Автомобильные грузоперевозки

По данным Минтранса, общий эксплуатационный парк подвижного состава грузового автомобильного транспорта России (исключая специальные машины) составляет более 5,5 млн единиц. В предприятиях всех отраслей экономики числится порядка 2,7 млн единиц, в индивидуальной собственности граждан – до 2,8 млн автомобилей, а в предприятиях отрасли «Автомобильный транспорт» – порядка 50 тыс. единиц (данные на конец 2010 г.).

Основными недостатками парка грузовых автомобилей автотранспортных предприятий отрасли является его высокий средний возраст и несовершенная структура. В 2010 г. только 27% автомобилей имели срок службы до 5 лет, а 47% грузовых автомобилей были полностью самортизированы и имели срок службы более 10 лет.

Необходимость обновления грузового парка транспортных средств тесно связана с несоответствием его структуры сложившемуся к настоящему времени потребительскому спросу на рынке транспортных услуг. Фактическая доля бортовых автомобилей крупных и средних автотранспортных предприятий составляет 27%, превышая рациональную долю примерно в 3 раза.

В парке крупных и средних предприятий преобладают среднетоннажные автомобили при явном дефиците большегрузных машин и автопоездов. Доля автомобилей грузоподъемностью до 3 тонн и большегрузных автомобилей (свыше 15 тонн) составляет соответственно 12 и 20%, что не отвечает потребностям рынка.

В структуре грузов, перевозимых автомобильным транспортом, доминируют навалочные грузы – 83%, доля продовольственных товаров составляет около 8,5%, по 3% приходится на лесоматериалы и товары народного потребления.

Продолжающийся интенсивный процесс автомобилизации населения при более низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог сдерживает развитие автомобильных перевозок. Так, в настоящее время около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных издержек в конечной стоимости продукции, а также к снижению безопасности дорожного движения. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста.

Среди основных проблем на рынке перевозок автотранспортом перевозчики выделяют ограниченность по весу и объему доставки груза, сравнительно высокую себестоимость перевозок, возможность хищения груза, риск угона ТС, ДТП, неблагоприятные метеоусловия. По мнению руководства транспортной компании «Семерка», главным преимуществом автомобильного транспорта является его универсальность. С его помощью могут перевозиться любые грузы. Использование автомобильного транспорта становится рациональным и при транспортировке скоропортящихся грузов. Преимущества также видны и при необходимости перемещения груза на небольшие расстояния. Если в населенном пункте нет железной дороги, то автотранспорт становится единственным способом доставки, что и делает его просто незаменимым. Не менее значимым преимуществом автоперевозок является их оперативность. Разветвленная сеть дорог позволяет доставлять груз максимально быстро. Грузовой автотранспорт одновременно может доставлять груз нескольким клиентам. При этом не всегда доставка предполагает одновременное нахождение заказчика в одном населенном пункте. На пути следования по составленному маршруту может осуществляться поэтапная выгрузка товара заказчику. Ни один из других видов транспорта такими возможностями не располагает.

Предприятия автомобильного транспорта ведут агрессивную политику по расширению грузовой базы, привлекая грузы, которые ранее перевозились железнодорожным транспортом. Прежде всего с железной дороги уходят грузы, перевозимые на небольшие расстояния. Железнодорожный транспорт не позволяет осуществлять доставку груза от двери до двери, который на сегодняшний день является наиболее удобным потребителей. Увеличивается средняя дальность коммерческой перевозки грузов: во II квартале 2012 г. этот показатель впервые превысил отметку в 70 км.

Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 км. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится.

По данным Минтранса, объем грузов, перевезенных автомобильным транспортом всех отраслей экономики в 2012 г., составил 5,8 млрд т (рост на 2,9% по сравнению с 2011 г.). При этом автоперевозки «для собственных нужд» увеличились на 3,2%, а доля некоммерческого автомобильного транспорта возросла до 71%.

В коммерческом сегменте объем перевозок в 2012 г. составил 1693 млн т (рост на 2,9%), вместе с тем именно коммерческий автотранспорт обеспечивает основной объем перевозок на дальние расстояния. Так, в 2012 г. грузооборот коммерческого транспорта увеличился на 19,3% (до 127,6 млрд т-км), а его доля в совокупном грузообороте составила 51,5% .

По данным МЭР РФ, в 2013 г. темпы прироста грузовой базы резко замедлились, что стало следствием стагнации промышленного производства, снижения динамики кредитования и падения инвестиционного спроса в России. По мнению перевозчиков, экономический спад в Европе и России существенно повлиял на объемы перевозок в 2013 г. Он привел к уменьшению объема груза, сокращению числа клиентов, увеличению доли неплатежеспособных, уменьшению количества перевозок. По мнению руководства транспортной компании «Семерка», заказчики стали больше пользоваться более экономичными вариантами доставки грузов, в связи с чем увеличилось число клиентов с заявками на перевозку сборных грузов, при этом наиболее высокие темпы роста демонстрируют перевозки в междугороднем сообщении.

