Безусловные рефлексы новорожденного
МЛАДЕНЧЕСТВО
(до 1 года)
- НОВОРОЖДЕННОСТЬ
Ребенок рождается и первым криком оповещает этот мир о своем появлении.
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные
условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
Безусловные рефлексы новорожденного
Раздражители | Рефлексы |
Действие яркого света Шлепок по переносице Хлопок руками возле головы ребенка Поворот головы ребенка направо Разведение локтей в стороны Нажатие пальцем на ладонь ребенка Нажатие пальцем на подошву ребенка Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Укол булавкой подошвы Поднимаем лежащего животом вниз ребенка | Глаза закрываются Глаза закрываются Глаза закрываются Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается Руки быстро сгибаются Пальца ребенка сжимаются и разжимаются Пальцы ног сжимаются Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются Колено и стопа сгибаются Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги |
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы.
Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе. На 3-4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредотачивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-4-й неделе.
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму (или другого близкого человека), останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность – улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
- МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Восприятие. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 секунд. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы. Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.
К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца. Активный интерес к цвету возникает позже, с 6 месяцев.
Начинает развиваться также пространственное восприятие, в частности восприятие глубины. Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.
Движение и действия.