Факторы, определяющие силу и стойкость семейного воспитания.

Тема 9: Семейное воспитание

Вопросы:

1. Роль семьи в воспитании детей. Условия правильного воспитания в семье.

2. Формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей.

 

Вопрос: Роль семьи в воспитании детей. Условия правильного воспитания в семье.

 

Исторически сложились 2 ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное, каждая из которых обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Семья – та среда, куда ребенок попадает с момента рождения, она первая формирует тело, душу, разум, волю ребенка.

 

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа). Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали приоритет общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский подчеркивал важность материнской школы. То есть первостепенное значение имеют те знания, которые ребенок получил из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен и расписания, без выходных и каникул. Таких же взглядов на семью придерживался и другой великий педагог – И.Г. Песталоцци.

Была и противоположная точка зрения – о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет. Начиная с деятельности социалистов-утопистов (Р. Оуэн до советского периода, когда семья рассматривалась как ячейка общества).

В современной науке приоритет отдается семье в воспитании ребенка. Сила и действенность семейного воспитания несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. (Проблема детей новых русских).

 

Факторы, определяющие силу и стойкость семейного воспитания.

Исследователи (Т.А. Маркова) выделяют ряд факторов, которые определяют силу и стойкостьсемейного воспитания.

1. Воспитание в семье отличается глубокимэмоциональным, интимным характером. В основе семейного воспитания лежит родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям. Семья дает ребенку чувство защищенности от неизвестности, опасностей окружающего мира (в маминых объятиях можно укрыться от всех страхов). Домашнее тепло – одно из условий счастливого детства.

2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. (А это постоянство очень важно для формирования нервной системы ребенка).

3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную). В детском саду дети участвуют в труде от случая к случаю, не всегда понимают его необходимость для окружающих людей. В семье картина совсем другая. Уже у ребенка 1,5 – 2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки «спать», подать дедушке газету. С 3-4 лет ребенку поручают поливку комнатных растений, он помогает взрослым в сервировке стола, в уборке.

4. Именно в семье ребенка овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Выражение «Дети - зеркало семьи» справедливо: ребенок ориентируется на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. (Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что такое хорошо и что плохо. Например: «воинственный» папа в дальнейшем будет часто получать жалобы от учителей «ребенок дрался на перемене» (он учил его «давать сдачу»).

Выделяют целый ряд классификаций типов семей:

1. Патриархальная– характерно авторитарное воспитание, молодое поколение приучается на себя не надеяться, собственная инициатива не развивается, ребенок надеется на родителей. Дети малоинициативные, неэнергичны, неспособны отстаивать себя.

2. Неустойчивая– приучает детей не надеяться на свои силы человек – приспособленец в жизни. Дети пассивны, безынициативны и неустойчивы в поведении.

3. Индивидуалистическая– дети приучаются надеяться только на себя, к себе относятся как по взрослому, знают свои права и обязанности. Дети самостоятельны, энергичны.

Возможно и другое деление:

1. Благоприятная семьяможет быть:

· Имеющие педагогическое образования

· Позитивно настроенные семьи, но не имеют педагогических знаний

· Формально-благополучные семьи (на людях – идиллия, а в быту неурядицы).

2. Неблагополучные(дают большой % трудных детей):

· Конфликты (педагогически несостоятельные)

· Аморальные

3. Неполная семья (недостаток общения с одним из родителей, нет хорошей психологической атмосферы).

Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий:

1. осознание родителями ответственности за воспитание детей. А.С. Макаренко : «воспитание детей самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание – наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы».

2. наличие педагогических знаний. Чтобы правильно воспитать ребенка, надо его хорошо знать и понимать. Родителям необходимо иметь запас элементарных знаний в области дошкольной психологии, педагогики.

3. правильная организация семейной жизни: равноправие супругов, доброжелательный тон, правильное отношение к ребенку, единство требований.

4. авторитет и личный пример родителей.