Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
Концепция «Воспитание индивидуальности»
План
Название концепции, данные о её авторе(ах), наименование публикации, в которой изложены основные её положения.
Определение понятия «воспитание».
Цель и принципы воспитания.
Содержание воспитательного процесса.
Механизм воспитания.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
1. Концепция разработана коллективом научных и практических работников Псковской области под руководством профессора Евгения Николаевича Степанова. Ее основные идеи изложены в статье «Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности» (журнал «Воспитание школьников», 2004, № 10; 2005, № 1) и учебно-методическом пособии «Воспитание индивидуальности» (2005 год). Она направлена на осуществление мечты большинства педагогов — дойти до каждого ученика, раскрыть наиболее полно его возможности и способности.
К сожалению, долгие годы в советской педагогике приоритетным направлением воспитательной деятельности избиралось формирование в ребенке социально типичного; лишь в последнее десятилетие акцент в воспитательной практике постепенно смещается в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, что призвано помочь ему стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха.
Повышение роли процесса воспитания в формировании индивидуальности детей возможно только в том случае, если у педагога-воспитателя сформируются отчетливые и верные представления о сущности и структуре индивидуальности, целях, содержании, формах и способах организации деятельности по ее развитию. Совокупность этих представлений и может рассматриваться в качестве концепции индивидуальностно-ориентированного воспитания.
Сущность индивидуальности человека.
Проведенный авторами концепции анализ определений понятия «индивидуальность», изложенных в работах философов, психологов и педагогов, свидетельствует о многообразии научных взглядов на индивидуальность человека и ее сущность. Предпринятая попытка систематизации различных точек зрения ученых позволила выделить четыре ключевых аспекта, характеризующих сущность данного явления.
Первый ключевой аспект — индивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке. Именно посредством этих характеристик большинство исследователей описывают сущность и определяют понятие индивидуальности. Такая точка зрения преобладает в современной справочной литературе, учебных пособиях, монографиях и других учебных публикациях. Однако некоторые ученые имеют другое мнение о значении неповторимого своеобразия и уникальности при характеристике сущности индивидуальности. Единичность, неповторимость, особенность, как полагает философ И.И. Резвицкий, относятся к важным сторонам человеческой индивидуальности, без учета которых она не может быть правильно понята, но сами по себе являются лишь формальными ее характеристиками, не связанными с содержательным анализом. «Сама по себе неповторимость, как и единичность, — пишут психологи Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков, — не является сущностным свойством индивидуальности. Индивидуальность не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна неповторимости личности».
Эта точка зрения принципиально важна для педагогической практики. Она позволяет понять, что смысл педагогической работы с индивидуальностью не заключен только в учете индивидуальных особенностей детей и стимулиро- вании появления каких-то новых различий. Бесперспективность такого подхода можно объяснить следующими причинами. Во-первых, в такой работе педагогу не следует слишком усердствовать, ведь наследственность, окружающая природная и социальная среда, активность самого человека обусловливают огромное количество отличительных черт (качеств) конкретного индивидуума по отношению к другим людям. Вероятность повторения определенного человека на Земле, по утверждению известного американского генетика Р. Левонтина, так мала, как величина, обратная самому большому мыслимому числу людей, которое может вместить планета. Во-вторых, индивидуальность нельзя рассматривать как сумму, полученную в результате сложения отдельных отличительных черт и свойств человека. Вряд ли важные для криминалистов отпечатки пальцев с неповторимым рисунком кожного покрова, помогающие идентифицировать того или иного человека, позволяют судить о его индивидуальности. То же самое можно сказать и о чертах лица, параметрах телосложения, особенностях темперамента и т.п. Например, Гегель называл это множество отличий «дурной бесконечностью». И в-третьих, отличительные черты не являются самоценностью и для большинства самих детей. Хотя бывают случаи, когда ребенок пытается экстравагантной прической, одеждой, поступком заявить о своей индивидуальности. Но такие моменты характеризуют, как правило, мнимую, а не подлинную индивидуальность.
Второй ключевой аспект— индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика человека. Притом это свойство ученые относят к разряду главных, системообразующих, наиболее важных, ставя его в один ряд с такими характеристиками (качествами) человека, как индивид, личность, субъект. «Если личность, — по мнению Б.Г. Ананьева, — "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это "глубина" личности и субъекта деятельности».
