Учение о Богочеловечестве
Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает важное место в его
религиозной системе. Оно направлено на истолкование истории человечества и
общей жизни. Для Соловьева Богочеловек – это единовременно и
универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем
выражается единство блага, истины и красоты. Преследуя цель
совершенствования человека, Бог проявился в земном историческом процессе в виде
Богочеловека – Иисуса Христа. "Своим словом и подвигом своей жизни,
начинал с победы над всеми искушениями нравственного зла и заканчивал
воскрешением, т.е. победой над злом физически – над законом смерти и тления, -
действительный Богочеловек открыл людям царство Божие".
Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Последнее
рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир – как ее
самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает так называемая
мировая душа, или София, мудрость божья).
То есть по Соловьеву мир состоит из: всеединства (общественного
элемента) и из материального элемента. Этот элемент стремится к
всеединству и становится им, когда объединяет себя и Бога. Такое становление
всеединства и является развитием мира. Безусловное всеединство (как
совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты)
постигается, по Соловьеву, лишь цельным знанием, которое представляет
собой соединение мистического, рационального (философского) и
эмпирического (научного) знания. Причем основу этого цельного знания
составляет знание мистическое: вера в безусловное существование
предмета познания; интуиция (воображение, дающее истинную идею
предмета); творчество (реализация этой идеи в данных опыта).
Мир по Соловьеву претерпевает два этапа своего развития: природу и
историю. Окончательным результатом этого процесса развития выступает
торжество царства Божия, так называемое «всеобщее воскрешение и
восстановление всех».
Человек выступает определенной связью между божественным и природным
миром в силу того, что является существом нравственным. Жизнь человека состоит
«в служении Добру – чистому, всестороннему и всесильному». Тот, кто
стремится к совершенствованию в нравственном добре, тот идет к
абсолютному совершенству. На этом Соловьев и основывает свою этику: человек
нравственен, если он свободно подчиняет свою волю служению абсолютному
Добру, то есть Богу, и стремится к устроению богочеловеческого царства.
Исторический процесс для Соловьева – это совместное существование добра.
В связи с этим он рассматривал проблему соотношения отдельной личности и
общества. Он полагал, что «общество есть дополненная и расширенная
личность, а личность – сжатое общество».
Хотелось бы отметить еще одну черту как церковно-политических, так и
философско-национальных исканий Владимира Соловьева в течение 80-х гг. Именно:
несмотря на весь энтузиазм и психологический пафос философа, его конструкции
обладают некоторого рода утопическим, и притом
мягко-утопическим, характером. Преимущество римского католицизма Владимир
Соловьев действительно проповедовал. Но, с другой стороны, сам он в католицизм
не переходил и даже не считал нужным. Более того. Реальный переход из
православия в католицизм виделся ему как глубокая ошибка и заблуждение.
Россию он очень любил и ее мировую роль выдвигал на первый план. Но тут у
него не было ни славянофильства, ни западничества. Не было совершенно никакого
мессианизма, поскольку и все другие народы тоже, по его мнению, участвуют в
строительстве церкви вселенской. Да и сама эта вселенская церковь
скорее была для Владимира Соловьева социально-историческим и космическим
идеалом, о котором он трактовал весьма свободомыслящим образом.
В конце жизни, разуверившись в возможности осуществления всемирной
теократии, Соловьев пришел к идее катастрофического конца истории
человечества, к эсхатологии.