Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (с XIV в. до XVI в.) – переходный период от средневековья к Новому времени. Это эпоха религиозного брожения, становления национальных государств, возникновения нового искусства, первых шагов естествознания, новых политических и социальных учений.

Средневековье противопоставляло природное божественному, откуда следовало, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной. Именно это представление было подорвано творчеством поэтов-мыслителей Италии – Данте и Петрарки.

В «Божественной комедии» Данте (1265–1321), в его статьях закладываются основы нового жизнепонимания. Данте считает, что человек имеет двоякую – смертную и бессмертную – природу и поэтому имеет двойное предназначение. Одно из них осуществляется в здешней, земной жизни и заключается в проявлении собственной добродетели, другое достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли.

Человек в эпоху Возрождения – не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности его природы. Осознав себя творцом собственной жизни и судьбы, человек постепенно приходит к мысли о неограниченном господстве над природой.

Основные идеи гуманизма о самоценности земной жизни, о возможности воспитания способности к добродетельным поступкам утверждали в своем творчестве Л. Бруни (1370–1444), Лоренцо Валла (1407–1457), М. Фичино (1433–1499), Пико делла Мирандола (1463–1494) и др.

Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел выражение в новом расцвете натурфилософии, связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патриции. Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493–1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами. Парацельс устанавливает систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил – с другой. В сферу особого внимания натурфилософов попадают мистические тексты, в которых обосновывается возможность магического воздействия на природу.

В 1543г. Н. Коперник выдвинул гелиоцентрическую концепцию строения мира. Джордано Бруно идет дальше, лишая Солнце положения центра Вселенной. Бесконечная Вселенная, в его понимании, имеет множество звезд, подобных нашему Солнцу, вокруг которых вращается множество планет, похожих на Землю. По отношению к бесконечности нелепо спрашивать о центре. Жизнь в той или иной форме присуща всем природным телам. Разумная жизнь должна быть не только на Земле. Человек предназначен для творческого созидания на основе познания. Высшая ступень познания и человеческого совершенствования (самоотверженность и подвижничество ради высокой цели) есть состояние героического энтузиазма.

Поиск метафизических оснований гуманистических воззрений велиН. Кузанский (1401–1464) иДж. Бруно(1548–1600).

Завершает эпоху скептицизм Мишеля Монтеня (1533–1592), автора знаменитых «Опытов», в которых скептицизм сосуществует с искренней верой. Религиозные споры между католиками и протестантами, по мнению Монтеня, не могут быть решены разумными аргументами. Религия – средство для организации общественной жизни, но отнюдь не постигаемая разумом истина. Постижение мира относительно: наши знания, скорее, знания о незнании, чем знания о том, что есть мир сам по себе. Ученое незнание – стимул к сомнению во всех имеющихся утверждениях, к постоянному поиску истины. Подлинный скептик для Монтеня не тот, кто догматически утверждает незнание, а тот, кто ищет знания, не останавливаясь на достигнутом.

Решающее влияние на последующую мысль имели не столько сами концепции философов Возрождения, сколько пробивавшая себе дорогу идеяавтономной философии, свободной от религиозных предпосылок и опирающейся на опыт и естественный разум.

Литература

1. Введение в философию: Учебник для вузов. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002.

2. Введение в философию: Учебник для вузов в 2ч. – М.: Политиздат, 1989.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2002.

4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики. 2003.

5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2002.

6. Философия: Учебник для вузов.– Ростов на Дону, 1995.

7. Философия: Учебник для вузов.// Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2000.

8. Мир философии. В 2-х ч. – М.,1991

9. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М. 1989.

10. Рассел Б. История западной философии. – М., 1992. Т.1

11. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991

12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – М., 1997. Т. 1, 2.