЛЬ
Хотя неоднородные формы идеационального и визуального стилей фактически являются смешанными стилями, преобладание элементов того или иного из них позволяют нам отнести их к определенному преобладающему стилю. Под смешанным, наоборот, подразумевается стиль, содержащий такую смесь элементов обоих основных стилей, что решить, какие элементы преобладают, оказывается не так-то просто.
Разновидности подобного стиля встречаются на практике во множестве. Особо отмечу три из них.
А. Идеалистический стиль. Наиболее ярко представленный греческим искусством V в. до н. э. и религиозным искусством Европы XIII в. идеалистический стиль является одновременно идеациональным и визуальным. По форме изображения предметов это искусство визуальное, но не полностью: как мы увидим, оно принципиально игнорирует светские, случайные, негативные аспекты визуальной реальности и прибавляет к ней благороднейшие, утонченнейшие, наиболее прекрасные и типичные ценности, которые остаются незамеченными в визуально наблюдаемых объектах. Оно идеализирует, изменяет, типизирует и преобразует наблюдаемую реальность в соответствии с идеалами и идеями. В этом отношении оно не визуально, а идеа-ционально. То же касается и изображаемых им предметов. Они тщательно подобраны и в большинстве случаев носят либо неэмпирический, либо полуэмпирический характер, являясь типичными, обобщающими по своей природе. Вульгарное, низкое, уродливое, ненормальное, эксцентричное не может быть предметом такого искусства. Даже если для изображения выбраны негативные ценности, они тоже приукрашиваются и ис-
7. Стили в живописи и скульптуре
пользуются главным образом, чтобы подчеркнуть — по контрасту — положительные ценности. Если изображается индивид, то он типизируется в соответствии с идеализированным образом. Во всех этих отношениях идеалистическое искусство представляет собой удивительную гармонию и «органическое» единство элементов идеационального и чувственного стилей с почти незаметным преобладанием идеационального. Таким образом, это особый вид смешанного стиля. Конечно, он имеет свои собственные градации, и в нем может преобладать тот или иной стиль. Но в самой возвышенной — идеалистической — форме соблюдается устойчивое равновесие обоих стилей.
Взгляд на вкл. VII, на которой идеалистическое изображение сопоставляется с чисто визуальным или «натуралистическим», даст ясное представление о характере идеалистического искусства. Две скульптуры Перикла (1 и 2), скульптура Иисуса Христа (4), две скульптуры, изображающие оплакивание Христа (3 — XIII-XIV вв. и 7 — XVI в.), и две скульптуры — Церкви (5) и Синагоги (6) являют собой образцы идеалистической трактовки предметов. Пять иллюстраций, помещенных на вклейке VIII, дают примеры неоднородно-визуального или «натуралистического» изображения. Это Каракалла (рис. 1) и Иисус Христос (рис. 2-5). Контраст разительный. Идеалистическое толкование исключает показ разложения, дряхлости, смерти, дефектов, даже присущих человеку эмоций и страстей. Смертные изображаются как бессмертные, они идеализируются, наделяются благородством, возвышенностью. В соответствии с «натуралистической» или неоднородно-визуальной трактовкой, даже бессмертный (Кисус Христос) изображается как смертный, благоподный — как вульгарный, великое — как низкое. Здесь важн J «разоблачить», лишить объекты величия, достоинства, непререкаемого авторитета, обаяния, героизма, божественности, возвышенности, обнажить какие-то их низменные, вульгарные черты. У Христа на картинах вкл. VIII нет ничего божественного или великого. Это всего лишь труп, некрасивый труп, несовершенный обыкновенный человек. Такой же контраст являют собой бюсты Перикла и Каракаллы. Первый — скорее облагороженный и идеализированный тип, нежели индивидуальный портрет с подлинными — то есть визуальными — чертами. Второй — «реальный» индивид, никак не идеализируемый.
Таким образом, идеалистический стиль искусства основан на особом мировоззрении и философии жизни, которые занима-
138 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
ют промежуточное положение между идеационализмом и чистым визуализмом (чувственностью).
