Невоздержный в безусловном смысле слова невоздержен не во всем, но как раз в
том, в чем невоздержен распущенный; однако и не от того он невоздержен, что
просто имеет дело с этими вещами, [т. е. не в безусловном смысле слова] (ибо
тогда невоздержность была бы тождественна распущенности), но от того, что
имеет с ними дело вполне определенным образом. Ведь если распущенного
Толкает сознательный выбор, так как он считает, что нужно всегда
преследовать непосредственное удовольствие, то невоздержный так не думает,
но преследует [все-таки то же самое].
4. Невоздержность в собственном и в широком смысле. Разновидности невоздержности в широком смысле. Какие из них менее, а какие более предосудительны, и почему?
одно - вещи необходимые, причем необходимое относится к телу (под этим я имею в виду то, что связано с пищей и любовной потребностью, и подобные телесные [надобности], с которыми мы соотнесли распущенность и благоразумие), а что является не необходимым,
заслуживает избрания само по себе (я имею в виду, например, победу, почет, богатство и тому подобные блага и удовольствия),
И вот подтверждение: невоздержность [в общем смысле] осуждают
не только как недомыслие, но и как известную порочность или в общем, или в частном смысле, [тогда как] никого [из невоздержных] в других отношениях так, [т. е. как порочных], не [осуждают].
Вот почему мы, скорее, назовем распущенным того, кто, не испытывая
Влечения или испытывая его слабо, преследует чрезмерные удовольствия и
избегает [даже] умеренных страданий, нежели назовем так того, кто делает это
По сильному влечению.
Что же в самом деле натворит первый, появись в нем к
тому же юношески [страстное] влечение и сильное страдание из-за нужды в
необходимых вещах?
невоздержность в порыве ярости (peri toy thymoy) менее позорна, нежели невоздержность во влечениях.
Вот так и порыв из-за горячности и поспешности его природы бросается мстить,
уловив что-то, но не услышав приказа. В самом деле, [рассуждение или
Воображение (phantasia) объяснило ему, что его оскорбляют или что им