II. ТЕОРИИ ПОВТОРЯЕМОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ, ВО ВРЕМЕНИ И ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ
Как и большинство циклических теорий социального процесса, теории повторяемости в области художественных явлений настаивают на повторении в пространстве определенных единообразий.
Первую проблему повторяемости художественных явлений в социальном пространстве можно выразить вопросом: существует ли какая-нибудь универсальная последовательность в развитии и процветании различных видов искусства? Например, верно ли что во всех культурах первой развивается и достигает расцвета архитектура (А), затем скульптура (С), затем живопись (Ж), потом музыка (М) и, наконец, литература (Л)? Лидирует ли архитектура, в смысле развития стиля, всегда и во всех культурах, тог-
5. Существуют ли закономерности в развитии искусства?
да как остальные виды искусства оказываются позади, причем в вышеописанной последовательности? Повторяется ли поэтому единая последовательность А, С, Ж, М, Л универсально в социальном пространстве во всех культурах? Если нет, то существует ли какая-нибудь другая единая последовательность?
Из нескольких современных работ, имеющих дело с этой проблемой, двумя если не самыми значительными, то наиболее интересными являются «Революции цивилизаций» («The Revolutions of Civilisations») Ф. Петри, недавно снова изложившего свои взгляды в статье «История в искусстве» («History in Art»), и «Дорога из хаоса» («Der Weg aus dem Chaos») П. Лигети. Согласно Ф. Петри, не все виды искусства в рамках данной культуры или в ее великий период достигают расцвета одновременно. Некоторые виды искусства всегда освобождаются от архаической формы и переходят к свободным и более изящным формам раньше, чем другие. Существует единая и регулярная последовательность: такой поворотный пункт впервые возникает в архитектуре и скульптуре, «затем идут живопись, литература, музыка, механика, теоретические науки и в последнюю очередь благосостояние. Там, где творческие способности остаются невостребованными, народ обречен и живет только за счет своего престижа и сбережений до тех пор, пока его богатства не привлекут более сильный народ».
Теория знаменитого египтолога, несомненно, очень впечатляюща и наводит на размышления. Но достоверна ли она? Боюсь, что он, как и многие другие, приписывает социальным и историческим процессам закономерность, которой на самом деле нет.
Его вывод основан на «поворотной точке от архаизма к свободе» каждого культурного класса. Является ли смысл «поворотной точки» вполне ясным и достаточно определенным, чтобы такая точка могла быть локализована и зафиксирована? Боюсь, что нет. А поскольку этот смысл и не ясен, и не определен, объективно локализовать «поворотную точку» ни в искусстве, ни в литературе, ни в музыке, ни в науке невозможно; следовательно, любая попытка осуществить такую локализацию для каждого класса культурных явлений неизбежно оказывается сомнительной, и сделанный вывод остается субъективным.
Обратимся теперь к теории П. Лигети, изложенной в его интересной и впечатляющей работе «Дорога из хаоса». В отличие от Ф. Петри, он не считает, что скульптура и архитектура во все века идут рука об руку. Лигети полагает, что во всех культурах процветание архитектуры всегда предшествует расцвету скульптуры. Суть теории Лигети о последовательности искусств заключается в следующем: в начале развития любой великой культу-
архитектура является первой и самой ранней формой искусства, достигающей расцвета; затем в период зрелости культуры наступает расцвет скульптуры; и наконец, на стадии ее упадка имеет место расцвет живописи. Такой порядок постоянен и одинаков в развитии всех великих культур. В европейской культуре в Средневековье наблюдался величайший расцвет архитектуры, тогда как скульптура и живопись оставались примитивными и неразвитыми. Ренессанс — время триумфа скульптуры как синтеза архитектуры и живописи.
«За этим ритмом стоит закон, или единообразие, которое проявляется всюду, где есть человеческая культура... Каждая культура начинается с архитектонического периода и заканчивается периодом живописи»1.
