Функции общения

Наименование функции Ее содержание
Социализации Формирование и развитие межличност­ных отношений в качестве условия ста­новления человека как личности
Познавательная Познание людьми друг друга
Психологическая Осуществление определенного воздейст­вия на психическое состояние человека
Отождествления (противопоставления) Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»
Организационная Организация совместной деятельности людей

 

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением.

общение — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть

-организованным (осуществляется в образовательных учреждениях)

-неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования

Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда:

ü целесообразность;

ü нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов;

ü наличие мастерства, умений, знаний;

ü практическая полезность;

ü получение результата;

ü развитие личности

ü преобразование внешней среды обитания человека

 

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

 

Основные классификации деятельности

 
 

 


ü Основа классификации ü Виды деятельности
ü Субъект деятельности ü Индивидуальная ü Коллективная
ü Характер самой деятель­ности ü Репродуктивная (деятель­ность по образцу) ü Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
ü Соответствие правовым нормам ü Законная ü Незаконная
ü Соответствие моральным нормам ü Моральная ü Аморальная
ü Соотношение с обществен­ным прогрессом ü Прогрессивная ü Реакционная
ü Зависимость от сфер обще­ственной жизни ü Экономическая ü Социальная ü Политическая ü Духовная
ü Особенности проявления человеческой активности ü Внешняя (движения, мышеч­ные усилия, действия с реальны­ми предметами) ü Внутренняя (умственные действия)

 

 

Творчество — это вид деятельности, порождающей не­что качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, де­ятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

 

Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

Воображение-способность создавать новые чувствен­ные или мыслительные образы в сознании.

Фантазия - характеризуется особой силой, яркостью и необыч­ностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция-зна­ние, условия получения которого не осознаются.

 

Таким образом, деятельность является способом существо­вания людей и характеризуется следующими чертами:

сознательный характер — человек сознательно вы­двигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);

преобразующий характер — человек изменяет окру­жающий мир и самого себя;

общественный характер — человек в процессе дея­тельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

 

Мышление и деятельность

Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях .

Биологическая основа - Головной мозг человека

Средство - Язык

Формы:

§ понятийные и категориальные

§ Ассоциативно-образные

§ Вербально-речевые

§ Деятельностно- орудийные

База - Чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов

 

 

Несмотря на то, что мышление является процессом, совер­шающимся в коре головного мозга человека, оно по своей при­роде социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

 

Мышление неразрывно связано с языком. В языке нахо­дят выражение мысли человека. С его помощью человек по­знает объективный мир. Это происходит потому, что язык, так или иначе, соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Процесс мышления проходит ряд этапов.

I Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса (сущность – наличие потребности (материальной, духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить)

II Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный про­цесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобще­ния, абстрагирования, конкретизации (сущность – наличие умения отделить новое, необычное от известного)

 

III Достижение нового знания, которым раньше человек не владел (сущность – наличие стремления узнать, понять, раскрыть это новое, не­знакомое)

 

Мышление обладает личностным характером.

Это про­является в том,

üкакие задачи привлекают внимание того или иного человека,

ü как он решает каждую из них, какие испыты­вает чувства при их решении.

 

Субъективный момент выступа­ет

ü в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает,

ü в условиях, в которых этот процесс протекает,

ü в со­вершенстве используемых методов,

ü в богатстве знаний

ü успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельнос­ти является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются:

в форме побужде­ний, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыс­лительную работу;

в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гор­дость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.);

в отношении, которое испытывает человек к содер­жанию самой задачи.

Мышление — сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

 

 

 

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Тип Его сущность
Образное Задача дана наглядно, в конкретной форме Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций
Понятийное (теоретическое) Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абст­рактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку
Знаковое Обусловлено проникновением в человеческое 1 мировоззрение точных наук и их формализо­ванными знаниями, искусственными, знако­выми языками. Знание существует в языковых знаках (зна­ки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познава­тельный образ тех или иных явлений, процес­сов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения резуль­татов мыслительной деятельности

 

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей.

Сформулировав законы, человек стал использовать их в даль­нейшем познании, что дало ему возможность активно воздей­ствовать на природу и общественную жизнь.

 

Мотивы поведения и типы человеческой личности

 

Поведение — совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Действие — процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Поступок — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

 

Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых:

ü Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.

ü Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

ü Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки,

 

Под мотивацией - понимается система побуждений человека, направ­ленных на достижение конкретных целей.

Мотивация поведения дает ответы на вопросы: "Чего хочет человек?», "К чему он стремится?» и т.п.

Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирую­щих потребностей.

В основе поведения людей лежат потребности.

Потребность — это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности.

 

Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.

Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют:

-материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т. д.)

-духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, при­обретении знаний, творчестве и т. п.)*.

Любая классификация потребностей условна. Все человеческие по­требности социально обусловлены.

Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность чело­века, его ум, чувства и воля.

К потребностям непосредственно примыка­ет система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы.

Эта система соотнесенная с потребнос­тями и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витами­нах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.

 

 

Тип личности Характеристика

Политический Воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает свое нормативное поле общения.
Эстетический Тяготеет к общению в неролевой ситуации, в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен.
Религиозный Главное — общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-признанием. Все остальное приобретает второстепенное значение.
Социальный для него общение — форма самоотдачи. Основная форма жизни — любовь Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности.
Экономический Основа поведения — прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы.

 

Возможности влияния СМИ, а также рекламы и связей с общественностью, на мотивацию поведения личности.

Средства массовой информации (СМИ) очень быстро превращаются в реальную власть в политической, социальной и духовной сферах.

Обладая специфическими возможностями влияния, СМИ воздействуют на общественное мнение и личностное мировоззрение, а в силу своей всеобщности и всеохватности способны формировать облик каждого нового поколения. Расширение влияния и рост возможностей СМИ усугубляют и так уже осложненный кризисным состоянием современного общества процесс формирования социокультурной идентичности личности. Одной из значимых характеристик современного общества является расширение технологических возможностей и сферы влияния средств массовой информации (коммуникации). Внедрение информационных технологий в современном постиндустриальном обществе вызвало широкий интерес к месту и роли СМИ в формировании общественного мнения как на уровне общности, группы, так и на уровне личности. Информационная революция превратила средства массовой информации в виртуальную «четвертую» ветвь власти, влияние которой на общество и личность часто оказывается несравненно большим, чем влияние других социальных институтов.

Власть СМИ распространяется практически на все сферы общества в большей или меньшей степени. Наиболее ярко это проявляется в политической и социальной сферах, а также в сфере духовной жизни, и даже личная жизнь человека не остается без внимания СМИ. Революция в области коммуникаций и информации предопределила смену мировоззрения. СМИ не только отражают действительность, но и интерпретируют, и конструируют ее согласно своим интересам или интересам группы лиц. Массовая информация по своей сути — информация социальная.

· Она имеет широкую аудиторию, рассредоточенную во времени и пространстве,

· распространяется с помощью технических средств

· отражает общественные процессы

· имеет свою цель — управление обществом или его подсистемами через управление людьми.

В соответствии с техникой и технологией передачи информации выделяют ее главные средства: прессу, радио, телевидение. Особо можно выделить Интернет — открытую информационную среду социальных коммуникаций.

Хотя СМИ не являются единственным источником наших знаний об окружающем мире, но на наши представления о мире масс-медиа влияют намного больше, чем мы можем себе представить.

СМИ отражают или создают новую реальность? Конечно, в значительной мере они отражают то, что происходит вокруг. Однако СМИ проявляют изобретательность и избирательность в отношении того, что и как рассказать нам о происходящих в мире событиях, а мы затем принимаем эти интерпретации, которые становятся частью наших представлений и нашего опыта. СМИ «создают» мир, который затем становится реальностью. Благодаря своему продолжительному воздействию на сознание людей, СМИ становятся источником наших знаний о мире и нашей роли в нем.

Массовые коммуникации также связаны со многими другими (кроме развлечения) аспектами нашей социальной деятельности. Такие средства массовой коммуникации, как газеты, телевидение, Интернет оказывают широкое влияние на нашу жизнь и общественное мнение. Это происходит не только потому, что они определенным образом влияют на наши воззрения, но и потому, что они являются средством доступа к знанию, от которого зависят многие аспекты нашей социальной и духовной жизни.

СМИ задают модели культуры, поведения, модели отношений к явлениям социальной жизни, нередко имеющих мало общего с действительностью.

СМИ как проводники массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Это очень важный фактор формирования социокультурной идентичности как индивидуальной, так и коллективной (групповой). Степень доверия людей к медийным персонажам достаточно высока и позволяет идентифицировать себя с ними.

Таким образом, СМИ должны решать следующие задачи: создание и поддержание общей Современные средства массовой коммуникации и в политической, и в социальной, и в духовной сферах становятся действенным и гибким инструментом манипулирования как общественным сознанием, так и сознанием отдельного индивида.

Духовный мир человека.

 

Мировоззрение и его типы.

Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных цен­ностей.

Структура духовного мира человека

Познание — потребность в знаниях о себе, об окружаю­щем миро, о смысле и назначении своей жизни — формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способ­ностей, прежде всего способность получать новую информа­цию на основе той, которая у человека уже имеется.

Эмоции — субъективные переживания по поводу ситу­аций и явлений действительности (удивление, радость, стра­дание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

Чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предмет­ный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; ин­теллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

Мировоззрение — система взглядов, понятий и пред­ставлений об окружающем мире. Оно обусловливает направ­ленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно неза­висимых от текущей ситуации.