Третий ключевой аспект — индивидуальность как этап, уровень развития человека. Авторы учебного пособия «Педагогика индивидуальности» О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк полагают, что индивидуальность — это высший уровень развития человека в онтогенезе. Подобную точку зрения разделяют и составители словаря социально-психологических понятий «Коллектив. Личность. Общество», называющие индивидуальность кульминационным этапом в развитии индивидуума. Становление индивидуальности, согласно их взглядам, происходит за достаточно длительный промежуток времени в жизни человека, а поэтому детство — всего лишь один из этапов данного процесса. Однако очевидна важность этого жизненного периода, ведь от того, насколько воспитатель сможет умело и заботливо поддержать и взрастить ростки индивидуальности в детские годы, во многом зависят яркость и полнота ее раскрытия и проявления в более зрелом возрасте.
Четвертый ключевой аспект — индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность. Как утверждал И.И. Резвицкий, общественная жизнь человека осуществляется в двух формах: коллективной и индивидуальной. Именно с последней он и психологи Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков связывают сущность индивидуальности. «Индивидуальность, — подчеркивает И.И. Резвицкий, — состоит не столько в том, что каждый индивид неповторим, хотя и в этом также заключен момент его индивидуализации, а в том, что каждый человеческий индивид — это отдельный, самобытный мир, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность». Взгляды ученых на индивидуальность как самобытность, способность человека стать и быть самим собой имеют методологическое значение для определения смысла воспитательной деятельности. Наверное, ради того, чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате — стать самим собой, т.е. самоосуществиться, воспитателю можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий. Представители гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) считают, что в самоосуществлении и заключается подлинное счастье человека, предназначение его бытия. А, следовательно, смысл деятельности педагога-воспитателя, если он действительно желает счастья своему воспитаннику, состоит в помощи ребенку стать и быть самим собой.
2. Понятие «воспитание». Разработчики концепции предлагают понимать воспитание как целенаправленный процесс содействия ребенку в самоосуществлении. Такое понимание воспитания основывается на постулатах гуманистической педагогики и психологии о предназначении бытия человека и смысле педагогической деятельности.
Если воспитание понимается таким образом, то возникает резонный вопрос: разве не каждый человек является самим собой (самоосуществляется)? На него авторы концепции дают отрицательный ответ, обосновывая свою точку зрения несколькими аргументами.
Во-первых, человек изначально, т.е. с момента рождения, не обладает индивидуальностью как полностью сформированным качеством. Ему еще предстоит самоосуществиться через многолетнюю и нелегкую работу по развитию и проявлению своей индивидуальности, самобытности.
Во-вторых, нередко человек плохо знает и развивает свои природные задатки, недостаточно эффективно использует внутренние и внешние возможности для самостроительства и самосовершенствования.
В-третьих, бывают случаи, когда человек совершает неидентичные самому себе поступки. Довольно часто причиной самонеидентичности является конформизм личности. Человек под давлением группы может избирать формы и способы поведения и общения, которые не соответствуют его жизненным принципам. Порой он так поступает ради того, чтобы сохранить благополучное положение в группе. В данном контексте становится понятным сформулированное А.Г. Асмоловым положение: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.
В-четвертых, приостанавливая на какой-то промежуток времени работу по самосовершенствованию, человек может потерять идентичность себе в дне завтрашнем. Самоосуществление — процесс непрерывный в течение всей жизни, и об этом не следует забывать.
3. Цель и принципы воспитания. В качестве главного целевого ориентира выступает индивидуальность как интегральное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.
Достижение главного целевого ориентира воспитания возможно лишь тогда, когда два основных субъекта воспитательного взаимодействия — педагог и учащийся — поставят перед собой следующие цели:
— создание условий для становления и проявления индивидуальности детей (цель педагога-воспитателя);
— эффективное использование возможностей стать и быть самим собой (цель ребенка).
К числу принципов индивидуальностно-ориентированного воспитания профессор Е.Н. Степанов и его коллеги относят семь требований к построению воспитательного взаимодействия. Это следующие принципы:
1) целостности;
2) бинарности;
3) доминанты;
4) вариативности;
5) помогающих отношений;
6) творческой активности;
7) рефлексивности. Рассмотрим каждый из них.
