Учение о Богочеловечестве

Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает важное место в его

религиозной системе. Оно направлено на истолкование истории человечества и

общей жизни. Для Соловьева Богочеловек – это единовременно и

универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем

выражается единство блага, истины и красоты. Преследуя цель

совершенствования человека, Бог проявился в земном историческом процессе в виде

Богочеловека – Иисуса Христа. "Своим словом и подвигом своей жизни,

начинал с победы над всеми искушениями нравственного зла и заканчивал

воскрешением, т.е. победой над злом физически – над законом смерти и тления, -

действительный Богочеловек открыл людям царство Божие".

Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Последнее

рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир – как ее

самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает так называемая

мировая душа, или София, мудрость божья).

То есть по Соловьеву мир состоит из: всеединства (общественного

элемента) и из материального элемента. Этот элемент стремится к

всеединству и становится им, когда объединяет себя и Бога. Такое становление

всеединства и является развитием мира. Безусловное всеединство (как

совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты)

постигается, по Соловьеву, лишь цельным знанием, которое представляет

собой соединение мистического, рационального (философского) и

эмпирического (научного) знания. Причем основу этого цельного знания

составляет знание мистическое: вера в безусловное существование

предмета познания; интуиция (воображение, дающее истинную идею

предмета); творчество (реализация этой идеи в данных опыта).

Мир по Соловьеву претерпевает два этапа своего развития: природу и

историю. Окончательным результатом этого процесса развития выступает

торжество царства Божия, так называемое «всеобщее воскрешение и

восстановление всех».

Человек выступает определенной связью между божественным и природным

миром в силу того, что является существом нравственным. Жизнь человека состоит

«в служении Добру – чистому, всестороннему и всесильному». Тот, кто

стремится к совершенствованию в нравственном добре, тот идет к

абсолютному совершенству. На этом Соловьев и основывает свою этику: человек

нравственен, если он свободно подчиняет свою волю служению абсолютному

Добру, то есть Богу, и стремится к устроению богочеловеческого царства.

Исторический процесс для Соловьева – это совместное существование добра.

В связи с этим он рассматривал проблему соотношения отдельной личности и

общества. Он полагал, что «общество есть дополненная и расширенная

личность, а личность – сжатое общество».

Хотелось бы отметить еще одну черту как церковно-политических, так и

философско-национальных исканий Владимира Соловьева в течение 80-х гг. Именно:

несмотря на весь энтузиазм и психологический пафос философа, его конструкции

обладают некоторого рода утопическим, и притом

мягко-уто­пическим, характером. Преимущество римского като­лицизма Владимир

Соловьев действительно проповедовал. Но, с другой стороны, сам он в католицизм

не пере­ходил и даже не считал нужным. Более того. Реаль­ный переход из

православия в католицизм видел­ся ему как глубокая ошибка и заблуждение.

Рос­сию он очень любил и ее мировую роль выдви­гал на первый план. Но тут у

него не было ни славянофильства, ни западничества. Не было совер­шенно никакого

мессианизма, поскольку и все другие народы тоже, по его мнению, участвуют в

строи­тельстве церкви вселенской. Да и сама эта все­ленская церковь

скорее была для Владимира Соловьева социально-историческим и космическим

идеалом, о котором он трактовал весьма свободомыслящим образом.

В конце жизни, разуверившись в возможности осуществления всемирной

теократии, Соловьев пришел к идее катастрофического конца истории

человечества, к эсхатологии.