Мировоззрение не только определяет общую направлен­ность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике челове­ка, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Структура мировоззрения:

-знания;

-духовные ценности;

-принципы;

-идеалы;

-убеждения;

-идеи.

Особенности мировоззрения:

 

1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживае­мыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.

2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скеп­тицизм, разумный критицизм.

3. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устой­чивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлени­ем воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

 

Пути формирования мировоззрения

§ стихийный (на ос­нове обыденного опыта, под влиянием жизненных условий)

§ осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).

Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем вы­ражается мироощущение людей. Оно может быть опти­мистическим или пессимистическим.

Типы мировоззрения:

1. обыденное (или житейское) — является порождением повседневной жизни людей, сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

2. религиозное — связано с признанием сверхъестествен­ного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа —религи­озные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);

3. научное— теоретическое осмысление результатов на­учной деятельности людей, обобщенных итогов человеческо­го познания.

Функции мировоззрения:

дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;

позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей;

вооружает их методами познания и деятельности;

дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

 

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет ду­ховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой мента­литет человека.

Менталитет (позднелат. mentalis — умственный) — это совокупность всех итогов познания, оценка их на осно­ве предшествующей культуры и практической деятельнос­ти, национального сознания, личного жизненного опыта.

Таким образом, внутренний (духовный) мир человека представляет собой целостное и в то же время противоречивое явление.

Участие СМИ в

формировании научного мировоззрения: возможности и реальности.

Становление мировоззрения человека происходит с момента его рождения, осознания им себя и своего места в мире.

 

Научное мировоззрение - это, прежде всего, отношение к окружающему миру, не противоречащее основным принципам научного поиска, опирающимся на многократно проверенные и подтвержденные истины.

Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с интуитивным религиозным мировоззрением, искусством, общественной и личной работой, философской мыслью или созерцанием.

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

СМИ сегодня – это мощнейший фактор влияния на психическое состояние людей. Наряду с семьей, школой и университетом система массовой коммуникации – важнейший канал получения информации об обществе и, следовательно, средство его более глубоко познания и изучения.

1) Положительное влияние СМИ

Окружающая нас реальность находится в постоянном развитии:новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Но не всегда мы имеем четкое представление о той или иной области. Тогда на помощь приходят СМИ. Они освещают различные актуальные общественные проблемы, тем самым влияя на мнения и поведение людей, как в обществе, так и личностно. Наиболее распространенными инструментами СМИ являются пресса, телевидение, радио, Интернет и реклама. СМИ, через воздействие на общество, влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные эмоции и действия.

2) Отрицательное влияние СМИ

Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и оказываются бессильными перед подобными внушениями. Одним из отрицательных воздействий является – пропаганда. За многие годы она отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые, действительно, эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом

Индивид, индивидуальность, личность.

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделеный) - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

 

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие про­явлений человека, подчеркивающая исключительность, мно­госторонность и гармоничность, естественность и непри­нужденность его деятельности (человек как один из мно­гих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

 

Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Структура личности

§ Социальный статус — место человека в системе общест­венных отношений.

§ Социальная роль - образ поведения, одобренный норма­тивно и соответствующий соцстатусу.

§ Направленность — потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рожда­ются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся:

-Национальные традиции и обычаи;

-государственная политика, средства массовой информации;

-социальное окружение;

-образование;

-самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

§ в сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

§ в сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

§ в сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

 

Выдающиеся личности в сфере масс медиа.

Анна Степановна Политковская— российская журналистка и правозащитница. Уделяла особое внимание конфликту в Чечне.

Убийство Анны Политковской осталось нераскрытым.

Работала в газетах «Известия» и «Воздушный транспорт», в творческом объединении «ЭСКАРТ», издательстве «Паритет». До 1994 года являлась обозревателем еженедельника «Мегаполис Экспресс» в период когда издание ещё не успело стать бульварным. В 1994—1999 годах — обозреватель, редактор отдела чрезвычайных происшествий «Общей газеты».

С 1999 года — обозреватель «Новой газеты». Политковская неоднократно выезжала в районы боевых действий. За серию репортажей из Чечни в январе 2000 года Анне Политковской присуждена премия «Золотое перо России». Ей присуждались: премия Союза журналистов РФ «Добрый поступок — доброе сердце», премия Союза журналистов за материалы по борьбе с коррупцией, диплом «Золотой гонг-2000» за серию материалов о Чечне.

Автор документальных книг «Путешествие в ад. Чеченский дневник», «Вторая чеченская», а также Putin’s Russia («Путинская Россия»), опубликованной в Великобритании. Последняя её публикация в «Новой газете» — «Карательный сговор» — была посвящена составу и деятельности чеченских отрядов, воюющих на стороне федеральных сил.