Бок о бок с этими длинными волнами, на которых основан «закон трех стадий»2 развития искусства и культуры П. Лигети, существуют волны еще большей длительности, так же как и волны более короткие. Не только каждая культура проходит через три стадии, перечисленные Лигети, если взять совокупность всех культур, то действует та же закономерность: великие древние культуры, такие, как египетская, являются преимущественно архитектурными; более поздние, такие как греческая и римская, являются преимущественно пластическими; а современные культуры, как европейская, преимущественно malerisch3. Таков длинный ритм развития искусств и человеческой культуры з целом.
Что касается более коротких волн, то существуют периоды, длящиеся приблизительно сто тридцать лет, в которых имеет место тот же самый ритм: архитектура — скульптура — живопись.
Само собой разумеется, что такая конструкция предполагает оценку высшего достижения в каждом из этих искусств, а в ней, как и во всякой оценке подобного рода, содержится элемент субъективности. Для одного исследователя высшим достижением в данном искусстве может быть что-то одно, для другого — совсем иное. Соответственно и периоды наивысшего расцвета для этих исследователей разные. Если, однако, исследователь утверждает, что он открыл постоянный закон, то его история должна, по крайней мере, согласовываться в общих чертах с оценками величайших точек, установленными многими компетентными исследователями. Если же взять утверждения Лигети и сопоставить их с оценками других авторитетных ученых, то окажется, что открытый им «постоянный закон» вовсе не является постоянным и, следовательно, перестает быть общим законом.
Рассмотрим культуры Египта, Индии, Китая, Японии, Франции, Испании, Германии, Англии, Греции и Рима и выводы ряда
12 0 Часть 2. Флуктуация идеационалъной и чувственной форм искусства I 5 Существуют ли закономерности в развитии искусства?\ 21
историков литературы, искусства и музыки каждой из этих стран относительно хронологической последовательности, в которой указанные искусства достигали высшей точки своего расцвета, и периодов, в которые это процветание имело место. Сразу же становится ясно, что Лигети возвел в постоянный закон нечто существующее лишь в ограниченном числе случаев: установленная им последовательность встречается только в трех культурах из десяти рассматриваемых — в Греции, Германии и Франции. В семи других культурах последовательность либо обратная, либо совершенно отличная и от его «закона отставания», и от его последовательности. Таким образом, это еще один пример того, как «безобразный факт убивает прекрасную теорию».
Отложив на время характеристику следующей части теории Лигети, рассмотрим вкратце некоторые другие теории единообразной последовательности развития различных видов искусства в разных культурах или, что то же самое, теории, утверждающие, что во всех культурах одни виды искусства всегда лидируют в развитии стиля, тогда как другие всегда отстают. Такого рода теория постоянного отставания есть не что иное, как теория постоянной последовательности изменения в различных видах искусства. В систематическом или несистематическом виде подобные точки зрения неоднократно выдвигались до Лигети и Петри. Например, В. де Лапрад разработал теорию, согласно которой искусство Востока (Индии, Египта, Персии, Китая) было преимущественно архитектурным; искусство Греции и Рима — преимущественно скульптурным; христианской средневековой Европы — главным образом живописным, а искусство современности — по существу музыкальным. «Архитектура отвечает Богу; скульптура и живопись — идеальному или реальному человеку; музыка — внешнему чувственно воспринимаемому миру»4.
Теории Лигети и Лапрада, а также некоторые другие теории этого типа, вероятно, испытали на себе влияние теории Гегеля, изложенной в его «Эстетике», Во всяком случае, между их построениями и теорией Гегеля есть некоторые черты сходства. Сущность того аспекта гегелевской теории, который имеет отношение к нашей проблеме, заключается в следующем. В соответствии с основным принципом своей философии Гегель рассматривает эволюцию искусства как процесс самореализации или развертывания во времени Идеи или Духа. Процесс этого развертывания включает в себя три стадии (Hauptstufen), каждой из которых присущ определенный тип искусства: символический, классический и романтический. В стадии символического искусства «идея
еще ищет своего подлинного художественного выражения, так как она еще абстрактна и неопределенна в самой себе и поэтому не имеет в себе и внутри самой себя соразмерного выявления»5.
