I курс, специальность 060109 «Сестринское дело»

Вопросы для промежуточной аттестации по дисциплине

ОД.11 «Биология»

I курс, специальность 060109 «Сестринское дело»

Первые вопросы билетов:

 

1.Основные свойства живого.

2.Неклеточные формы жизни: вирусы и фаги. Строение, особенности жизнедеятельности.

3.Клеточные формы жизни. Прокариотические клетки. Особенности строения. Значени бактерий и сине-зеленых водорослей.

4.Уровни организации живой материи.

5.Различные взгляды на происхождение жизни на Земле. Теория самозарождения, креационизма, панспермии, теория абиогенного синтеза А.И. Опарина.

6.История изучения клетки. Клеточная теория Шлейденна и Шванна. Методы изучения клетки.

7.Формы и размеры клетки. Строение и функции плазматической мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ. Виды растворов.

8.Строение и функции цитоплазмы клетки и её органелл: ЭПС, рибосом, митохондрий, пластидов.

9.Строение и функции клеточных органелл: комплекса Гольджи, лизосом, клеточного центра. Органеллы движения клеток. Клеточные включения.

10.Клеточное ядро: структура и функции. Строение и виды хромосом. Кариотип.

11.Химический состав клетки. Неорганические вещества. Основные функции воды. Минеральные соли.

12.Химический состав клетки. Органические вещества. Белки: классификация, строение, свойства и функции.

13.Химический состав клетки. Органические вещества. Углеводы, липиды: строение и функции в организме человека.

14.Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК и АТФ. Их структура и биологическая роль.

15.Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Типы брожения.

16.Пластический обмен. Фотосинтез и хемосинтез.

17.Пластический обмен. Биосинтез белков.

18.Жизненный цикл клетки. Амитоз. Митоз, его стадии и биологическое значение.

19.Раздражимость и движение клетки. Тропизмы, таксисы, настии, рефлекторная деятельность.

20.Обмен белков, жиров, углеводов. Водно-солевой обмен.

21.Витамины. История открытия. Пути поступления в организм и их роль в организме. Причины витаминной недостаточности.

22.Факторы, повышающие потребности организма в витаминах. Предупреждение витаминной недостаточности в домашних условиях. Классификация витаминов (привести по 2 примера из каждой группы).

23.Формы размножения организмов.

24.Строение половых клеток – яйцеклеток и сперматозоидов. Типы яйцеклеток в зависимости от содержания в них желтка.

25.Гаметогенез. Периоды гаметогенеза.

26.Мейоз, его стадии и биологическое значение. Отличия от митоза.

27.Онтогенез. Стадии эмбрионального развития. Близнецы.

28.Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Рост. Регенерация и трансплантация.

29.История развития генетики как науки. Основные понятия генетики. Ген. Доминантные и рецессивные гены, аллельные гены. Генотип. Фенотип. Генофонд.

30.Наследственность и изменчивость. Формы изменчивости, их эволюционное значение.

Вторые вопросы билетов:

 

1.Понятие эволюции. Эволюционное учение. Эволюционные идеи Карла Линнея, Жоржа Кювье, Жана Батиста Ламарка.

2.Предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина. Жизнь и труды Ч. Дарвина.

3.Видообразование как результат эволюционного процесса. Определение вида. Критерии вида.

4.Основные положения теории эволюции Чарльза Дарвина.

5.Современное состояние эволюционного учения. Элементарные факторы эволюции: наследственная изменчивость, популяционные волны, изоляция, естественный отбор.

6.Естественный отбор. Формы естественного отбора. Искусственный отбор.

7.Макроэволюция. Главные направления макроэволюции: идиоадаптация, араморфоз. Биологический прогресс и регресс.

8.Доказательства животного происхождения человека.

9.Предки человека. Стадия предшественника и древнейших людей. Особенности в строении тела и жизнедеятельности.

10.Предки человека. Древние люди и первые современные люди. Факторы антропогенеза. Расы.

11.Медицинская паразитология. Формы взаимоотношений между организмами. Задачи медицинской паразитологии. Классификация паразитов.

12.Организм как среда обитания паразитов. Воздействие паразита на организм хозяина. Ответные реакции со стороны хозяина. Понятие жизненного цикла.

13.Медицинская протозоология. Общая характеристика типа Простейшие.

14.Основные классы простейших, имеющих медицинское значение: Саркодовые, Жгутиковые, Инфузории и Споровики. Особенности строения и жизнедеятельности.

15.Простейшие – паразиты пищеварительной и мочеполовой систем человека.

16.Простейшие – паразиты внутренней среды.

17.Медицинская гельминтология. Тип Плоские черви. Класс Сосальщики. Общая характеристика строения и жизненного цикла.

18.Сосальщики, обитающие в желчных протоках печени: печеночный сосальщик, кошачий и ланцетовидный сосальщики; обитающие вне печени: легочный сосальщик.

19.Класс Ленточные черви. Общая характеристика строения и жизненного цикла.

20.Ленточные черви, использующие человека в качестве окончательного хозяина. Бычий и свиной цепни, широкий лентец.

21.Ленточные черви, обитающие в человеке как в промежуточном хозяине: эхинококк и альвеококк. Ленточные черви, проходящие в организме человека весь жизненный цикл: карликовый цепень.

22.Тип Круглые черви. Общая характеристика строения и жизненного цикла.

23.Круглые черви – геогельминты. Аскарида человеческая, острица, власоглав, кривоголовка двенадцатиперстной кишки и некатор.

24.Круглые черви – биогельминты. Трихинелла, ришта.

25.Медицинская арахноэнтомология. Тип Членистоногие, класс Паукообразные. Ядовитые паукообразные.

26.Класс паукообразные. Отряд Клещи. Семейство иксодовых клещей. Жизненный цикл.

27.Клещи – постоянные паразиты человека. Чесоточный зудень.

28.Класс Насекомые. Медицинское значение насекомых. Общая характеристика. Классификация.

29.Биосфера. Структура биосферы. Границы биосферы и функции.

30.Воздействие человека на биосферу. Пути рационального природопользования.