Трудность научения правописания, т.к. орфография была неопределенной.
При занятиях грамотой стремились совместить усвоение правописания и нравственное воспитание.
Сложность обучения счету из-за нумерации и отсутствия нуля.
Вся система обучения была светская.
Кончали лудус в 11 – 12 лет.
Грамматические школы – частные школы повышенного типа по сравнению с Лудус, куда поступали после домашней подготовки и обучались до 16 лет.
/II век, середина/
Греческий язык – как язык преподавания.
Обучение носило индивидуальный характер, на группы делили, но не отделяли в отдельное помещение.
Обучение греческому и латыни в совершенстве.
Обучение теории языка, литературе, основам стихосложения.
Лекционная система, много заучивания наизусть.
Ино да законодательство, в риторических школах, физическому воспитанию нет места.
ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРАКТИКЕ ЖИЗНИ. После шестнадцатилетия часть молодежи уезжало в имения отцов, часть на военную службу, часть шла в помощники к ораторам.
В II ВЕКЕ ПОЯВИЛИСЬ РИТОРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, УСТРОЕННЫЕ ГРЕКАМИ. В программах было много общего.
Литература г, л. общее образование.
Философия из разных систем комбинации.
Организации диспутов.
Но риторические школы вызвали недоумения властей.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАЛАСЬ И В I – II вв. н.э. Новый этап в жизни империи связан с дальнейшим увеличением прав женщин. Домашнее воспитание мальчиков шло при педагогах и кормилицах до 4 – 5 лет, девочек до замужества.
ЛУДИ играли роль начальных школ. Для богатых предпочиталось домашнее образование. Но в это время возрастала роль грамматических и риторических школ, в виду отказа от домашнего воспитания (права женщин). В 12 лет мальчики после домашнего воспитания попадали в грамматическую школу. Особенности развития грамматических школ I – II вв.
Двуязычные и латинские.
Занятия шли 4 года.
Возникают и женские риторические школы.
Большое значение латинской литературы. Вергилий, Граций.
РИТОРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ. После 16 лет золотая молодежь шла в риторические школы. Учились 3-4 года, с перерывом на армию.
Особенности:
Риторика (теория красноречия, классики, практики).
ДРУГИЕ ФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Посещение школ в Греции.
III. ПЕРИОД РАСПАДА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.
В данный период для всего командного состава нужно было быть грамотным. Поэтому школы были даже в армии.
Грамматические школы существовали по-прежнему в 3-х видах: частные, муниципальные, государственные. Но постепенно нужда в этих школах отмирала, т.к. ничего общего с разрушением государства и школьными программами не было.
Также постепенно происходил упадок высшего образования. Риторические школы пытались укрепить при помощи государственных указов. Так в 425 году риторические школы были огосударствленны. Шла подпитка и инвестициями, но только в крупных центрах они сохранились: Рим, Афины, Константинополь.