Функции общения
Наименование функции | Ее содержание |
Социализации | Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности |
Познавательная | Познание людьми друг друга |
Психологическая | Осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека |
Отождествления (противопоставления) | Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой» |
Организационная | Организация совместной деятельности людей |
В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением.
общение — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть
-организованным (осуществляется в образовательных учреждениях)
-неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования
Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда:
ü целесообразность;
ü нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов;
ü наличие мастерства, умений, знаний;
ü практическая полезность;
ü получение результата;
ü развитие личности
ü преобразование внешней среды обитания человека
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Основные классификации деятельности
ü Основа классификации | ü Виды деятельности |
ü Субъект деятельности | ü Индивидуальная ü Коллективная |
ü Характер самой деятельности | ü Репродуктивная (деятельность по образцу) ü Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов) |
ü Соответствие правовым нормам | ü Законная ü Незаконная |
ü Соответствие моральным нормам | ü Моральная ü Аморальная |
ü Соотношение с общественным прогрессом | ü Прогрессивная ü Реакционная |
ü Зависимость от сфер общественной жизни | ü Экономическая ü Социальная ü Политическая ü Духовная |
ü Особенности проявления человеческой активности | ü Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) ü Внутренняя (умственные действия) |
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Важнейшие механизмы творческой деятельности
Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
Воображение-способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
Фантазия - характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
Интуиция-знание, условия получения которого не осознаются.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);
преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя;
общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Мышление и деятельность
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях .
Биологическая основа - Головной мозг человека
Средство - Язык
Формы:
§ понятийные и категориальные
§ Ассоциативно-образные
§ Вербально-речевые
§ Деятельностно- орудийные
База - Чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов
Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык, так или иначе, соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Процесс мышления проходит ряд этапов.
I Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса (сущность – наличие потребности (материальной, духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить)
II Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации (сущность – наличие умения отделить новое, необычное от известного)
III Достижение нового знания, которым раньше человек не владел (сущность – наличие стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое)
Мышление обладает личностным характером.
Это проявляется в том,
üкакие задачи привлекают внимание того или иного человека,
ü как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении.
Субъективный момент выступает
ü в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает,
ü в условиях, в которых этот процесс протекает,
ü в совершенстве используемых методов,
ü в богатстве знаний
ü успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются:
в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу;
в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.);
в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.
Мышление — сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
Тип | Его сущность |
Образное | Задача дана наглядно, в конкретной форме Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций |
Понятийное (теоретическое) | Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку |
Знаковое | Обусловлено проникновением в человеческое 1 мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности |
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей.
Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Мотивы поведения и типы человеческой личности
Поведение — совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.
Действие — процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Поступок — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».
Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых:
ü Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.
ü Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.
ü Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки,
Под мотивацией - понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей.
Мотивация поведения дает ответы на вопросы: "Чего хочет человек?», "К чему он стремится?» и т.п.
Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей.
В основе поведения людей лежат потребности.
Потребность — это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности.
Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.
Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют:
-материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т. д.)
-духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, приобретении знаний, творчестве и т. п.)*.
Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены.
Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля.
К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы.
Эта система соотнесенная с потребностями и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.
Тип личности Характеристика
Политический | Воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает свое нормативное поле общения. |
Эстетический | Тяготеет к общению в неролевой ситуации, в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен. |
Религиозный | Главное — общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-признанием. Все остальное приобретает второстепенное значение. |
Социальный | для него общение — форма самоотдачи. Основная форма жизни — любовь Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности. |
Экономический | Основа поведения — прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы. |
Возможности влияния СМИ, а также рекламы и связей с общественностью, на мотивацию поведения личности.
Средства массовой информации (СМИ) очень быстро превращаются в реальную власть в политической, социальной и духовной сферах.
Обладая специфическими возможностями влияния, СМИ воздействуют на общественное мнение и личностное мировоззрение, а в силу своей всеобщности и всеохватности способны формировать облик каждого нового поколения. Расширение влияния и рост возможностей СМИ усугубляют и так уже осложненный кризисным состоянием современного общества процесс формирования социокультурной идентичности личности. Одной из значимых характеристик современного общества является расширение технологических возможностей и сферы влияния средств массовой информации (коммуникации). Внедрение информационных технологий в современном постиндустриальном обществе вызвало широкий интерес к месту и роли СМИ в формировании общественного мнения как на уровне общности, группы, так и на уровне личности. Информационная революция превратила средства массовой информации в виртуальную «четвертую» ветвь власти, влияние которой на общество и личность часто оказывается несравненно большим, чем влияние других социальных институтов.
Власть СМИ распространяется практически на все сферы общества в большей или меньшей степени. Наиболее ярко это проявляется в политической и социальной сферах, а также в сфере духовной жизни, и даже личная жизнь человека не остается без внимания СМИ. Революция в области коммуникаций и информации предопределила смену мировоззрения. СМИ не только отражают действительность, но и интерпретируют, и конструируют ее согласно своим интересам или интересам группы лиц. Массовая информация по своей сути — информация социальная.
· Она имеет широкую аудиторию, рассредоточенную во времени и пространстве,
· распространяется с помощью технических средств
· отражает общественные процессы
· имеет свою цель — управление обществом или его подсистемами через управление людьми.
В соответствии с техникой и технологией передачи информации выделяют ее главные средства: прессу, радио, телевидение. Особо можно выделить Интернет — открытую информационную среду социальных коммуникаций.
Хотя СМИ не являются единственным источником наших знаний об окружающем мире, но на наши представления о мире масс-медиа влияют намного больше, чем мы можем себе представить.
