III. Ссылки на авторитет.

Типы аргументов

{Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании русского языка в средней школе»)

 

I. Логические (рациональные) аргументы.

1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.).

3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).

5. Законы природы.

6. Определение, задача которого - обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; с учетом выявленных сущностных признаков определяемого предмета.

7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.

8. Данные экспериментов и экспертиз.

9. Свидетельства очевидцев.

 

II. Иллюстративные аргументы - примеры.

В отличие от факта - обобщённо-объективированного утверждения - пример имеет наглядную описательную форму; его задача - объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся.

 

1. Конкретные примеры:

- пример - сообщение о событии (берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);

- литературный пример (пример-текст из художественного произведения);

2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло бы быть при определённых условиях).

 

III. Ссылки на авторитет.

Мнение известного, уважаемого человека - ученого, философа, общественного деятеля и т. п.;

Цитата из авторитетного источника; Мнение специалиста, эксперта;

Обращение к опыту и здравому смыслу читателей (слушателей); Мнение очевидцев;

Мнение должностных лиц (когда речь идет о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);

Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

 

Собственную позицию и аргументацию можно ввести с помощью выражений:

- Безусловно, нельзя не признать правоту автора:...

- Нельзя не согласиться с автором в том, что...

- Текст (статья ) произвел(а) сильное впечатление. Начинаешь по-новому переосмысливать происходящее вокруг тебя: ...

- Мало кого оставит равнодушным этот короткий текст: ...

- Прочитав текст, начинаешь понимать, что решение этих вопросов зависит от личного выбора каждого человека

- Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т. п.)

- Достаточно привести такой пример...

- Это можно доказать следующим образом...

- Подтверждением сказанному может служить следующий аргумент...

- Вспомним о...

- Стоит обратиться к...

- Свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод

произведения и т. д.)

- Данную мысль можно обосновать ещё одним (примером, фактом, аргументом и т. п.)

- Приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы

-Докажем важность данной проблемы с помощью...

- Убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить...

- В этом легко убедиться, обратившись к...