III. Раздел. Социальные отношения.

Дисциплина «обществознание»

Тесты

I. Раздел. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

1. Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:

а) деятель;

б) лидер;

в) индивид;

г) личность;

2. Все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества - это:

а) культура;

б) наука;

в) образование;

г) здравоохранение;

3. Активность какого-либо или чего-либо - это:

а) деятельность;

б) работа;

в) работа;

г) поступки;

4. Социальные качества, приобретённые в процессе воспитания при взаимодействии с обществом, - это:

а) индивид;

б) человек;

в) личность;

г) общество;

5. Обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть мира - это:

а) ноосфера;

б) общество;

в) культура;

г) техника;

6. Что характеризует общество как динамичную систему?

а) наличие общественных отношений;

б) сохранение связи с природой;

в) наличие социальных институтов;

г) самоорганизация и саморазвитие;

7. Индивидуальность – это:

а) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму;

б) темперамент человека, его характер;

в) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке;

г) совокупность человеческих потребностей и способностей;

8. Признаком, отличающим человека от животного, является:

а) проявление активности;

б) целеполагание;

в) приспособление к среде обитания;

г) взаимодействие с окружающим миром;

9. Какое суждение о жизни человека в обществе верно?

а) личность может формироваться только в человеческом обществе:

б) личностью рождаются;

в) в человеке самой природой заложено умение жить в обществе;

г) личность заложена биологической программой;

10. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

а) самосохранении;

б) самореализации;

в) самообразовании;

г) самопознании;

11. К характеристике общества как системы относится:

а) неизменность во времени:

б) способы взаимодействия и формы взаимодействия людей:

в) часть природы:

г) материальный мир в целом:

12. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество постоянно развивается, что позволяет его характеризовать как динамическую систему.
Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.
1) верно только А:
2) верно только Б:
3) верны оба суждения:
4) оба суждения неверны:

13. Что характеризует общество как динамичную систему?

а) наличие общественных отношений;

б) сохранение связи с природой;

в) наличие социальных институтов;

г) самоорганизация и саморазвитие;

14. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием:

а) культура;

б) общество;

в) природа;

г)цивилизация;

15. Какие две основные стороны составляют сущность человека:

а) биологическая (природная) и социальная;

б) космическая и мистическая;

в) экономическая и политическая;

г)религиозная и классовая;

16. Какая из перечисленных особенностей свойственна чело­веку, но отсутствует у животного?

а) действие механизмов наследственности

б) работа органов чувств

в) творческая активность

г) обменные процессы
Раздел. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

17. Наука, образование и культура являются частями:

а) политической сферы;

б) духовной сферы;

в) социальной сферы;

г) экономической сферы;

18. Перечислите функции образования:

а) экономическая функция;

б) социальная функция;

в) культурная функция;

г) всё вышеперечисленное;

19. Культура это:

а) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы;

б) совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни;

в) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций;

г) всё вышеперечисленное;

20. Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?

а) объяснительная;

б) прогностическая;

в) социальная;

г) мировоззренческая;

21. Историческая общность людей, которая имеет общую территорию, экономические связи, литературный язык, особенности культуры и характера - это:

а) этнос;

б) нация;

в) народность;

г) класс;

22. Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать:

а) культурой;

б) экономикой;

в) мировоззрением;

г) историей;

23. Результат процесса познания – это:

а) практика;

б) самопознание;

в) знания;

г) истина;

24. Ощущения, восприятия и представления являются ступенями:

а) чувственного познания;

б) рационального познания;

в) социального познания;

г) духовного познания;

25. Понятия, суждения и умозаключения - это части:

а) чувственного познания;

б) рационального познания;

в) политического познания;

г) социального познания;

26. Научные открытия представляют собой результат деятельности:

а) духовной;

б) практической;

в) социально-преобразовательной;

г) материально-производственной;

27. Учение в отличие от труда.

а) предполагает наличие цели

б) требует специальной подготовки

в) направлено на получение знания о предмете

г) носит полезный характер

 

II. Раздел. Экономика

28. Область создания материальных благ - это:

а) экономическая сфера;

б) духовная сфера;

в) социальная сфера;

г) политическая сфера;

29. Характерным признаком традиционной экономики является:

а) доминирование интересов производителя над интересами потребителя;

б) регулирование объемов и номенклатуры производства посредством обычаев;

в) образование монополий, диктующих рынку цены и правила игры экономическая свобода;

г) потребителя, делающего выбор товаров в условиях альтернативы;

30. Совокупность проблем, от решения которых зависит сохранение мировой цивилизации - это:

а) политические проблемы;

б) мировые проблемы;

в) локальные проблемы;

г) глобальные проблемы;

31. Рынок, биржа, банк - это инфраструктура:

а) плановой экономики;

б) рыночной экономики;

в) командной экономики;

г) административной экономики;

32. Бизнес - это:

а) коммерческая операция;

б) финансовая деятельность;

в) деятельность, которая приносит прибыль;

г) всё вышеперечисленное;

33. Форма собственности, при которой те или иные объекты принадлежат всему обществу:

