Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
Бинарность характерна и для этой составляющей индивидуальностно-ориентированного процесса воспитания. Авторы концепции выделяют две группы: первая позволяет оценить эффективность педагогического содействия развитию индивидуальности ребенка, а вторая — помогает самому ребенку измерить результативность своей работы по реализации стремления стать и быть самим собой. Мерилом эффективности педагогических действий может стать сформированность (развитость) основных компонентов индивидуальности, к которым нами отнесены авторское отношение человека к себе и окружающей действительности, задатки и способности, нравственная направленность, творческая активность, социокультурный опыт познания и преобразования себя и окружающего мира. В качестве мерила, помогающего самому ребенку оценить результативность своей деятельности по развитию собственной индивидуальности, можно рассматривать следующие критерии:
— самоосуществимость (реализация потребности стать самим собой);
— самоэффективность (использование своих потенциальных и реальных возможностей);
— самоудовлетворенность (ощущение чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью).
В соответствии с перечисленными критериями подбираются методики психолого-педагогической диагностики, методы и приемы самопознания, самоанализа и самооценки, что позволяет взрослому и ребенку играть субъектную роль в изучении процесса развития индивидуальности.
Литература
1. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: ТЦ сфера, 2008. – 224 с.
2. Воспитание индивидуальности: учеб.-метод. пособие / под ред. Е.Н.Степанова. М., 2005.
3. Степанов Е.Н., Алексеева Н.А. Развитие индивидуальности ребёнка как предмет воспитательной деятельности // Воспитание школьников. – 2004. - № 10; 2005. - № 1.
4. Степанов Е.Н. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания // Классный руководитель. – 2006. - № 6.