Из самой природы идеалистического и визуального стилей и ментальностей, на которых они основаны, вытекает ряд особенностей. Перечислим наиболее важные из них.
1) Поскольку идеалистическое искусство не стремится отразить всю эмпирическую реальность, такой как она есть, а отбирает в первую очередь те явления, которые соответствуют высшему идеалу, оно, как правило, является и самодовлеющей ценностью, созданной ради нее самой, и средством выражения и распространения идеала и его ценностей, которые находятся вне искусства. Оно редко бывает искусством для искусства, но почти всегда оказывается партнером или компаньоном, иногда служанкой религиозной, нравственной или гражданской добродетели либо других ценностей неэстетического порядка. Это, однако, не препятствует такого рода произведениям достигать исключительных высот именно в сфере искусства.
Визуальное (чувственное) искусство имеет тенденцию быть искусством для искусства, поскольку не стремится стать средством выражения чего-либо помимо самого себя. Главная его цель и намерения — отразить эмпирическую реальность как можно точнее. Поэтому оно часто связано с «эстетизмом» в узком смысле слова, с таким периодом истории искусства, когда появляется искусство для искусства с его толпами эстетов, знатоков, коллекционеров, профессиональных критиков, теоретиков красоты, профессиональных художников, желающих быть только художниками и больше никем. Это период, когда искусство «освобождает» себя или, точнее, верит в то, что освобождает, от всякого отношения или подчинения чему-либо вне самого искусства: от религии, нравственности, гражданского долга и т. п.
На самом деле это означает, что подобное «реалистическое» и якобы абсолютно «свободное» искусство фактически является жертвой своей иллюзии, становится таким же слугой, только не тех хозяев, которым служит идеалистическое или идеацио-нальное искусство, — а слугой золотого тельца, эмпирической визуальной реальности, чувственных — то есть эвдемонистических, гедонистических, утилитаристских — потребностей, чувственных эпикурейских фантазий, богатства, власти.
2) Идеалистическое искусство вдохновляется неким великим идеалом, который не может быть просто плодом индивидуального воображения, а является подлинной общественной ценностью. Логично предположить, что эта ценность собирает вокруг
7. Стили в живописи и скульптуре
себя и некую общность, и отдельных художников-творцов. Творчество в данном случае имеет тенденцию становиться коллективным, в котором отдельные художники являются всего лишь лидерами. Каждый стремится внести в такое творчество то, что он может, потому что это общая для всех ценность. Вот почему искусство в такие периоды, как правило, несет на себе отпечаток коллективного творчества, участия в его создании масс и анонимности отдельных художников. В этом смысле оно — неиндивидуалистическое, коллективистское или «семейственное». Зачастую — вспомним средневековые готические, романские, ранние византийские соборы, некоторые великие греческие сооружения — имена их строителей не сохраняются. Даже когда подлинным создателем является отдельный художник, его произведение, если оно идеалистическое, всегда отражает коллективную ценность и, следовательно, остается коллективистским.
По тем же причинам чувственное (визуальное) искусство, напротив, стремится быть сугубо индивидуалистическим. В нем художник выражает свои ценности, которые массы могут принимать, а могут и не принимать, здесь он — творец, его имя соединяется с произведением и становится неотделимым от него. Поскольку само по себе произведение художника представляет для него ценность, он стремится получить «авторское право», увековечить себя в нем, соединить с ним свое имя. Индивидуализм в этом смысле и чувственное (визуальное) искусство в высшей степени соответствуют друг другу.
3) Поскольку идеалистическое искусство воплощает в себе великие ценности, ни одна заурядная личность, никакой обычный пейзаж, ни одно обыденное, повседневное событие — если они не символизируют высшую ценность — не представляют для него интерес (в лучшем случае лишь второстепенный). Достойным предметом идеалистического искусства могут быть только такие объекты, личности или события, которые имеют прямое отношение к великой ценности. Что касается всех других объектов, то оно либо проходит мимо них, либо лишает их какой бы то ни было подлинной индивидуальности, превращая в рационализированные и идеализированные типы, своего рода алгебраическую формулу без конкретной арифметической величины. Отсюда — рационалистический, абстрактный, «типический» характер идеалистического искусства. Индивидуальный портрет, эмпирический жанр, пейзаж, историческая сцена, нечто конкретное, не относящееся к идеалу, редко появляется в таком искусстве. Его основное содержание концентрируется вокруг его главных иде-
14 0 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства • 7. Стили в живописи и скульптуре
алистических ценностей. Если это ценности религиозные, то искусство должно представлять божества, великие религиозные события, историю религии, доктрины, верования.