Принцип целостности. Большинство ученых рассматривает индивидуальность как целостную систему. «Индивидуальность, — утверждал еще в XIX в. известный философ Людвиг Фейербах, — это неделимость, единство, целостность). Данную точку зрения поддерживают и современные исследователи-психологи Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, В.И. Слободчиков, Л.Н. Собчик, которые собственными исследованиями убедительно доказали, что индивидуальность — целостная характеристика индивидуальных свойств человека как индивида, субъекта и личности.
В контексте раскрываемого принципа становится понятной важность неоднократно сформулированного и обоснованного философами, психологами и педагогами (Г.В. Гегель, Е.И. Исаев, Л.М. Лузина, И.И. Резвицкий и др.) предостережения о нецелесообразности представления индивидуальности только как неповторимости (уникальности, своеобразия) человеческого индивидуума. В противном случае остается вне поля зрения ряд ключевых аспектов данного явления, и индивидуальность не предстает как интегральная характеристика (свойство, качество) человека, как этап (уровень) его развития, как особая форма его бытия.
Принцип целостности актуализирует фундаментальное положение педагогической антропологии о том, что человек в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания (К.Д. Ушинский). Современный педагог-воспитатель должен направлять свои усилия на обеспечение развития ребенка как сложной и целостной системы. Причем педагогические действия не должны «распыляться» ради формирования каких-то отдельных, порой и не очень существенных, сторон и качеств человека, а должны сосредотачиваться на развитии системообразующего свойства, придающего человеку целостность. Именно таким свойством, по утверждению Е.В. Бондаревской, и является индивидуальность конкретных учащихся.
Принцип бинарности (бинарный — двойной, двуединый, состоящий из двух частей, компонентов и т.п.). Бинарный характер построения воспитательной деятельности обусловлен целым рядом процессов такого же рода, связанных с развитием и проявлением индивидуальности.
Хорошо известно, что формирование индивидуальности происходит под влиянием двух главных взаимодействующих факторов — наследственности и среды. Их влияние настолько взаимосвязано, что генетиками установлено существование устойчивой и значимой генотип-средовой корреляции. «Формирующаяся индивидуальность, — подчеркивает И.В. Равич-Щербо, — не делится на то, что в ней от среды, и на то, что — от генотипа. Развитие по сути своей является процессом переплетения и взаимодействия генов и среды, развитие и есть их взаимодействие».
Многочисленными исследованиями доказано, что развитие человека и его качеств, в том числе и индивидуальности, невозможно вне социума, вне пространства человеческой деятельности, общения и отношений, вне социального опыта и ценностей культуры. Процесс социализации содействует формированию в индивиде не только общих черт и качеств, свойственных всем представителям человеческого сообщества, но и особенного единичного, отличающего данного индивидуума от других людей. Например, становление и проявление яркой индивидуальности мастера фигурного катания трудно представить без освоения им азов катания на коньках, овладения техническими приемами, арсенал которых накапливался в течение многих лет и не одним поколением фигуристов. На этой основе и формируется индивидуальный стиль выступления мастера-фигуриста. То же самое можно сказать и о других сферах деятельности человека и выражения в них его индивидуальности.
Однако выяснение роли и степени влияния социализации на развитие индивидуальности человека не может быть ограничено лишь констатацией важного значения первого процесса для успешного протекания второго. Необходимо знать и учитывать сведения о наиболее существенных деталях данного взаимодействия. В частности, одну деталь пи в коей мере нельзя упустить. Чтобы лучше понять механизм и характер влияния социализации на становление и проявление индивидуальности, надо в процессе социализации выделить два структурно-процессуальных компонента. Их целесообразно назвать следующим образом: первую составляющую — типизацией, а вторую — уникализацией. Под типизацией понимается процесс, направленный на формирование в человеке общего (типичного), свойственного всем или большинству представителей людского сообщества. Уникализацией называется процесс, направленный на развитие в индивиде неповторимых (уникальных, единичных) качеств. Для развития важна не только глубина и интенсивность протекания каждого из них, но и их взаимосвязь и сопряженность. В противном случае рождаются довольно непривлекательные виды человеческой индивидуальности. К примеру, повышенная интенсивность процесса типизации при уменьшении степени влияния второй составляющей приводит к формированию индивидуальности, которую характеризуют такими определениями, как «незаметная», «несостоявшаяся», «утраченная». Суть данного образца индивидуальности достаточно ярко и точно выражает строка стихотворения Андрея Вознесенского: «Я пуст, я стандартен. Себя я утратил». Если же возникает диаметрально противоположная ситуация, то в результате может получиться индивидуальность, которую Н.Е. Щуркова называет «пещерной», подчеркивая, тем самым ее примитивность и крайне слабое влияние ценностей культуры на формирование такого человека.
