I. ИНДИВИДЫ И МАЛЫЕ ГРУППЫ
Начнем с довольно распространенных примеров поведения и мышления индивидов и групп, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Стоит только бросить беглый взгляд на наших друзей и знакомых, с тем чтобы проверить на них те характеристики основных культурных типов, которые сформировались в нашем сознании, как некоторые из них непременно очутятся в разряде более или менее активных «эпикурейцев»; другие окажутся «эпикурейцами» пассивными; третьи — идеа-ционалистами с признаками активной идеационалистической доминанты (хотя в нашей культуре этот тип встречается нечасто); большая же часть будет принадлежать к промежуточному типу и послужит примерами его многочисленных вариаций.
Бесчисленные тартюфы, блестяще изображенные в комедии Мольера', — все эти лицемеры, люди неискренние, скрытные на словах, на письме и на деле; все эти циники, льстецы и «общительные парни», которые ведут себя так только для того, чтобы заручиться благосклонностью богачей и власть имущих или же ради собственной материальной выгоды, причем всегда у них нос по ветру в том направлении, откуда, по их мнению, должна прийти наибольшая выгода, — все эти циничные «эпикурейцы» всегда были и все еще есть среди нас.
Каждому из нас приходилось встречаться и с теми, кто в непрерывной погоне за чувственными наслаждениями норовит «зажечь свечку с двух концов»2.
Далее. Те, кто знаком с нуждой, угнетением, несправедливостью, у кого связаны руки и ноги и они бредут, куда им велят, кто
3. Конкретные примеры основных типов ментальностеи8 3
ничего не может сделать, чтобы изменить свое положение (рабы, крепостные, иждивенцы, чернорабочие), поняли бы, что значит псевдоидеациональная адаптация. Множество представителей первобытных племен и современных столичных жителей — носители псевдоидеациональной культурной ментальности.
Наконец, большинство наших знакомых, по всей вероятности, можно отнести к разнообразным смешанным культурным типам. Некоторые даже послужат примером сбалансированного идеалистического класса, хотя у большинства будут преобладать чувственные элементы. Они любят комфорт, получают удовольствие от еды и питья, от игры в гольф и бридж, от секса — все в разумных пределах; это люди вежливые, соблюдающие правила приличия и этикета («промашки» — всего лишь случайность); они добросовестно делают свое дело, платят налоги, занимаются благотворительностью, исполняют другие обязанности, ходят в церковь по воскресеньям.
Сказанное о наших современниках справедливо и применительно к историческим личностям. Чтобы проверить это предположение и, в частности, выяснить, к какому культурному типу относится ряд королей и римских пап (о тех и других мы имеем, может быть, самые подробные из дошедших до нас документов), а также для того, чтобы установить, проявляют ли эти две социальные категории сколько-нибудь заметные отличия в плане культурной ментальности, автор настоящей работы, совместно с И.В. Болдыревым, предпринял подробное исследование римских пап и королей четырех стран. Полученные результаты представлены в таблице 2.
таблица 2. распределение идеационального, смешанного и чувственного типов среди римских пап и королей