В визуальном искусстве ситуация обратная. Его темой может быть только эмпирический мир, который состоит исключительно из индивидуальных объектов, личностей, событий. Это искусство портрета, повседневного жанра, эмпирических событий, исторических сцен и пейзажей.
4) Выбор идеалистического искусства в отношении предмета и его трактовки предопределен характером идеальной ценности, которая, однако, не полностью изолирована от эмпирического мира, как это имеет место в искусстве идеациональном. Все, что не относится к этой ценности, для такого искусства несущественно и оставляется им без внимания. Неидеалистические явления, или же те, которые противоречат идеалу (если они не могут служить, по контрасту, для того, чтобы подчеркнуть возвышенность идеальной ценности), не находят места в таком искусстве. Оно обходит прозаическое, низкое, заурядное, земное. Оно не видит в младенце ребенка, в старом человеке — старика, а в женщине — женского; то, что оно видит, — это обобщенный и совершенный тип человека. Поэтому его младенцы — взрослые, старики — молодые; его женщины мужественны, люди вообще бесполы.
Визуальное искусство — земное по своему принципу отбора. Оно изображает то, что может быть интересно с земной точки зрения, что может быть «живописно» («Ах, как интересно!»), «ошеломляюще», «привлекательно», «эффектно», «романтично», «правдиво», «сенсационно», что пользуется спросом. По закону контраста оно имеет тенденцию концентрироваться на заурядных сторонах жизни и мира, на низком, испорченном, извращенном, злом, отвратительном, чувственном. Отсюда — его склонность изображать сцены повседневной или низкой жизни, исторические события, пьяницу, проститутку, уличного мальчишку, преступника, симпатичное лицо, соблазнительное тело, обнаженную эротическую фигуру, портрет и т. п.; или же воздавать должное тому, что своими формами, конфигурацией и цветовой гаммой доставляет удовольствие глазу.
5) Мир идеала мыслится как вечный. Это мир Бытия. Вечное означает статичное, то есть тихое, спокойное, безмятежное, неподвижное и неволнуемое, незыблемое, погруженное в идеал. Мир эмпирической и особенно визуально эмпирической реальности непрерывно трансформируется: его формы, свет и
тени, цвета и конфигурации, звуки, объекты, события находятся в постоянном движении вдоль шкалы времени. Он динамичен par exellence. Населяющие его люди вечно взволнованы, наполнены страстями, эмоциями, активностью, напряжением. Их жизнь — непрерывная смена радостей и страданий, поражений и побед, комедий и трагедий, драм и скуки. Стоит ли удивляться, что идеалистическое искусство имеет тенденцию быть относительно статичным? Его абстрактные фигуры не подвержены волнениям, они спокойны и безмятежны, их мир — это царство безмятежной, вечной, неподвижной неизменности. Визуальное искусство, наоборот, наполнено эмоциями, страстями, волнениями и движением. Оно драматично, даже комично и юмористично par exellence.
6) Поскольку чувственное наслаждение не является объектом идеалистического искусства, нельзя ожидать от него удовлетворения чувственных потребностей или желаний. Оно tie может быть фривольным. Поэтому женские фигуры встречаются в нем сравнительно редко; фигуры, лица и фривольные сцены, обольстительные, сексуальные, привлекательные, «хорошенькие» не находят в нем места. В визуальном искусстве ситуация обратная.