По оценке РБК.research, по итогам года коммерческие перевозки автомобильным транспортом вряд ли превысят уровень 2012 г., а по грузообороту рост составит около 0,1%.

Рис. 10. Динамика коммерческих грузоперевозок и грузооборота автомобильным транспортом всех отраслей экономики РФ, 2008-2013 гг., млн т, млрд т-км

 

Источник: Минтранс РФ, МЭР РФ

В целом по Российской Федерации доходы от перевозок грузов всеми коммерческими грузовыми автомобилями в 2008 г. оценивались Минтрансом в объеме 130 млрд руб., из которых порядка 43% было получено по грузовому парку крупных и средних автотранспортных предприятий. Затраты на один рубль доходов на грузовые перевозки составили примерно 92 коп. По оценке РБК.research, в 2012 г. объем рынка коммерческих перевозок автотранспортом достиг 198 млрд руб.

Рынок автоперевозок характеризуется высоким уровнем конкуренции, на нем представлены сотни тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих международные, внутрироссийские и внутригородские коммерческие перевозки. Общее количество российских автопредприятий, имеющих удостоверение допуска на выполнение международных перевозок, в 2012 г. составляло около 7,4 тысяч, при этом эксперты отмечают сокращение числа компаний, работающих в данном сегменте.

Крупнейшим оператором в сегменте грузовых автоперевозок является ООО «Сельта», которая наряду с обслуживанием ЗАО «Тандер» (сеть магазинов и гипермаркетов «Магнит») предоставляет транспортные и экспедиторские услуги сторонним организациям. Компания имеет более 3000 машин, работающих внутри России, и более 400 машин на международных маршрутах (к концу года планируется 700).

Второе место по объему выручки занимает транспортно-экспедиторская компания ООО «Деловые линии» (Санкт-Петербург), работающая в сегменте грузоперевозок автотранспортом. Филиальная сеть компании охватывает около 100 городов РФ: от Санкт-Петербурга до Владивостока. На третьем – перевозчик автомобилей и запчастей ООО «Рольф-Лоджистикс».

Четвертое место занимает ГК «Совтрансавто» (международные перевозки), которая до последнего времени испытывала достаточно серьезные финансовые трудности и вдвое снизила объем выручки по сравнению с 2009 г.

Замыкает пятерку лидеров ГК «Автологистика», которая является одним из ведущих поставщиков услуг в сфере доставки региональным дилерам новых автомобилей зарубежного и отечественного производства.

На шестом месте – екатеринбургская компания «Лорри», осуществляющая магистральные перевозки автотранспортом на маршрутах, соединяющих Урал с Москвой и Санкт-Петербургом.

Следует отметить, что более полный и объективный анализ расстановки сил на рынке услуг автомобильных перевозок весьма затруднителен. Это связано прежде всего с отсутствием консолидированной отчетности крупных автоперевозчиков (включая финансовые показатели), которые, как правило, раздроблены на более мелкие компании в целях оптимизации налогообложения. Кроме того, значительная часть перевозок автомобильным транспортом осуществляется транспортными подразделениями производственных и торговых компаний, которые не попадают в выборку РБК.research.

Табл. 4. Объем выручки крупнейших транспортно-экспедиторских компаний России, работающих в сегменте перевозок автотранспортом, 2009-2011 гг., млн долл.

 


Источник: годовые отчеты компаний, СМИ, Национальное кредитное бюро, РБК.research

 

Следует отметить, что до 2004 года конкуренция была слабо развита. Все экспедиторские компании занимали определенную рыночную нишу и довольствовались ей. Конкуренция была исключительно ценовая. И только сейчас начинает развиваться здоровая конкуренция, построенная на предложении дополнительных услуг клиенту, индивидуальном подходе, высоком качестве обслуживания, скорости и других факторах.

Необходимо отметить и тот факт, что конкуренцию на рынке транспортно-экспедиционных услуг между компаниями – экспедиторами можно условно разделить на 2 категории: экспедитор с собственным рефрижераторным подвижным составом и экспедитор, не имеющий такового. Можно говорить о том, что экспедитор с собственным рефрижераторным подвижным составом не является конкурентом для экспедитора угля, который в рефрижераторах не перевозится и т.п. Основная же конкуренция идет на уровне «завоевания» фирмы-клиента – покупателя продукции.