И еще об одном важном аспекте бинарности не следует забывать. Речь идет о двуединстве в процессе воспитания деятельности педагога и активности ребенка. Не случайно М.И. Рожков и Л.В. Байбородова предложили осуществить классификацию методов воспитания на основе идеи бинарности. «Воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, — пишут они, — призвано вызвать соответствующее ему действие ученика, способствующее самовоспитанию. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные. Бинарные методы воспитания предполагают выделение парных методов "воспитания-самовоспитания"».
Выражая полное согласие с точкой зрения этих ученых, мы полагаем, что принцип бинарности должен стать правилом в деятельности педагога-воспитателя по обеспечению развития индивидуальности ребенка не только при определении методов воспитания, но и при выборе целевых ориентиров, содержания, форм организации, анализа и оценки воспитательного взаимодействия, т.е. при отборе всех компонентов процесса воспитания. Бинарность должна пронизывать каждый элемент и каждое мгновение, воспитательных отношений педагога и ребенка.
Принцип доминанты. Необходимо сразу пояснить, что понятием «доминанта» нами обозначается не столько физиологический очаг возбуждения, сколько такой момент бытия человека, как концентрация его интеллектуальных, душевных и физических сил на важном аспекте своей жизнедеятельности. Кстати, и сам создатель учения о доминанте академик А.А. Ухтомский считал возможным ицелесообразным применять данный термин не только в рамках физиологии, но и в более широком контексте — при изучении и объяснении жизни человека в целом, включая ее интеллектуальную и духовно-нравственную стороны.
Принцип доминанты требует от воспитателя внимательного изучения воспитанников и тщательного анализа их поступков, что способствует выявлению, осознанию и пониманию педагогом доминантных состояний у детей. Это является, несомненно, важным для развития индивидуальности школьников, ведь из совокупности присущих им доминант формируется «руководящий стержень» (термин А.А. Ухтомского) их мыслей и действий, т.е. авторское отношение к жизни. Доминантные стороны, как правило, являются одновременно и наиболее сильными, обеспечивающими успех в жизни и развитии того или иного человека. Они оказывают положительное влияние на коррекцию слабых сторон человеческого индивида. «Если плохо дается русский язык, а хорошо — математика, — пишет А.И. Кочетов, — дополнительно надо заниматься именно математикой». Как заметил видный советский психолог В.А. Крутецкий, атака на слабость должна вестись с позиции развития силы. Воспитатель может и должен позаботиться о создании условий для развития и проявления сильных сторон ребенка.
Принцип вариативности. Вариативность как важнейшая характеристика воспитательного процесса обусловлена многообразием способов и условий человеческого бытия и постоянной их изменчивостью. Она обусловлена уникальностью каждого человеческого индивида, неповторимостью его жизненного пути и особенностями процесса развития. Неслучайно известный российский педагог К.Н. Вентцель в начале прошлого века писал: «Каждый ребенок предполагает свою особую систему воспитания (сколько существует детей, столько существует и систем воспитания)».
В этой связи воспитателю необходимо иметь более отчетливые представления об индивидуальной траектории жизнедеятельности и развития каждого ребенка и на их основе более детально и обоснованно планировать индивидуальную работу с каждым учеником. Педагог должен помочь воспитанникам найти и занять свою нишу, разумеется, наиболее комфортную и благоприятную, в общем пространстве деятельности и отношений в ученическом коллективе.
Принцип вариативности требует от педагога умения проектировать и создавать в воспитательном взаимодействии с учащимися ситуацию выбора. «Я есть мой выбор», — справедливо утверждал французский философ и писатель Жан-Поль Сартр. Без выбора невозможно развитие индивидуальности ребенка, проявление его способностей. Педагог может и должен помочь, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора цели, содержания, форм и способов организации ин- дивидуальной и коллективной деятельности.
