Связано со страданием, то первый изнеженный, а второй выдержанный.
6. Почему распущенность хуже невоздержности?
Отличие воздержности от упрямства, невоздержности, малочувствительности, благоразумия. Основание этого отличия.
С одной стороны, невоздержность - это опрометчивость, а с другой -
бессилие. В самом деле, одни, принявши решение, из-за страсти [бессильны]
его придерживаться, а других страсть увлекает за собою, потому что они не
приняли [никаких] решений.
Опрометчивой
невоздержностью прежде всего [страдают] резкие и возбудимые (melagkholikoi):
одни второпях, другие в неистовстве не дожидаются [указаний] суждения,
потому что воображение легко увлекает их за собою.
Для поступков же принцип - целевая причина, подобно тому как
предположения [являются целевыми причинами] в математике
Есть люди, которые крепко держатся своих взглядов, их зовут упрямыми
(iskhyrognomones), т. е. это такие, кого трудно убедить (dyspeistoi) и
нелегко заставить изменить убеждения (oyk eymetapeistoi). У них есть
какое-то сходство с воздержным, так же как у мота со щедрым и у смельчака с
отважным, но во многом они различны.
Поскольку во многих случаях названия даются в силу сходства, то и тут
получилось, что по сходству благоразумному приписывают воздержность;
действительно, как воздержный, так и благоразумный способен не делать ничего
вопреки суждению ради телесных удовольствий, но первый имеет дурные
влечения, а второй нет, и он способен не испытывать удовольствия, если оно
противоречит суждению, а первый [в этом случае] способен их испытывать, но
не поддаваться.
Подобны друг другу и невоздержный с распущенным, хотя они и разны, ибо
Телесных удовольствий ищут оба, но при этом один думает, что так и надо, а
Другой так не думает.
Среди разного рода невоздержностей та, от которой невоздержны
Возбудимые, исцеляется легче, нежели та, что у людей, принимающих решение,
Но его не придерживающихся, и легче исцелить приучившихся к невоздержности,