III. Ссылки на авторитет.
Типы аргументов
{Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании русского языка в средней школе»)
I. Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
6. Определение, задача которого - обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; с учетом выявленных сущностных признаков определяемого предмета.
7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.
II. Иллюстративные аргументы - примеры.
В отличие от факта - обобщённо-объективированного утверждения - пример имеет наглядную описательную форму; его задача - объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся.
1. Конкретные примеры:
- пример - сообщение о событии (берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
- литературный пример (пример-текст из художественного произведения);
2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло бы быть при определённых условиях).
III. Ссылки на авторитет.
Мнение известного, уважаемого человека - ученого, философа, общественного деятеля и т. п.;
Цитата из авторитетного источника; Мнение специалиста, эксперта;
Обращение к опыту и здравому смыслу читателей (слушателей); Мнение очевидцев;
Мнение должностных лиц (когда речь идет о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Собственную позицию и аргументацию можно ввести с помощью выражений:
- Безусловно, нельзя не признать правоту автора:...
- Нельзя не согласиться с автором в том, что...
- Текст (статья ) произвел(а) сильное впечатление. Начинаешь по-новому переосмысливать происходящее вокруг тебя: ...
- Мало кого оставит равнодушным этот короткий текст: ...
- Прочитав текст, начинаешь понимать, что решение этих вопросов зависит от личного выбора каждого человека
- Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т. п.)
- Достаточно привести такой пример...
- Это можно доказать следующим образом...
- Подтверждением сказанному может служить следующий аргумент...
- Вспомним о...
- Стоит обратиться к...
- Свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод
произведения и т. д.)
- Данную мысль можно обосновать ещё одним (примером, фактом, аргументом и т. п.)
- Приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы
-Докажем важность данной проблемы с помощью...
- Убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить...
- В этом легко убедиться, обратившись к...