III. Раздел. Социальные отношения.
Дисциплина «обществознание»
Тесты
I. Раздел. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
1. Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:
а) деятель;
б) лидер;
в) индивид;
г) личность;
2. Все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества - это:
а) культура;
б) наука;
в) образование;
г) здравоохранение;
3. Активность какого-либо или чего-либо - это:
а) деятельность;
б) работа;
в) работа;
г) поступки;
4. Социальные качества, приобретённые в процессе воспитания при взаимодействии с обществом, - это:
а) индивид;
б) человек;
в) личность;
г) общество;
5. Обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть мира - это:
а) ноосфера;
б) общество;
в) культура;
г) техника;
6. Что характеризует общество как динамичную систему?
а) наличие общественных отношений;
б) сохранение связи с природой;
в) наличие социальных институтов;
г) самоорганизация и саморазвитие;
7. Индивидуальность – это:
а) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму;
б) темперамент человека, его характер;
в) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке;
г) совокупность человеческих потребностей и способностей;
8. Признаком, отличающим человека от животного, является:
а) проявление активности;
б) целеполагание;
в) приспособление к среде обитания;
г) взаимодействие с окружающим миром;
9. Какое суждение о жизни человека в обществе верно?
а) личность может формироваться только в человеческом обществе:
б) личностью рождаются;
в) в человеке самой природой заложено умение жить в обществе;
г) личность заложена биологической программой;
10. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:
а) самосохранении;
б) самореализации;
в) самообразовании;
г) самопознании;
11. К характеристике общества как системы относится:
а) неизменность во времени:
б) способы взаимодействия и формы взаимодействия людей:
в) часть природы:
г) материальный мир в целом:
12. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество постоянно развивается, что позволяет его характеризовать как динамическую систему.
Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.
1) верно только А:
2) верно только Б:
3) верны оба суждения:
4) оба суждения неверны:
13. Что характеризует общество как динамичную систему?
а) наличие общественных отношений;
б) сохранение связи с природой;
в) наличие социальных институтов;
г) самоорганизация и саморазвитие;
14. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием:
а) культура;
б) общество;
в) природа;
г)цивилизация;
15. Какие две основные стороны составляют сущность человека:
а) биологическая (природная) и социальная;
б) космическая и мистическая;
в) экономическая и политическая;
г)религиозная и классовая;
16. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку, но отсутствует у животного?
а) действие механизмов наследственности
б) работа органов чувств
в) творческая активность
г) обменные процессы
Раздел. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.
17. Наука, образование и культура являются частями:
а) политической сферы;
б) духовной сферы;
в) социальной сферы;
г) экономической сферы;
18. Перечислите функции образования:
а) экономическая функция;
б) социальная функция;
в) культурная функция;
г) всё вышеперечисленное;
19. Культура это:
а) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы;
б) совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни;
в) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций;
г) всё вышеперечисленное;
20. Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?
а) объяснительная;
б) прогностическая;
в) социальная;
г) мировоззренческая;
21. Историческая общность людей, которая имеет общую территорию, экономические связи, литературный язык, особенности культуры и характера - это:
а) этнос;
б) нация;
в) народность;
г) класс;
22. Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать:
а) культурой;
б) экономикой;
в) мировоззрением;
г) историей;
23. Результат процесса познания – это:
а) практика;
б) самопознание;
в) знания;
г) истина;
24. Ощущения, восприятия и представления являются ступенями:
а) чувственного познания;
б) рационального познания;
в) социального познания;
г) духовного познания;
25. Понятия, суждения и умозаключения - это части:
а) чувственного познания;
б) рационального познания;
в) политического познания;
г) социального познания;
26. Научные открытия представляют собой результат деятельности:
а) духовной;
б) практической;
в) социально-преобразовательной;
г) материально-производственной;
27. Учение в отличие от труда.
а) предполагает наличие цели
б) требует специальной подготовки
в) направлено на получение знания о предмете
г) носит полезный характер
II. Раздел. Экономика
28. Область создания материальных благ - это:
а) экономическая сфера;
б) духовная сфера;
в) социальная сфера;
г) политическая сфера;
29. Характерным признаком традиционной экономики является:
а) доминирование интересов производителя над интересами потребителя;
б) регулирование объемов и номенклатуры производства посредством обычаев;
в) образование монополий, диктующих рынку цены и правила игры экономическая свобода;
г) потребителя, делающего выбор товаров в условиях альтернативы;
30. Совокупность проблем, от решения которых зависит сохранение мировой цивилизации - это:
а) политические проблемы;
б) мировые проблемы;
в) локальные проблемы;
г) глобальные проблемы;
31. Рынок, биржа, банк - это инфраструктура:
а) плановой экономики;
б) рыночной экономики;
в) командной экономики;
г) административной экономики;
32. Бизнес - это:
а) коммерческая операция;
б) финансовая деятельность;
в) деятельность, которая приносит прибыль;
г) всё вышеперечисленное;
33. Форма собственности, при которой те или иные объекты принадлежат всему обществу:
а) акционерная;
б) государственная;
в) частная;
г) коллективная;
34. Экономика – это:
а) умение вести домашнее хозяйство;
б) часть повседневной жизни людей;
в) отношения между людьми в процессе производства;
г) хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ;
35. Элемент производства, без которого оно невозможно:
а) предметы труда;
б) рабочая сила;
в) средства труда;
г) организация труда;
36. Рыночная цена – это:
а) цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением;
б) то, что товар действительно стоит;
в) установленная государством цена;
г) себестоимость товара;
37. Конкуренция - это:
а) соперничество производителей одинаковых товаров за привлечение как можно большего числа покупателей с целью получения прибыли;
б) объединение предприятий, при котором входящие в него предприятия договариваются о единой цене, коммерческой торговле и производстве;
в) экономическая политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции;
г) хозяйственная организация, где все участники равны в своих правах и обязательствах;
38. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества:
а) экономическую;
б) социальную;
в) политическую;
г) духовную;
39. Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?