Принцип помогающих отношений. В результате работы по определению условий, форм и способов педагогического содействия ребенку в развитии и актуализации его возможностей и способностей, в становлении и проявлении его индивидуальности, зарубежные ученые-представители гуманистического направления в психологии и педагогике пришли к выводу, что главное условие в решении этих сложных задач — установление помогающих отношений между воспитателем и его воспитанниками. Понятие «помогающие отношения» ввел Карл Роджерс, определив его следующим образом: «Это такие отношения, в которых один из участииков стремится к тому, чтобы у одной или обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов». Этот же ученый назвал пять обстоятельств (условий), способствующих построению помогающих отношений. К ним он отнес следующие:
— восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой;
— конгруэнтность педагога;
— безусловно положительное отношение взрослого к, ребенку;
— эмпатийное понимание ребенка;
— ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.
Соблюдая перечисленные условия, педагог содействует формированию у ребенка умений самостоятельно решать проблемы своей жизнедеятельности и личностного роста, способности к самопознанию, самостроительству, самореализации и самоутверждению.
Принцип помогающих отношений нацеливает воспитателя на отказ от использования средств формирующейI педагогики, на обогащение своего педагогического арсенала индивидуальностно-ориентированными формами и способами воспитательного взаимодействия.
Принцип творческой активности. Практически все исследователи подчеркивают неоценимое значение творчества для созидания индивидуальности. Очень часто определение «творческая» соседствует с термином «индивидуальность» (Е.Н. Барышников, Р.У. Богданова, К.Н. Вентцель, Ю.А. Гагин, И.А.Колесникова, Л.М. Лузина и др.). «В наших исследованиях, — констатирует Ю.А. Гагин, — к сущностным элементам индивидуальности, посредством которых происходит ее реализация, отнесены творчество и общение. При этом творчество рассматривается, во-первых, как деятельность, связанная с созданием чего-то нового по смыслу. Создание чего-то нового по смыслу, осознание этого смысла, передача его другому являются главными элементами творчества индивидуальности, благодаря чему происходят ее становление и реализация. Во-вторых, творчество рассматривается как признак личности, индивидуальности, т.е. человека, способного создавать новые формы индивидуальной и общественной жизни». Однако не всякое творчество, замечают Р.У. Богданова и Л.М. Лузина, гарантирует становление творческой индивидуальности. Для этого следует соблюдать еще одно условие: ребенок в процессе творческой деятельности должен занимать субъектную позицию.
Принцип творческой активности обращает внимание воспитателя на необходимость проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетвор-чества. Умелая педагогическая поддержка творческих устремлений воспитанников будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру.
Принцип рефлексивности. «Индивидуальность рождается вместе с развитием рефлексии», — так кратко и точно охарактеризовали Н.Н. Михайлова и С.М. Юсфин одну из закономерностей процесса становления человеческой индивидуальности. Ведь без формирования внутреннего «Я», цементирующего индивидуальную структуру индивида, по утверждению И.И. Резвицкого, трудно представить возможность обретения человеком своей индивидуальности. Не вызывает сомнение и то, что в конечном счете человеку самому решать: стал или не стал он самим собой, сумел или не сумел обрести свой образ, реализовал или не реализовал свои возможности.
Принцип рефлексивности является отражением необходимости осуществления педагогической деятельности по формированию у детей умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной или индивидуальной жизни. В современной практике воспитания существует широкий диапазон форм и методов развития у учащихся рефлексивной культуры.
4. Содержание воспитательного процесса. В соответствии с целями и принципами определяется содержание воспитательного процесса. Оно должно содействовать развитию индивидуальности посредством созидания ее основных составляющих и интеграции их в единое целое. Авторы концепции называют те структурные элементы человека, которые могут одновременно рассматриваться и в качестве компонентов индивидуальности.
Первым компонентом (ядром индивидуальности) выступает авторское отношение человека к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий. Индивидуальность и ее основные элементы, по мнению Н.Е. Щурковой, сфокусированы ключевым отношением к жизни.
