Гендер и семья в этнографии. Разнообразие форм. От чего это зависит?

«Пол» имеет прямое отношение к биологии, а «гендер» относится к социальной сфере и к культурным стереотипам поведения. Антропологи проводят гендерные исследования в различных обществах, но что более важно, они проводят кросс-культурные сопоставления, разыскивая свидетельства «за» и «против» существования универсальных черт пола и гендера. Идеологи феминизма особенно настойчивы, требуя от антропологов разрешения этой проблемы. Более того, кросс-культурные исследования семьи и брака показывают, что то, что мы часто считали доказанным и принимали, за универсальное, таковым не является.

Антропологи, пишущие о гендере, подходят к этой теме с двух разных позиций. Одни видят в гендере лишь символический (интеллектуальный) конструкт, в то время как для других гендер - это прежде всего набор реальных социальных отношений.

Гендер как символический конструкт

Эссе Шерри Ортнер «женское» «мужское» как «природное» и «культурное»? ,1974) являет собою пример понимания гендера как символического конструкта. Эта работа появилась в сборнике Женщина, культура и общество, изданном под редакцией Мишель Розальдо и Луизы Ламфере в 1974 году. Ортнер доказывает, что во всем мире женщины ассоциируются с «природой». Она говорит, что в основе этой универсальной ассоциации лежит тот биологический факт, что женщины, а не мужчины рожают детей. Женская репродуктивная роль приковывает их к дому. Домашнее хозяйство, наряду с женщинами (и отчасти детьми), предстает как «природное» и «личное», тогда как мужчины олицетворяют «культуру» и «общество». Иных, более глубинных и существенных связей женщин с природным началом Ортнер не предполагает. Вернее, она считает, что эта культурная универсалия зиждется на символических представлениях о различиях (между природой и культурой), которые можно обнаружить в любом обществе.