IV. ПРЕРЫВНОСТЬ И ПУЛЬСАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Если все составляющие данного процесса остаются одними и теми же в течение всего времени его существования, то он не мо­жет иметь никакой «прерывности», никакого «поворота», «пре­дела», «фазы», «звена», «такта», «ритма». Неизменный характер всех его направлений в каком бы то ни было смысле исключает, по определению, любые паузы, которые отделяли бы одну его часть от других. Это значит, что для действительной прерывности про­цесса необходимо изменение его в одном или большем числе направ­лений, в том или ином смысле. Более того: любая прерывность процесса всегда является результатом изменения одного или боль­шего числа его направлений и их смыслов. Поскольку процесс от­мечен паузами, ритмами, «поворотами», сменой темпа или раз­делением на «фазы», «звенья», «части» и т. п., все эти метки суть не что иное, как функция изменения данного процесса в том или ином направлении (в том или ином смысле).

Таким образом, если направление во времени во всех его раз­нообразных смыслах остается одним и тем же, никакое измене­ние ритма или темпа, никакое largo, prestissimo, accelerando, ritardando4— невозможно. С другой стороны, как только на­правление во времени изменяется (темп, если можно так выра­зиться, меняется с largo на presto5), процесс сразу же разделяет­ся на эмпирически осязаемые звенья или фазы или же, если использовать музыкальные термины, такты и ритмы. Точно так же, как только количественное направление обнаруживает ка­кое бы то ни было изменение (скажем, уровень рождаемости падает с 9,2 до 8,5 на 1000 человек населения), это означает «по­ворот» в процессе и разбивает его на разрозненные части. Когда же процесс изменяет свое качественное направление (например, когда некто переходит из состояния здоровья в состояние бо­лезни, красное становится белым, тишина сменяется шумом, мир нарушается войной, процветание заканчивается и наступа­ет депрессия, на смену детству приходит период половой зрелос­ти), это изменение делит процесс на две или большее число раз­личных стадий, фаз, частей. Во всех таких случаях прерывность не накладывается искусственно, а существует внутри процесса и, будучи осознанной нами, обеспечивает адекватное выраже­ние реальной пульсации процесса. Из этого принципа, интер­претируемого таким образом, вытекает ряд выводов, которые касаются многих важных проблем социальных наук.

4. Социокультурные флуктуации Ю 7

A. Чем более резкое изменение происходит в данном направ­лении, тем сильнее модификация процесса в этом направлении.

B. При прочих равных условиях, одновременное изменение в двух направлениях прерывает процесс более заметно, чем экви­валентное ему изменение в каком-нибудь одном из этих направ­лений. В таких случаях пауза, отделяющая одну фазу от другой, становится двойной или множественной (cumulative).

C. Из утверждений А и В следует, что чем большее число направ­лений и их смыслов одновременно претерпевают изменения и чем глубже или острее изменение в каждом из них, тем более крутым будет поворот в процессе и тем легче будет его заметить и осознать.

Основной смысл всех трех предыдущих утверждений можно сформулировать так: глубина, величина и резкость каждого пре­рывания данного процесса прямо пропорциональна числу направ­лений, в которых процесс синхронно изменяется, и резкости изме­нения в каждом из этих направлений.

Изменение в одном направлении отмечает обычно некоторую «стадию» развертывания исторического процесса; изменение в двух или большем числе направлений отмечает более длительный «период», «эпоху» или «эру».

D. Наконец, когда единица, в которой происходит процесс, перестает быть идентифицируемой, сам процесс следует счи­тать законченным.

Не лишним будет сказать здесь несколько слов по поводу нача­ла и конца процесса, поскольку эти крайние рубежи являются величайшими, главными его вехами. Пока единица, находящаяся в процессе, идентифицируема, процесс сохраняется, несмотря на все изменения в его направлениях. Когда единица изменяется до такой степени, что становится неидентифицирушой, процесс заканчивается. Момент, когда идентификация единицы стано­вится невозможной, является точкой, в которой процесс закан­чивается, когда же мы обнаруживаем появление новой единицы, которая, насколько позволяют судить наши знания, до этого не существовала, начинается новый процесс.

V. ОБРАЗЦЫ ПРОЦЕССОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ НАПРАВЛЕНИЯ (ЛИНЕЙНЫЕ И НЕЛИНЕЙНЫЕ, ЦИКЛИЧЕСКИЕ И ВАРИАНТНО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ)

Как мы уже отмечали, процессы характеризуются направле­нием и смыслом. Если смысл данного процесса и его направле­ние остаются одними и теми же за все время существования про-