Второй компонент— задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом из широкого спектра человеческих занятий выбор предмета собственных привязанностей и увлечений, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливают формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Не зря В.А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту "золотую жилку", от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
Третий компонент— социально-культурный опыт индивида. Он включает в себя знания о человеке и об окружающей социальной и природной действительности, умения и навыки познавательной и преобразовательной деятельности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. Важной составляющей социально-культурного опыта являются знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии. От богатства этого опыта во многом зависит яркость и многогранность человеческой индивидуальности. Именно данный компонент можно рассматривать в качестве базисного основания для формирования уникального сочетания в конкретном человеке общих, особенных и единичных черт и качеств, а также как необходимое условие становления не примитивно пещерной, а подлинно культурной индивидуальности, впитавшей в себя культурные ценности цивилизации.
Четвертый компонент — нравственная направленность как существенная характеристика индивидуальности в соотнесении с духовно-нравственными приоритетами общества, как ценностное наполнение избираемых человеком содержания, форм и способов самореализации и самоутверждения. Включение нравственной направленности в состав компонентов индивидуальности произведено нами осознанно, хотя мы знаем, что многие исследователи подчеркивают независимость индивидуальности и уровня ее сформированности от норм морали и степени их усвоения (принятия) человеком. В научной литературе можно встретить описание яркой индивидуальности трудновоспитуемого подростка или даже преступника. В данном контексте используются такие понятия, как «проблемная индивидуальность» (С.А. Расчетина, СБ. Калинина), «темная индивидуальность» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов). Однако мы убеждены в том, что целесообразно вести педагогическую работу по развитию индивидуальности, не забывая о духовно-нравственном ее наполнении.
Пятый компонент — творческая активность, которая выступает по отношению к индивидуальности в различных ипостасях: и как ее элемент, и как свойство, присущее ей, и как решающее условие ее становления и проявления. Такая многогранность свидетельствует об огромной важности этой составляющей. Без творческой активности трудно представить возможность формирования яркой индивидуальности, полномасштабного самоосуществления человека. При ее отсутствии доминирующее положение занимают типичность, стандартность, незаметность. Творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и за- трагивать жизнедеятельность человека в целом. Вот почему необходимо педагогу заботиться о развитии в детском коллективе процессов коллективного и индивидуального жизнетворчества.
Наличие сфомированного представления о компонентном составе индивидуальности способствует более обоснованному определению содержания воспитательного взаимодействия педагога и ребенка. Содержание этого взаимодействия, содействующее воспитанию индивидуальности, включает в себя следующие приоритетные направления:
— созидание авторского отношения человека к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению;
— развитие задатков и способностей растущего человека;
— освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности;
— формирование нравственной направленности ребенка;:
— развитие творческой активности детей.
5. Механизм воспитания. Включает в себя формы, методы и приемы, помогающие ребенку стать и быть самим собой. Методы воспитательного взаимодействия являются бинарными. Они обеспечивают в процессе воспитания двуединство деятельности педагога и активности ребенка. К разряду основных приемов и методов псковские исследователи относят представленные в таблице шесть пар способов деятельности педагога и самодеятельности ребенка.
Способы деятельности педагога | Способы самодеятельности ребенка |
Методы и приемы | |
Познания ребенка | Самопознания |
Понимания ребенка и его жизнедеятельности | Самопонимания |
Педагогического проектирования | Самопроектирования |
Помогающего созидания | Самосозидания (самостроительства) |
Педагогической рефлексии | Саморефлексии |
Педагогической коррекции | Самокоррекции |
Развитию и проявлению индивидуальности ребенка способствуют следующие формы воспитательной работы:
— учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование личности» (Г.К.Селевко), «Философия жизни» (Н.Е. Щуркова);
— циклы тематических классных часов (клубных занятий) «Стань самим собой», «Познай себя», «Сотвори себя сам»;
— альбом-эстафета «Мир моих увлечений и интересов»;
— игра-путешествие в мир своего «Я»;
— тренинг саморазвития, личностного роста;
— мастерская самопроектирования;
— творческая самопрезентация;
— персональная выставка;
— бенефис;
— смотр-конкурс «Ученик года» («Достижение года»);
— звездная гостиная «Зажги свою звезду»;
— книжка (тетрадь) достижений;
— личный сайт школьника.