ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.
Ф.М. Достоевский
Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.
Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процессе воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.
Потребности могут быть самыми различными, неосознанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние напряженности и беспокойства. Осознание потребностей проявляется в форме мотивов поведения.
Потребности определяют личность и направляют ее поведение.
Потребность — осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.
Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности.
Иметь — проявление потребности на двух уровнях:
1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выживания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и поддержания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зарабатывать деньги;
2- й — люди делают престижные приобретения (произведения искусства, антиквариат).
Быть — большинство людей вырабатывают, часто подсознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могущественным).
Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, воспитание детей).
Любить — каждый человек хочет любить и быть любимым, желанным.
Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и ...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность достигает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.
Этот перечень потребностей основан на взглядах Абрахама Маслоу. В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической системе — от физиологических (низший уровень) до потребностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобразил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пирамиды (а это фундамент) — физиологические потребности — основа жизнедеятельности.
Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания и способности самого человека.
1- й уровень — физиологические потребности — обеспечивают выживание человека. Этот уровень абсолютно примитивен.
1-дышать,
2-есть,
3-пить,
4-выделять,
5-спать, отдыхать
2- й уровень — потребности безопасности и защищенности — забота о поддержании жизненного уровня, стремление к материальной надежности.
6-быть чистым,
7-одеваться, раздеваться
8-поддерживать температуру тела
9-быть здоровым
10-избегать опасности, болезней, стрессов
11-двигаться
Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.
3- й уровень — социальные потребности — поиск своего места в жизни — это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».
12-общение
4- й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.
13-достижение успеха
5-й уровень — вершина пирамиды — потребности самовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.
14-играть, учиться, работать,
Маслоу своей теорией определил: любому человеку присущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни.
Устройство личности человека
3 — знание
М — мировоззрение
А — социальная активность
3 + А — М = карьеризм
М + А — 3 = фанатизм
З+ М — А = «гнилая интеллигенция»
Воспитать человека можно только в деятельности, давая знания.
Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:
1 тип — потребность власти и успеха (или оказания
влияния) — желание воздействовать на других людей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, отсутствует склонность к тирании и авантюризму, главное — проявить свое влияние.
2 тип — потребность успеха (или в достижениях) —
стремление выполнить свою работу наилучшим образом, это «работяги». Перед такими людьми необходимо ставить определенные задачи, а по достижении — обязательно поощрять.
3 тип— потребность причастности — самое главное —
человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружающими, избегают руководящих постов.
Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку надо постоянно удовлетворять свои потребности:
• соблюдать здоровый образ жизни;
• жить в гармонии с социальным и культурным окружением, самим собой;
• повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его семьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помогать сохранить самостоятельность и независимость.
Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жизненных потребностей человека. Осознание этих потребностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.
В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей:
1— нормально дышать;
2— употреблять достаточное количество жидкости и пищи;
3— выделять из организма продукты жизнедеятельности;
4— двигаться и поддерживать нужное положение;
5— спать и отдыхать;
6— самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;
7— поддерживать температуру тела в нормальных пределах;
8— соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;
9— обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей;
10— поддерживать общение с другими людьми;
11— отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;
12— заниматься любимой работой;
13—отдыхать, принимать участие в развлечениях, играх;
14— удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении своих потребностей.
В своей модели сестринского дела, в отличие от Маслоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и считает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: достаточное питание или полноценный сон, дефицит общения или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.
Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундаментальным потребностям человека:
1)нормальное дыхание;
2)адекватное питье и питание;
3)физиологические отправления;
4)движение;
5)сон;
6)личная гигиена и смена одежды;
7)поддержание нормальной температуры тела;
8)поддержание безопасности окружающей среды;
9)общение;
10) труд и отдых.
По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благополучия. Каждый человек имеет определенные потребности для поддержания своей жизнедеятельности.
Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:
1)универсальные — присущи всем людям в течение жизни:
• достаточное потребление воздуха;
• достаточное потребление воды;
• достаточное потребление пищи;
• достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;
• сохранение баланса между активностью и отдыхом;
• предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;
• стимулирование желания соответствовать определенной социальной группе в соответствии с индивидуальными способностями и ограничениями;
• время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей.
Уровень удовлетворения каждой из восьми потребностей для каждого человека индивидуален.
Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;
2)потребности, связанные с фазой развития, — удовлетворение людьми своих потребностей на разных жизненных этапах;
3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:
• анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);
• функциональные физиологические изменения (одышка, контрактура, паралич);
• изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).
Каждый человек обладает индивидуальными способностями и возможностями по удовлетворению своих потребностей. Основные потребности должны быть удовлетворены самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.
Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возможностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.