7) Так как визуальное искусство изображает не длящийся, а преходящий видимый мир вещей, характерными чертами его картин и скульптур являются непрерывное обновление, изменение и разнообразие; в противном случае та же самая вещь становится эстетически скучной, слишком знакомой, лишенной чувства новизны. Визуальное искусство должно изменяться непрерывно, оно должно быть искусством формы, моды и причуды: чем новее, тем лучше; чем больше разнообразия, i-ем больше наслаждения. Его очарование — в его раружности, под ней и вне ее нет никакого бесконечного содержания как в идеацио-нальном художественном произведении. Идеациональное искусство, наоборот, связано с медленным изменением; это искусство длительной, всегда многозначительной традиции: всегда старое по форме и всегда новое по содержанию, которое оно вбирает и может вобрать, потому что имеет дело с бесконечностью. Его ценности — это вечные, тщательно отобранные и подобранные ценности: они не требуют непрерывного изменения. Абсолютная ценность — высшая, а она не может быть заменена другими, низшими ценностями, даже если те совершенно новые4 вечно изменяющиеся, вполне «современные». Таким образом, период господства идеационального искусства — это
142 Часть 2. Флуктуация идеационалъной и чувственной форм искусства
время традиции и условности. Период господства визуального искусства — это время формы, моды, поиска самого нового и самого современного. В такое время «tout nouveau, tout beau»8, поэтому нет никаких традиционных и условных форм, каждый художник старается создать собственный стиль, отличный от других. Отсюда — непрерывное изменение форм и стилей искусства в эти периоды.
Таковы некоторые типичные черты идеалистического искусства по сравнению с искусством чувственным (визуальным). Что касается его основного отличия от идеационального искусства, то это ясно из вышеприведенной характеристики идеационального стиля. Если чисто идеациональное искусство ни в коей мере не соприкасается с эмпирической (визуальной, чувственной) реальностью, идет ли речь о его содержании или о форме, то идеалистическое подобные отношения имеет. Многие его идеалы — не трансцендентные, а эмпирические; формы — визуальные; одной ногой оно стоит в идеациональном, другой — в эмпирическом мире.
Как мы еще увидим, идеалистический стиль появляется, когда идеациональный начинает клониться к закату, но еще не полностью отдал свои «сверхэмпирические» швартовы; а визуальный стиль начинает наступать, не став еще полностью материалистическим, механистическим, гедонистическим и антирелигиозным.
В. Кубистский смешанный стиль. Другая фундаментальная форма смешанного стиля представлена кубизмом, футуризмом, имажинизмом, экспрессионизмом и подобными «модернистскими» радикальными течениями в искусстве. Их нельзя назвать ни преимущественно визуальными, ни преимущественно идеа-циональными. Они не являются визуальными, потому что не стремятся изобразить объект так, как он предстает нашим глазам. Кубистская или футуристская картина не передает чисто зрительного впечатления от объекта (вкл. IX). Стараясь изобразить трехмерную телесность материального объекта в формах кубов, живописцы этих школ ставят своей целью представить не визуальную (мы не можем увидеть три измерения), а его идеациональную форму: трехмерную твердость, постигаемую другими органами чувств и «хранящуюся» в нашем уме. Замечание Пикассо, что он пытается «заменить визуальную реальность концептуальной»9, справедливо и применительно к большинству «модернистов».
7. Стили в живописи и скульптуре
С другой стороны, символическими кубиками или другими невизуальными знаками художники этих школ не пытаются представить нечто сверхэмпирическое, нематериальное. Наоборот, эти «современные» стили от начала и до конца остаются в сфере эмпирической реальности и, может быть, являются более эмпирическими, чувственными, материалистическими, чем даже чистый визуализм. Они ставят своей целью изобразить всю твердость, пространственность, тяжесть и другие свойства материального мира.
С. Другие смешанные стили. Помимо идеалистической и кубистской форм существует много других разновидностей смешанного стиля. Когда изучаешь, например, египетскую скульптуру, то замечаешь даже на скульптурных портретах времен Древнего Царства10, как четко и прекрасно в визуальном стиле изображены голова и лицо человека и сколь «неестественно» (с визуальной точки зрения) остальное тело: поза, анатомия, конфигурация. Визуальный стиль, таким образом, тесно пе^пле-тается с невизуальной, иногда явно идеациональной формой в одной и той же скульптуре, на одном и том же барельефе или рисунке. Здесь имеет место, так сказать, механическое соединение или пространственное соседство элементов обоих стилей на одном и том же рисунке или скульптуре.
