I. ИНДИВИДЫ И МАЛЫЕ ГРУППЫ

Начнем с довольно распространенных примеров поведения и мышления индивидов и групп, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Стоит только бросить беглый взгляд на наших друзей и знакомых, с тем чтобы проверить на них те ха­рактеристики основных культурных типов, которые сформи­ровались в нашем сознании, как некоторые из них непременно очутятся в разряде более или менее активных «эпикурейцев»; другие окажутся «эпикурейцами» пассивными; третьи — идеа-ционалистами с признаками активной идеационалистической доминанты (хотя в нашей культуре этот тип встречается нечас­то); большая же часть будет принадлежать к промежуточному типу и послужит примерами его многочисленных вариаций.

Бесчисленные тартюфы, блестяще изображенные в комедии Мольера', — все эти лицемеры, люди неискренние, скрытные на словах, на письме и на деле; все эти циники, льстецы и «общи­тельные парни», которые ведут себя так только для того, чтобы заручиться благосклонностью богачей и власть имущих или же ради собственной материальной выгоды, причем всегда у них нос по ветру в том направлении, откуда, по их мнению, должна прийти наибольшая выгода, — все эти циничные «эпикурейцы» всегда были и все еще есть среди нас.

Каждому из нас приходилось встречаться и с теми, кто в не­прерывной погоне за чувственными наслаждениями норовит «зажечь свечку с двух концов»2.

Далее. Те, кто знаком с нуждой, угнетением, несправедливос­тью, у кого связаны руки и ноги и они бредут, куда им велят, кто

3. Конкретные примеры основных типов ментальностеи8 3

ничего не может сделать, чтобы изменить свое положение (рабы, крепостные, иждивенцы, чернорабочие), поняли бы, что значит псевдоидеациональная адаптация. Множество представителей пер­вобытных племен и современных столичных жителей — носители псевдоидеациональной культурной ментальности.

Наконец, большинство наших знакомых, по всей вероятности, можно отнести к разнообразным смешанным культурным типам. Некоторые даже послужат примером сбалансированного идеалис­тического класса, хотя у большинства будут преобладать чувствен­ные элементы. Они любят комфорт, получают удовольствие от еды и питья, от игры в гольф и бридж, от секса — все в разумных преде­лах; это люди вежливые, соблюдающие правила приличия и этикета («промашки» — всего лишь случайность); они добросовестно дела­ют свое дело, платят налоги, занимаются благотворительностью, исполняют другие обязанности, ходят в церковь по воскресеньям.

Сказанное о наших современниках справедливо и применитель­но к историческим личностям. Чтобы проверить это предположе­ние и, в частности, выяснить, к какому культурному типу относится ряд королей и римских пап (о тех и других мы имеем, может быть, самые подробные из дошедших до нас документов), а также для того, чтобы установить, проявляют ли эти две социальные категории сколько-нибудь заметные отличия в плане культурной ментально­сти, автор настоящей работы, совместно с И.В. Болдыревым, пред­принял подробное исследование римских пап и королей четырех стран. Полученные результаты представлены в таблице 2.

таблица 2. распределение идеационального, смешанного и чувственного типов среди римских пап и королей