СТОЛЕТИЕМ ПОЗЖЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТОМ БЫЛО ВВЕДЕНО РИСОВАНИЕ. КАК ЖЕ ПРОХОДИЛО ОБУЧЕНИЕ?

- Школы открывались с восходом и закрывались с закатом солнца.

- Употреблялось ионическое письмо.

- Законодательство фиксировало точное количество учеников на учителя.

- АРЕОПАГ руководил школьным делом, позднее специальные инспектора. К учителю было пренебрежительное отношение.

ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

В понятие калокагатия входило развитие тела. Поэтому с 12 лет дети посещали гимнастическую школу.

- Занятия протекали одновременно с мусической

- Во главе школы стоял ПЕДОТРИБ.

Система обучения сводилась к так называемому пятиборью: бег, борьба, прыганье, метание диска, метание копья.

Кроме того, объединением музыки и гимнастики в практики школы вводилось ОРХЕИСТИКА – искусство пляски, так как своими танцами необходимо передать всю гамму человеческих чувств.

Помещение школы называлось палестрой (закрытая, открытая). Палестры и мусические школы были закрытыми заведениями, но запрет постоянно нарушался. (С.92).

После окончания школы в 16 лет заканчивалось обучение в частных заведениях, наступал этап государственных.

Первым из них стал гимнасий.

БЫСТРОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АФИНСКОЙ МОРСКОЙ ДЕРЖАВЫ ВЕЛО ЕЕ К НЕИЗБЕЖНОМУ СТОЛКНОВЕНИЮ С ПЕЛАПОНЕССКИМ СОЮЗОМ, ВО ГЛАВЕ КОТОРОГО СТОЯЛА СПАРТА. Пелапонесская война шла с 404 по 431. Почти 27 лет и окончилось поражением Афин. Мир привело к власти в Афинах антидемократические лаконофильские верхи во главе с 30 олигархами. Но их власть оказалась непрочной и уже в 403 году демократия была восстановлена. Демократы приступили к репрессиям, в числе жертв оказался и Сократ.

В этот период возникают основные педагогические теории античности философия софистов, Сократа, Платона, Аристотеля. В это время шло своеобразное развитие образования, о чем речь пойдет на семинарских занятиях.

ГИМНАСИЯМИ назывались государственные учреждения, предназначавшиеся в первую очередь для дальнейшего усовершенствования в области гимнастики, культуры в общем смысле этого слова. (С.94) В Афинах было 3 гимнасия: Ликей, Академия, Киносарг.

Как же содержались гимнасии?

Вопрос о средствах был решен путем литургий – натуральных повинностей, накладываемых на состоятельных людей города. Выполнивший повинность получал титул Гимнасиарха. Они должны были обеспечивать пособиями учителей, платить з/п. Звание это было почетным.

ЭФЕБИЯ – в V веке это обязательная военная служба состоятельных молодых людей. На лиц призывающихся в эфебию составлялись списки, которые сохранялись 40 лет (т.к. призывной возраст 60 лет). Зачисление в эфебию было делом сложным. Нужно было доказать что ты совершеннолетний, свободный, законнорожденный. После составления списков отцы юношей выбирают учителей для детей, которые бы заботились о них. Зачисление в эфебию было связано с принесением присяги и превращению юноши в правоспособное лицо. (с.99)

- Эфеб отличался

- Особой формой

- Текст присяги сохранился до сегодняшних дней. (С.102)

- Эфебы служили 2 года

Первый год службы был посвящен разнообразной гимнастической подготовке и военным упражнениям: борьба, бег, бег с факелами, верховой езде, езда на колесницах, метание копий, метание дисков, камней из пращи, стрельбе из лука, плавании. Кроме того изучалось использование военных машин, искусство устройства лагерей, кораблестроение и т.д. При этом эфебы первого года обучения вели шумную, беззаботную, иногда беспутную жизнь. Второй год эфебии начинался после народного собрания, когда эфебы показывали свое искусство, получали от государства щит и копье. После этого они несли гарнизонную службу. На время гарнизонной службы они не несли никаких других гражданских обязанностей (кроме жреческих, наследственных), иногда охраняли охранную службу при первых сановниках государства.

В III – II вв. до н.э. ВНЕДРИЛСЯ НОВЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБРАЗОВАНИЕМ ИМПЕРИИ *, КОТОРЫЙ ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ ЭЛЛИНИЗМА. Это эпоха производила блестящее впечатление. Это время грандиозных замыслов. Некоторые из них были реализованы. Но под этой блестящей внешностью крылись неустранимые социальные противоречия, в первую очередь связанные с восстаниями рабов.

Характерным признаком данной эпохи стало распространение элементов греческой образованности п странам Ближнего Востока. В новых условиях эллинская культура во многом изменялась. В это же время множество элементов восточной культуры вместе с иностранцами проникало в Элладу и отражалось и на укладе жизни, и на религии, но все же главный поток культуры шел с Запада на Восток.

Новые жизненные условия эпохи эллинизма оказали могущественное влияние на общий характер образованности эпохи, в частности на эволюцию дела воспитания и обучения. Проследим эту эволюцию в Афинах, мы наметим основные вехи, типичные для всего эллинского мира, ибо одним из следствий интернационализации эллинской культуры была интернационализация афинской образовательной системы.

Низшее образование. Образование сохранило свои старые формы для первых лет обучения. Но произошло увеличение значения мусического образования за счет гимнастического. Такая переоценка ценностей была вызвана и потерей греческими полисами своей самостоятельности. Возвышение мисического образования привело к следующим фактам: оно сохранилось до 5 лет, старый учитель мусической школы превратился в учителя грамоты. На месте следующих лет школа появилась грамматическая, в которой главную роль играл грамматист – учитель литературы и языка.

Гимнасии. Изменение в экономических и политических отношениях повлияли и на афинские гимнасии.