Древняя китайская живопись и рисунок — другая разновидность смешанного стиля, часто причудливым образом соединяющая элементы обоих стилей. Это не идеациональная, визуальная, идеалистическая, кубистская и даже не механическая смесь наподобие египетской. С одной стороны, она даже чрезвычайно визуальна, почти импрессионистична (особенно во многих пейзажах); с другой — она идеациональна.
Таковы основные стили живописи, скульптуры и (в несколько модифицированном виде) архитектуры, музыки, литературы и драмы. Каждый из этих стилей имеет много градаций; основные формы, которые мы рассмотрели, являют а остаются в сфере эмпирической реальности и, может быть, являются более эмпирическими, чувственными, материалистическими, чем даже чистый визуализм. Они ставят своей целью изобразить всю твердость, пространственность, тяжесть и другие свойства материального мира.
С. Другие смешанные стили. Помимо идеалистической и кубистской форм существует много других разновидностей смешанного стиля. Когда изучаешь, например, египетскую скульптуру, то замечаешь даже на скульптурных портретах времен Древнего Царства10, как четко и прекрасно в визуальном стиле изображены голова и лицо человека и сколь «неестественно» (с визуальной точки зрения) остальное тело: поза, анатомия, конфигурация. Визуальный стиль, таким образом, тесно пе^пле-тается с невизуальной, иногда явно идеациональной формой в одной и той же скульптуре, на одном и том же барельефе или рисунке. Здесь имеет место, так сказать, механическое соединение или пространственное соседство элементов обоих стилей на одном и том же рисунке или скульптуре.
Древняя китайская живопись и рисунок — другая разновидность смешанного стиля, часто причудливым образом соединяющая элементы обоих стилей. Это не идеациональная, визуальная, идеалистическая, кубистская и даже не механическая смесь наподобие египетской. С одной стороны, она даже чрезвычайно визуальна, почти импрессионистична (особенно во многих пейзажах); с другой — она идеациональна.
Таковы основные стили живописи, скульптуры и (в несколько модифицированном виде) архитектуры, музыки, литературы и драмы. Каждый из этих стилей имеет много градаций; основные формы, которые мы рассмотрели, являют собой лишь несколько главных меток на шкале многочисленных градаций. Но такие знаки очень полезны для ориентации в необъятном и сложном океане мира искусства и особенно при изучении жизни искусства: его направлений, флуктуации, «циклов», поворотов и изменений в течение времени.
Проведенный анализ является первой проверкой, через которую должны были пройти наши категории культурной мен-тальности. Тот факт, что они оказались вполне пригодными для классификации основных стилей в искусстве, — что живопись
144 Часть 2. Флуктуация идеационаяьной и чувственнойформ искусства
и скульптура совершенно естественно распались, так сказать, на эти три категории — показывает, что это не просто бескровные фантомы, упражнение в абстрактной логической классификации. Наоборот, предварительные понятия идеационального, чувственного и смешанного стилей охватывают принципы, которые подчинены актуальной эмпирической реальности и выражают ее, придают ясный смысл сложности и беспорядку в сфере искусства. В дальнейшем мы увидим, что эта классификация стилей искусства является одной из самых «естественных», проникая в самую суть преобладающей ментальности, которая отражается в каждом стиле. Она обнажает существенные особенности мировоззрения художника и общества, в котором он живет; находится в самой тесной связи с характеристиками других составляющих данной культуры: ее наукой и философией, религией и нравственностью, формами социальной и политической организации, природой общественных отношений — короче говоря, со всеми существенными чертами данной культуры и ее ментальности. В этом смысле понимание Gestalt'a11 данной культуры в данный период помогает понять смысл, истоки и методы преобладающего стиля искусства; а истинное знание художественного стиля и его правильная интерпретация в терминах этих категорий проливают особый свет на культуру, в которой он рождается и процветает.