Социологическая теория права.

Правом являются наиболее эффективные, обладающие регулятивные нормы вне зависимости от того где находятся эти нормы (письменная, устная). Допускает, что реальные нормы могут быть сильнее, чем нормы записанные.

Представители: (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.)

Выдвигают лозунг "право в действии". Правовые нормы государства — это лишь часть права. Наряду с ними существует "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное — изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда — отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению "правотворческих" функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело.

Пример: бабушка на Выхино, которая продавала маринованные огурчики под табличкий: «торговля запрещена»

 

Теория естественного права.

Право это один из объективных законов природы, не зависит от воли государства, связана с природой либо с разумом человека. У права есть свой объективный принцип, который не может быть изменен государством или иными субъектами. Этот принцип отличает права от неправа, беспредела.
Традиционно связана с понятиями. Свобода, справедливость.
Закон изданный государством может быть правонарушающим. (этот как отменить закон всемирного тяготения). Теория естественного права выходит на категорию естественных прав человека.

Человек от рождения имеет право на самого себя: право на жизнь, безопасность и собственность!

Можно еще про Локка рассказать.