Сегодня на мировом рынке процесс доставки товаров сопряжен с процессом выполнения целого ряда работ, операций и услуг, комплекс которых обеспечит эффективную доставку и, как следствие, равномерное распределение товаров. И именно транспортно-экспедиционные предприятия призваны осуществить задачу такого распределения. Под экспедиционной услугой понимаются сопутствующие перевозочному процессу операции или работы. Эти операции включают доставку материалов, складирование и хранение, упаковку и агрегирование.

Сюда входят и такие операции, как расчетные операции, консультации по расчетным и экспедиторским операциям, таможенное декларирование грузов, выбор маршрута, разработка графика движения и техническое обслуживание транспортных средств, оформление транспортных документов, прием, сдача груза, погрузочно-разгрузочные работы,

Проблема выбора оптимального варианта транспортно-экспедиционных услуг с особой остротой встает на рынке смешанной, междугородной и международной доставки товаров. И, прежде всего, в тех ситуациях, когда услуги, например, перевозчика или складского терминала хотя и нужны покупателю, но сами по себе в отдельности не представляют ценности для потребителей услуг. И только экспедиторы, объединив эти услуги, выставляют на продажу систему услуг, которая в состоянии удовлетворить реальные потребности покупателя.

К тому же для фирм, нерегулярно занимающихся экспортно-импортными поставками, нецелесообразно создавать собственные службы, которые занимались бы всей транспортной работой: проработкой транспортных условий контракта в части выбора наиболее оптимального маршрута перевозки и транспортных средств и др. Эту работу выгодно поручить специальным транспортно-экспедиторским компаниям, которые могут предоставить большой комплекс услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов.

Экспедиционное обслуживание является составной частью процесса движения товара от производителя к потребителю и включает выполнение дополнительных работ и операций, без которых перевозочный процесс не может быть начат в пункте отправления, продолжен и завершен в пункте назначения.

Одним из важнейших комплексов работ транспортно-экспедиционных предприятий, как уже отмечалось, является комплектование, упаковка и пакетирование, в принципе эти операции неразрывны, поэтому эффективно их комплексное выполнение одним предприятием, а именно экспедитором.

Взаимоотношения транспортно-экспедиционных компаний с потребителями услуг оформляются договорами, в которых устанавливаются обязательства сторон, виды, объемы и характер выполняемых транспортно-экспедиционных работ, условия расчетов, а также ответственность за невыполнение договоренных обязательств.

Выгоды, которые могут получить компании, воспользовавшись услугами транспортно-экспедиционных компаний очевидны и главные из них заключаются в том, что:

· достигается двоякая цель: увеличение объема продаж и обеспечение более высокого уровня обслуживания потребителя (определяемого, главным образом с точки зрения «доступности продукции»);

· система транспортно-экспедиционных услуг, обладающая способностью быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, в том числе и на изменение требований потребителей, может обеспечить сокращение «цикла обслуживания потребителя» (времени между подачей заявки и доставкой продукции) и, следовательно, снижение запасов у потребителя. Это дает компании – потребителю услуг серьезное преимущество перед конкурентами в борьбе за долю рынка;

· разработка более эффективных методов «физического распределения» дает существенную экономию издержек. Эту экономию можно распространить и на потребителя в форме скидок с оплаты за доставку продукции и др;

· внедрение эффективной системы доставки грузов обеспечивает потребителю возможность более успешно и прибыльно конкурировать как на региональных, так и на отдаленных рынках.

Доставки груза должны быть экономически реалистичны, потому что перевозка через географические и временные границы может оказаться бесполезной, если итоговая цена перевозимой продукции будет неприемлемой для пользователя.

Вот почему так важна роль хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность на рынке транспортно – экспедиционного обслуживания. Вот почему необходимо грамотно и четко воздействовать на повышение уровня оказания данного вида услуги путем принятия четких нормативных и правовых законодательных актов, направленных на укрепление конкурентоспособности экспедиторов. Необходимо отработать четкую систему правил лицензирования транспортно – экспедиционной деятельности с целью недопущения проникновения на рынок компаний – «однодневок», соблюдающих исключительно личные интересы. К процессу законотворчества необходимо привлекать ведущих специалистов крупнейших транспортно – экспедиционных компаний с их непосредственным участием в разработке и принятии нормативных и правовых законодательных актов. Необходимым является аттестация и сертификация работников в сфере транспортно – экспедиционной деятельности с целью повышение уровня их образования и, как следствие, повышение уровня транспортно – экспедиционного обслуживания путем создания специализированных обучающих центров. Необходимо провести анализ существующих систем транспортно – экспедиционного обслуживания, в том числе, основываясь на мировом опыте, провести анализ всех информационных источников, относящихся к деятельности экспедиторов. Необходимо создание модели четких финансово-кредитных отношений для обеспечения непрерывности транспортного процесса.