Основные отличия человека от животного

1)Человек обладает мышлением и членораздельной речью.

Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы.

Только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с по­мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об­разных форм.

2)Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

· моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

· обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

· выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы..

3)Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Человек творит «вторую природу» — культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4)Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.

Ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5)Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек — существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности); существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

 

Бытие человека.

Бытие - философская категория, обозначающая су­ществование, реальность.

Формы бытия:

· Бытие процессов природы, а также вещей, произве­денных человеком т. е. есте­ственная и «вторая приро­да» — очелове­ченная

· Бытие человека

Индивидуальный аспект бытия человека - Жизнь человека от рожде­ния до смерти

Личностный аспект бы­тия человека - Включенность человека в культуру

· Бытие духов­ное: внутрен­ний мир само­го человека, его сознание, плоды его ду­ховной де­ятельности

· Социаль­ное бы­тие: бы­тие чело­века в природе, истории, обществе

В качестве первичной предпосылки бытия человека вы­ступает жизнь его тела. В природном мире человек, сущест­вуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.

Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный. аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регули­ровать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответ­ствии с естеством, но руководствуясь исторически возникши­ми нормами и идеалами. Тем не менее, считается, что индиви­дуальное бытие — основание для бытия личности.

Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отно­шения людей к природе и друг другу) возникает вместе со ста­новлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Потребности и интересы человека

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность — это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования.

Виды потребностей человека

1)Биологические (органические, материальные) — по­требности в пище, одежде, жилище и др.

2)Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

3)Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация, разработанная американским психологом А. Маслоу

В системе выделяется семь основных уровней :

I. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

II. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

III. Потребность в принадлежности и любви.

IV. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

V. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

VI. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

VII. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, прежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

— по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

— по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

Потребности человека в массовой информации и его интересы

 

В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность в информации.

Потребность в информации :

v выражает в субъекте общественную необходимость в информационном обеспечении практически всех видов человеческой деятельности

v предопределяет включение личности в существующую в обществе систему социальной информации.

Потребность в информации как бы пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит и самостоятельный характер, выражая творческую сущность человеческого сознания.

Информация обеспечивает процесс мышления, который имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение к извне поступающим данным.

 

Для любого социального субъекта (личности, группы, общества в целом) существует необходимость в получении информации