I. СИСТЕМЫ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ АСКЕТИЧЕСКИ-ИДЕАЦИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
А. Индуизм (брахманизм) и буддизм. Живя в эпоху преимущественно чувственной или смешанной культурной ментально-сти, мы склонны думать, что аскетически-ид еацион ал ьная мен-тальность — это что-то редкое, почти из ряда вон выходящее; тем не менее, даже краткий обзор идеальных представлений, которые управляли и до сих пор управляют миллионами людей, которые пронизывают величайшие мировые культуры, показывает, что аскетически-идеациональная ментальность образует в мире культуры не остров, а несколько крупнейших континентов. Умонастроение индуизма, буддизма, джайнизма, даосизма, суфизма, раннего христианства, многих аскетических и мистических сект, групп и движений (таких, например, как киники, стоики, гностики, орфики5) было преимущественно идеацио-нального типа: ид еационально-аскетическим на самом высоком уровне, активно-идеациональным — на среднем, идеалистическим и смешанным — на самом низком.
Даже беглое знакомство с этими системами ментальности показывает, что их ббльшие посылки и вторичные, вытекающие из них характеристики — точно такие, как те, что в предыдущей главе были отнесены к аскетически-идеациопальному типу.
Во всех этих системах последняя реальность понимается как нечто нематериальное, находящееся по ту сторону чувственного восприятия. Это Бытие, вечное и неизменное, не обладающее ни одним из свойств чувственно воспринимаемого материального мира.
Поэтому мир внешний, чувственно воспринимаемый, рассматривается как нечто нереальное, непостоянное, преходящее, иллюзорное — как майя6.
На самом высоком уровне сознания эти системы включают в себя следующие четыре элемента:
1) Последняя реальность — духовная; к ней нужно стремиться путем преодоления иллюзорной индивидуации и растворения в ней.
2) Потребности — чисто духовные.
3) Степень их удовлетворения — максимальная.
4) Способ удовлетворения состоит в полном подавлении всех чувственных потребностей, вплоть до уничтожения самого
3 Конкретные примеры основных типов ментальностей
их источника — то есть в радикальном преобразовании самого себя как существа социального, психологического и биологического (самоугасание).
философия индуизма и буддизма — это философия Бытия, а не Становления; она развивает большую способность к самоконтролю; с точки зрения активности ее идеал — всецело инт-ровертный, вплоть до оправдания отказа от ощущений, от контакта с внешним миром, пренебрежения к показаниям «шести входов»7 и усвоения сверхчеловеческой позиции безразличия по отношению ко всему внешнему материальному миру. Из ценностей эта философия признает только вечные, непреходящие, нерушимые, отвергая все преходящее и временное как псевдоценности. Точно так же истина — это не то, что обретено с помощью органов чувств, а то, что открыто мистическим путем, благодаря интуиции, медитации, откровению. Истина не относительна, она — абсолютна. Абсолютными и вечными являются также моральные и прочие ценности. Они не имеют ничего общего ни с относительными и условными ценностями утилитаризма, гедонизма, позитивизма, эвдемонизма, ни с какими другими эмпирическими и преходящими ценностями.
B. Джайнизм. Сказанное по поводу индуизма и буддизма вполне приложимо и к джайнизму. Основанный Паршванатхой (примерно в VI в. до н. э.) и реформированный Вардхаманой Махавирой (ум. ок. 528 г. до н. э.)8 приблизительно в то же время, когда появился буддизм, джайнизм, как и буддизм, был реакцией на брахманизм.
Джайнизм в большей степени, чем индуизм и буддизм, настаивает на умерщвлении плоти и тем самым делает больши акцент на физической стороне средств, ведущих к освобождению.
Теоретические и практические основоположения философских систем брахманизма, буддизма и джайнизма распространены по всей Индии, причем не только Древней Индии, но и Индии средневековой и современной; Индии брахманистской, буцдийской, джайнистской, мусульманской, португальской и английской9.
C. Даосизм. Другой великой системой культурной ментальности и поведения аскетически-идеационального типа является даосизм в его чистом виде (предполагают, что он был основан Лао-Цзы, р. ок. 604 г. до н. э.)- Как и многие другие религиозные или этические системы, даосизм предстает и в высочайших формах, культивируемых лишь немногими, и в более «практичных» формах, доступных массам. В последних формах абсолютно чистые элементы смешаны с другими, более земными и чувственными элементами, и поэтому типы ментальности, образующиеся на этих уровнях, оказываются либо активно-идеациональными, Либо смешанными. Но даже такие формы, как в случае «прак-