а) акционерная;

б) государственная;

в) частная;

г) коллективная;

34. Экономика – это:

а) умение вести домашнее хозяйство;

б) часть повседневной жизни людей;

в) отношения между людьми в процессе производства;

г) хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ;

35. Элемент производства, без которого оно невозможно:

а) предметы труда;

б) рабочая сила;

в) средства труда;

г) организация труда;

36. Рыночная цена – это:

а) цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением;

б) то, что товар действительно стоит;

в) установленная государством цена;

г) себестоимость товара;

37. Конкуренция - это:

а) соперничество производителей одинаковых товаров за привлечение как можно большего числа покупателей с целью получения прибыли;

б) объединение предприятий, при котором входящие в него предприятия договариваются о единой цене, коммерческой торговле и производстве;

в) экономическая политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции;

г) хозяйственная организация, где все участники равны в своих правах и обязательствах;

38. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества:

а) экономическую;

б) социальную;

в) политическую;

г) духовную;

39. Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?

а) показатели роста прибыли предприятий;

б) доходы граждан от предпринимательской деятельности;

в) расходы на содержание армии;

г) среднемесячную заработную плату;

40. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

а) денежные средства;

б) участок пашни;

в) станки и оборудование;

г) здания, сооружения;

41. Что включаются в численность рабочей силы?

а) домохозяйки;

б) отбывающие срок заключения в тюрьмах;

в) работающие по гибкому графику;

г) неработающие пенсионеры;

42. Найдите в приведенном списке проявления экономической сферы общественной жизни:

а) инфляция;

б) победа на выборах оппозиционной партии;

в) митинг в защиту конституции;

г) учредительный съезд партии;

III. Раздел. Социальные отношения.

43. Социальная сфера отвечает за благосостояние:

а) всего населения страны;

б) элиты общества;

в) деклассированных элементов;

г) правящих классов;

44. Науки, которые изучают общество – это:

а) естественные науки;

б) общественные науки;

в) общественные науки;

г) математические науки;

45. По какому признаку выделены такие социальные группы как горожане, селяне, провинциалы, столичные жители?

а) демографическому;

б) конфессиональному;

в) этносоциальному;

г) поселенческому;

46. Группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству – это:

а) класс;

б) страта;

в) общественное объединение;

г) сословие;

47. Социализацией личности называется:

а) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека;

б) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей;

в) освоение индивидом культурных ценностей общества;

г) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам;

48. Из перечня признаков выберите тот, который характеризуют человека как личность:

а) победитель конкурса эрудитов;

б) человек высокого роста;

в) готов прийти на помощь в любую минуту;

г) имеет нос с горбинкой;

49. Социальная мобильность - это:

а) групповые перемещения;

б) индивидуальные перемещения;

в) групповые и индивидуальные перемещения;

г) развитие общества;

50. Что не является признаком нации:

а) национальный язык;

б) национальность;

в) гражданство;

г) место жительства;

51. Прирождённый статус характеризуется:

а) национальностью;

б) квалификацией;

в) образованием;

г) профессией;

52. Положение человека в обществе - это:

а) престиж;

б) статус;

в) авторитет;

г) уважение;

53. Социология изучает

а) производство и распределение материальных благ;

б) политическую власть;

в) быт примитивных племен;

г) строение общества и поведение людей как представителей социальных групп.

54. Личность – это:

а) биологическая личность индивида;

б) социальная характеристика человека, приобретаемая в ходе социализации;

в) свойства человека, возникающие на основе генного фонда родителей;

г) единство биологического и социального в человеке;.

55. Социальная роль – это:

а) модель поведения, связанная с определенным статусом;

б) мотивация поведения;

в) ценностная ориентация;

г) социальный статус.

56. Социализация – это:

а) освоение социальных ролей и усвоение социальных ценностей;

б) социальное взаимодействие;

в) интеракция;

г) социальная структура.

57. Социализация:

а) заканчивается в юности;

б) заканчивается в зрелом возрасте;

в) продолжаются всю жизнь;

г) заканчивается в детстве.

58. Социальная стратификация – это:

а) совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев;

б) совокупность социальных статусов и ролей;

в) социальная структура общества;

г) совокупность индивидов.

59. Социальная мобильность – это:

а) совокупность социальных перемещений людей;

б) совокупность социальных отношений;

в) совокупность социальных статусов и ролей;

г) совокупность прогрессивных изменений в обществе.

60. Лидер харизматического типа обладает:

а) хитростью;

б) особым даром подчинять людей;

в) особой жестокостью;

г) ораторскими способностями.

61. Главный статус человека в обществе определяет:

а) возраст;

б) интерес;

в) национальность;

г) профессия;

62. Социальная стратификация – это:

а) всеобщее стремление граждан к наивысшим трудовым достижениям;

б) описание социального расслоения в обществе;

в) совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом;

г) социальное положение человека в обществе;

63. Человек нуждается в общении

а) с подросткового возраста

б) с начала полового созревания

в) после появления членораздельной речи

г) с момента рождения