а) показатели роста прибыли предприятий;
б) доходы граждан от предпринимательской деятельности;
в) расходы на содержание армии;
г) среднемесячную заработную плату;
40. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
а) денежные средства;
б) участок пашни;
в) станки и оборудование;
г) здания, сооружения;
41. Что включаются в численность рабочей силы?
а) домохозяйки;
б) отбывающие срок заключения в тюрьмах;
в) работающие по гибкому графику;
г) неработающие пенсионеры;
42. Найдите в приведенном списке проявления экономической сферы общественной жизни:
а) инфляция;
б) победа на выборах оппозиционной партии;
в) митинг в защиту конституции;
г) учредительный съезд партии;
III. Раздел. Социальные отношения.
43. Социальная сфера отвечает за благосостояние:
а) всего населения страны;
б) элиты общества;
в) деклассированных элементов;
г) правящих классов;
44. Науки, которые изучают общество – это:
а) естественные науки;
б) общественные науки;
в) общественные науки;
г) математические науки;
45. По какому признаку выделены такие социальные группы как горожане, селяне, провинциалы, столичные жители?
а) демографическому;
б) конфессиональному;
в) этносоциальному;
г) поселенческому;
46. Группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству – это:
а) класс;
б) страта;
в) общественное объединение;
г) сословие;
47. Социализацией личности называется:
а) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека;
б) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей;
в) освоение индивидом культурных ценностей общества;
г) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам;
48. Из перечня признаков выберите тот, который характеризуют человека как личность:
а) победитель конкурса эрудитов;
б) человек высокого роста;
в) готов прийти на помощь в любую минуту;
г) имеет нос с горбинкой;
49. Социальная мобильность - это:
а) групповые перемещения;
б) индивидуальные перемещения;
в) групповые и индивидуальные перемещения;
г) развитие общества;
50. Что не является признаком нации:
а) национальный язык;
б) национальность;
в) гражданство;
г) место жительства;
51. Прирождённый статус характеризуется:
а) национальностью;
б) квалификацией;
в) образованием;
г) профессией;
52. Положение человека в обществе - это:
а) престиж;
б) статус;
в) авторитет;
г) уважение;
53. Социология изучает
а) производство и распределение материальных благ;
б) политическую власть;
в) быт примитивных племен;
г) строение общества и поведение людей как представителей социальных групп.
54. Личность – это:
а) биологическая личность индивида;
б) социальная характеристика человека, приобретаемая в ходе социализации;
в) свойства человека, возникающие на основе генного фонда родителей;
г) единство биологического и социального в человеке;.
55. Социальная роль – это:
а) модель поведения, связанная с определенным статусом;
б) мотивация поведения;
в) ценностная ориентация;
г) социальный статус.
56. Социализация – это:
а) освоение социальных ролей и усвоение социальных ценностей;
б) социальное взаимодействие;
в) интеракция;
г) социальная структура.
57. Социализация:
а) заканчивается в юности;
б) заканчивается в зрелом возрасте;
в) продолжаются всю жизнь;
г) заканчивается в детстве.
58. Социальная стратификация – это:
а) совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев;
б) совокупность социальных статусов и ролей;
в) социальная структура общества;
г) совокупность индивидов.
59. Социальная мобильность – это:
а) совокупность социальных перемещений людей;
б) совокупность социальных отношений;
в) совокупность социальных статусов и ролей;
г) совокупность прогрессивных изменений в обществе.
60. Лидер харизматического типа обладает:
а) хитростью;
б) особым даром подчинять людей;
в) особой жестокостью;
г) ораторскими способностями.
61. Главный статус человека в обществе определяет:
а) возраст;
б) интерес;
в) национальность;
г) профессия;
62. Социальная стратификация – это:
а) всеобщее стремление граждан к наивысшим трудовым достижениям;
б) описание социального расслоения в обществе;
в) совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом;
г) социальное положение человека в обществе;
63. Человек нуждается в общении
а) с подросткового возраста
б) с начала полового созревания
в) после появления членораздельной речи
г) с момента рождения