ТЕМА № 2. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

План практического занятия

1. Понятие и признаки правоотношения.

2. Виды правоотношений.

3. Понятие и виды субъектов правоотношений.

4. Объекты правоотношений.

5. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.

6. Понятие и классификация юридических фактов.

Задания к практическим занятиям и выполнению контрольных и домашних работ

 

1) Укажите виды правоотношений в системе права РФ (юридический факт, субъекты, объекты и содержание).

2) Одним из признаков правоотношения является целенаправленный, результативный, сознательно-волевой характер. Так, субъекты права наделены волей и сознанием. Чтобы стать субъектом правоотношения, субъекту права требуется определенная мотивация. Сознательно-волевой элемент развивается по схеме: потребность → интерес → цель→ задача → результат. Используя данную схему, на конкретном примере составьте схему формирования правоотношения. Согласны ли вы с мнением, что для правоотношения необходима цель?

3) Приведите примеры индивидуальных и коллективных субъектов правоотношений:

· ______________

· ______________

4) Изучите соответствующую главу учебной литературы и заполните таблицу «Объекты правоотношений».

Объекты правоотношений Примеры объектов
Материальные блага  
Социально-экономические блага  
Социально-политические блага  
Эстетические блага  
Интеллектуальные блага  
Личные блага  

5) Определите, в каких случаях речь идет о событиях, а в каких – о действиях?

а) в день рождения внука бабушка подарила ему акцию Газпрома;

б) гражданин М достигнет совершеннолетия в сентябре;

в) во время шторма матроса смыло волной за борт судна;

г) играя в мяч, школьники разбили окно;

д) оконное стекло треснуло во время пожара, вызванного грозой;

е) гражданин К получил возмещение ущерба за уничтоженное наводнением имущество.

Темы рефератов и презентаций

1. Фактический состав правоотношения.

2. Роль юридического факта в общей правовой системе .

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое правоотношение?

2. Какова характеристика правоотношения?

3. Что означает индивидуальный характер правоотношения?

4. Приведите классификацию правоотношений.

5. Чем относительное правоотношение отличается от абсолютного?

6. Приведите примеры отраслевых правоотношений.

7. Кто такие субъекты правоотношений?

8. Назовите состав правоотношения.

9. Что такое юридический факт?

10. Чем активные обязанности отличаются от пассивных? Приведите пример.

ТЕМА № 3. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

План практического занятия

1. Понятие и виды правомерного поведения.

2. Понятие, признаки и виды правонарушений.

3. Юридический состав правонарушения.

4. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

Задания к практическим занятиям и выполнению
контрольных и домашних работ

1) Определите свой тип правомерного поведения: социально-активный, конформистский, маргинальный, привычный.

2) Приведите примеры правомерного поведения по социальной значимости:

· необходимое ____________________

· желательное ____________________

· социально-допустимое ___________

3) Раскройте специфику следующих видов проступков, приведите примеры:

· административные ___________________

· дисциплинарные _____________________

· гражданско-правовые _________________

4) Приведите пример уголовного, административного, дисциплинарного и гражданского правонарушений. Укажите состав приведенного в примере правонарушения.

5) Охарактеризуйте формы вины и приведите примеры:

· умысел ___________________

· неосторожность ____________

· небрежность _______________

· халатность _________________

6) Когда государство налагает на правонарушителя юридическую ответственность, оно преследует несколько целей. Основной функцией юридической ответственности считается воспитательная функция, цель которой стремление покарать правонарушителя. Кроме того, юридическая ответственность налагается и в назидание. Подумайте, какова еще важнейшая цель юридической ответственности.

7) Проанализируйте на свой выбор нормы ГК РФ, УК РФ, ТК РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях и подыщите нормы, устанавливающие основания прекращения юридический ответственности и обстоятельства, исключающие ответственность.

8) Определите виды ответственности, которые могут применить указанные лица:

а) судья по отношению к преступнику, совершившему кражу со строительного объекта;

б) инспектор ГАИ к нарушителю правил дорожного движения;

в) директор строительного объекта по отношению к работнику, совершившему прогул;

г) покупатель, которому продан некачественный товар.

9) Проанализируйте следующее высказывание: «Мы легко забываем свои проступки, когда они известны лишь нам одним». (Ф. Ларошфуко (1613-1680), французский писатель).

Тема дискуссии
«Существуют ли правонарушения, неопасные для общества»

1. Трое граждан переходили улицу, как положено, на зеленый сигнал светофора, и, оказавшись на середине дороги, решили перебежать ее, т.к. загорелся красный сигнал светофора. Водитель легкового автомобиля, ехавший со скоростью, выше положенной, резко затормозил, и его вынесло на полосу встречного движения, по которой проезжало маршрутное такси. Шофер такси, отвлекшись перебранкой в салоне, немного отвлекся, и машины столкнулись. В данной ситуации никто не пострадал. Но, тем не менее, виновные были привлечены к административной ответственности. Какие виды административных проступков привели к дорожно-транспортному происшествию. Аргументируйте свою точку зрения.

2. Группа подростков по инициативе и под руководством ранее судимого гражданина Иванова, похитила младенца – сына крупного бизнесмена, и шантажировала отца по телефону, угрожая вывезти ребенка за пределы страны, если тот не выплатит за освобождение ребенка большую сумму. Нанятая Ивановым няня за присмотром за похищенным ребенком вскоре раскаялась и позвонила в полицию. Группа преступников была арестована. Докажите, что действия организованной группы является преступлением. Свой ответ поясните и аргументируйте.

Темы рефератов и презентаций

1. Цели и принципы юридической ответственности.

2. Основания юридической ответственности.

3. Условия, исключающие юридическую ответственность.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое правомерное поведение?

2. Охарактеризуйте виды правомерного поведения по социальной значимости.

3. Какие виды правомерного поведения по субъективной значимости вам известны?

4. Что такое правонарушение?

5. Что опаснее для общества действие или бездействие?

6. Чем преступление отличается от проступка?

7. Состав правонарушения.

8. Перечислите принципы юридической ответственности.

(РАЗДЕЛ 4) ТЕМА 4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.

План практического занятия