СМИ отражают или создают новую реальность? Конечно, в значительной мере они отражают то, что происходит вокруг. Однако СМИ проявляют изобретательность и избирательность в отношении того, что и как рассказать нам о происходящих в мире событиях, а мы затем принимаем эти интерпретации, которые становятся частью наших представлений и нашего опыта. СМИ «создают» мир, который затем становится реальностью. Благодаря своему продолжительному воздействию на сознание людей, СМИ становятся источником наших знаний о мире и нашей роли в нем.
Массовые коммуникации также связаны со многими другими (кроме развлечения) аспектами нашей социальной деятельности. Такие средства массовой коммуникации, как газеты, телевидение, Интернет оказывают широкое влияние на нашу жизнь и общественное мнение. Это происходит не только потому, что они определенным образом влияют на наши воззрения, но и потому, что они являются средством доступа к знанию, от которого зависят многие аспекты нашей социальной и духовной жизни.
СМИ задают модели культуры, поведения, модели отношений к явлениям социальной жизни, нередко имеющих мало общего с действительностью.
СМИ как проводники массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Это очень важный фактор формирования социокультурной идентичности как индивидуальной, так и коллективной (групповой). Степень доверия людей к медийным персонажам достаточно высока и позволяет идентифицировать себя с ними.
Таким образом, СМИ должны решать следующие задачи: создание и поддержание общей Современные средства массовой коммуникации и в политической, и в социальной, и в духовной сферах становятся действенным и гибким инструментом манипулирования как общественным сознанием, так и сознанием отдельного индивида.
Духовный мир человека.
Мировоззрение и его типы.
Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Структура духовного мира человека
• Познание — потребность в знаниях о себе, об окружающем миро, о смысле и назначении своей жизни — формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
• Эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).
• Чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).
• Мировоззрение — система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Структура мировоззрения:
-знания;
-духовные ценности;
-принципы;
-идеалы;
-убеждения;
-идеи.
Особенности мировоззрения:
1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.
2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.
3. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Пути формирования мировоззрения
§ стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий)
§ осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).
Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем выражается мироощущение людей. Оно может быть оптимистическим или пессимистическим.
Типы мировоззрения:
1. обыденное (или житейское) — является порождением повседневной жизни людей, сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;
2. религиозное — связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа —религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);
3. научное— теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Функции мировоззрения:
дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;
позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей;
вооружает их методами познания и деятельности;
дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.
Менталитет (позднелат. mentalis — умственный) — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Таким образом, внутренний (духовный) мир человека представляет собой целостное и в то же время противоречивое явление.
Участие СМИ в
формировании научного мировоззрения: возможности и реальности.
Становление мировоззрения человека происходит с момента его рождения, осознания им себя и своего места в мире.
Научное мировоззрение - это, прежде всего, отношение к окружающему миру, не противоречащее основным принципам научного поиска, опирающимся на многократно проверенные и подтвержденные истины.
Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с интуитивным религиозным мировоззрением, искусством, общественной и личной работой, философской мыслью или созерцанием.
Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.
СМИ сегодня – это мощнейший фактор влияния на психическое состояние людей. Наряду с семьей, школой и университетом система массовой коммуникации – важнейший канал получения информации об обществе и, следовательно, средство его более глубоко познания и изучения.
1) Положительное влияние СМИ
Окружающая нас реальность находится в постоянном развитии:новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Но не всегда мы имеем четкое представление о той или иной области. Тогда на помощь приходят СМИ. Они освещают различные актуальные общественные проблемы, тем самым влияя на мнения и поведение людей, как в обществе, так и личностно. Наиболее распространенными инструментами СМИ являются пресса, телевидение, радио, Интернет и реклама. СМИ, через воздействие на общество, влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные эмоции и действия.
2) Отрицательное влияние СМИ
Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и оказываются бессильными перед подобными внушениями. Одним из отрицательных воздействий является – пропаганда. За многие годы она отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые, действительно, эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом
Индивид, индивидуальность, личность.
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделеный) - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).
Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).
Структура личности
§ Социальный статус — место человека в системе общественных отношений.
§ Социальная роль - образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий соцстатусу.
§ Направленность — потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество
Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовать в социальной жизни.
Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся:
-Национальные традиции и обычаи;
-государственная политика, средства массовой информации;
-социальное окружение;
-образование;
-самовоспитание.
Расширение и углубление социализации происходит:
§ в сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.
§ в сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.
§ в сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.
Выдающиеся личности в сфере масс медиа.
Анна Степановна Политковская— российская журналистка и правозащитница. Уделяла особое внимание конфликту в Чечне.
Убийство Анны Политковской осталось нераскрытым.
Работала в газетах «Известия» и «Воздушный транспорт», в творческом объединении «ЭСКАРТ», издательстве «Паритет». До 1994 года являлась обозревателем еженедельника «Мегаполис Экспресс» в период когда издание ещё не успело стать бульварным. В 1994—1999 годах — обозреватель, редактор отдела чрезвычайных происшествий «Общей газеты».
С 1999 года — обозреватель «Новой газеты». Политковская неоднократно выезжала в районы боевых действий. За серию репортажей из Чечни в январе 2000 года Анне Политковской присуждена премия «Золотое перо России». Ей присуждались: премия Союза журналистов РФ «Добрый поступок — доброе сердце», премия Союза журналистов за материалы по борьбе с коррупцией, диплом «Золотой гонг-2000» за серию материалов о Чечне.
Автор документальных книг «Путешествие в ад. Чеченский дневник», «Вторая чеченская», а также Putin’s Russia («Путинская Россия»), опубликованной в Великобритании. Последняя её публикация в «Новой газете» — «Карательный сговор» — была посвящена составу и деятельности чеченских отрядов, воюющих на стороне федеральных сил.