Тем не менее она может выразить себя только с помощью символизма, в незрелых формах, где мало настоящего соответствия между идеей и внешними формами, в которые она облекается. Здесь материя превалирует над Идеей, а Идея не находит адекватного выражения в чувственной форме.
«Всецело совершенное единство содержания и формы служит основой второй, классической формы искусства»6. Здесь между Идеей и ее выражением совершенная гармония. Наконец, романтическое искусство снова отменяет полное единство Идеи и ее реального воплощения.
Но так как «дух есть бесконечная субъективность идеи», он не находит вполне совершенного выражения при помощи конечных по природе чувственных средств своей объективации даже в пластическом искусстве.
«Исходя из этого принципа, романтическая форма искусства снова отказывается от нераздельного единства классического искусства, так как она приобрела содержание, выходящее за пределы классической художественной формы и ее способа выражения» 7.
Гегель развивает эти принципы далее, показывая, что самой адекватной объективацией символической стадии и символического типа является архитектура; классического типа и стадии — скульптура; романтической — живопись и особенно музыка и поэзия. Но это еще не все. Каждый вид искусства проходит в процессе своей эволюции через эти три стадии; например, архитектура в своем развитии имеет символичес-ий, классический и романтический периоды. То же самое справедливо и относительно других искусств: скульптуры, живописи, музыки, поэзии (хотя сам Гегель предпочитает употреблять несколько иные термины для обозначения стадий поэтической эволюции). Итак, мы имеем сложную шкалу прогрессивного развертывания от мельчайшего до полнейшего раскрытия Духа в процессе движения от архитектуры к поэзии и в процессе движения каждого вида искусства от символической к романтической стадии. С точки зрения гегелевской классификации искусство Востока оставалось почти исключительно на символической стадии, а искусство Греции и Рима — на стадии классической. Единственным искусством, достигшим романтической стадии, было европейское искусство, особенно искусство современной Европы.
122 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
Наша работа является отрицанием линейных концепций социокультурных процессов, и потому нет необходимости давать специальную критику гегелевской теории с этой точки зрения. Поскольку ее фактическая сторона касается вышеприведенных данных и данных последующих глав, достаточно указать ее несоответствия и грубые ошибки.
Следующий тип, который необходимо обсудить, представлен теорией Ж. Комбарьё, согласно которой музыка в смене своих стилей постоянно отстает от других видов искусства.
«Музыка почти всегда отстает в социальной эволюции. Шют-ца, Баха, Генделя следовало бы отодвинуть на столетие назад, чтобы найти общественное сознание, соответствующее их художественному сознанию. Моцарт и Бетховен в своих сонатах выражают трогательную философию жизни, которая существовала гораздо раньше. У немцев музыкальный романтизм появился почти на два поколения позже, чем их литературный романтизм. Даже Вебер в ариях своего "Вольного стрелка" («Freischutz», 1821) отставал от Гердера и Бюргера»8.
Недостоверность этого обобщения следует из моих предыдущих замечаний и из фактов.
Короче говоря, существует так много исключений из правил, установленных Комбарьё, д'Энди9 и другими, что они вообще перестают быть правилами. На них можно настаивать, только игнорируя обширное множество противоречащих фактов.
То же самое, mutatis mutandis10, можно сказать и о многих других теориях, трактующих о наличии всеобщего и постоянного отставания определенных видов искусства по сравнению с другими. Что касается тех нескольких теорий, которые рассматриваются в этой главе и которые пытаются установить определенную и универсальную последовательность в развитии различных видов искусства во всех культурах и цивилизациях, то мы, в силу фактов, обязаны расценить их утверждение как в лучшем случае лишь отчасти достоверное. Такой постоянной и всеобщей последовательности не существует, и, хотя теории, которые мы проверяли, в других отношениях являются ценными и интересными, в этом отношении они должны быть расценены как искажение истины.