Вклад Сократа в становление и развитие античной философии.
О жизни и взглядах Сократа (469-399 г. до н. э.) известно немало, но так как сам Сократ ничего не писал, мы судим о нём по книгам его учеников, и, прежде всего Платона и Ксенофонта. В отличие от конкретных наук, истины которые всё равно были бы открыты не тем, так другим учёным, в философских рассуждениях огромное значение имеет личность философа, его характер и мироощущение. Поэтому мы уделим особое внимание личности Сократа, которого К. Марке назвал «олицетворением философии».
Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» пишет, что «Сократ обладал больше всех на свете воздержанием в любовных наслаждениях и в употреблении пищи, затем способностью переносить холод, жар и всякого рода труды и к тому же такой привычной к умеренности в потреблениях, что при совершенно ничтожных средствах совершенно легко имел всё в достаточном для него количестве».[4] Он говорил, что «лёгкое времяпрепровождение и удовольствия, получаемые сразу, без труда, ни телу не могут дать крепости, ни душе не доставляют никого ценного знания; напротив, занятия, соединенные с упорным трудом, ведут к достижению нравственного совершенства».[5]
Современники отличали силу воздействия Сократа на окружающих. Один из собеседников вспоминал, что он цепенел от речей Сократа. Слушателям казалось, что нельзя жить так, как они жили. Порой Сократ иронизировал над людскими пороками, и это служило источником обиды.
Вопреки мнению софистов, считавших, что истина относительна, т. е. своя у каждого народа и даже индивида, Сократ подчёркивал всеобщность истин философии. Софисты были правы, утверждая, что боги различны у разных народов, но нравственные ценности, полагал Сократ, должны быть одинаковы у всех людей.
Прежние религиозные верования и нравственные нормы софисты подвергали анализу и критике, но Сократ пошёл дальше их. Его позиция была конструктивной, поскольку он заложил основы новой нравственности, базирующийся на мудрости и вырабатывающие общезначимые ценности. С Сократа начинается этический этап развития греческой философии и философии вообще.
Диоген Лаэртский имел право собрать, что Сократ «ввёл этику», потому что он выдвинул формальные основания для создания новой науки и разработал её метод. Науки существуют постольку, поскольку их истины справедливы для всех. Если бы для одного 2*2 было равно 4, для другого – 5, для третьего – 6, не было бы науки математики. То же самое и в сфере морали. И здесь надо узнать, сколько будет 2*2, и, узнав, все люди будут вести себя, как считал Сократ, в соответствии с этим.
Представление о том, что для всех людей существуют одни и те же ценности, и есть главная заслуг Сократа. Сегодня об этом говорят многие, но ещё 2500 лет тому назад философ задал вопрос: что нужно, чтобы социальная жизнь была гармоничной? И ответил: чтобы глубинные духовные ценности одинаковы для всех.
Довести до сознания индивида, дремлющие в нём знания, призван был сократовский метод майовтики(«повивального искусства»).Сократ считал, что спорить надо так, чтобы путем последовательных рациональных шагов мысли человек сам приходил к истине, поскольку истину нельзя внушить, а можно самостоятельно открыть для себя.
Основным в учении Сократа было то, что к благу, даваемому общезначимым знанием, каждый приходит, что называется, своим умом. Никакие внешние предписания не могут заставить человека вести себя хорошо, и в этом Сократ согласился с Конфуцием. Человек сам должен понять, что надо поступать, именно так, но ему нужно помочь «родить плод добродетели». Отвечая на обвинения, Сократ, говорил, что никогда никого ничему не учил, а только не препятствовал другим задавать ему вопросы и задавал вопросы сам. Это и составляло суть метода диалогаи приведения к истине, которую исповедовал Сократ. Для становления философии нужно именно рациональное обсуждение как способ достижения истины. В этом проявился древнегреческий дух и гений Сократа. Метод Сократа хорош тем, что человек не принуждается к истине, а приходит к ней свободно.
Философия – это свобода мысли, а не закабаление ее. Ученик Сократа – Платон использовал его метод как форму своих произведений, и даже в первом произведении Платона, написанном не в форме диалога, - «Апология Сократа» - диалог между Сократом и его обвинителем Мелетом все же присутствует.
Для того чтобы, дремлющие в душе человека знание проявилось, надо, чтобы он совершил над собой усилие познать то, что заложено в нем. Сократ обратил человека к самому себе, призвал его к самопознанию. Отсюда афоризм, который он часто повторял: «Познай самого себя». Это важнейший принцип, с которого берет свое начало этика как практическая философия, размышляющая не над тем, как устроен мир, а над тем, что в этом мире делать человеку и кто он такой.
Все основные направления учения Сократа связаны между собой, выявляя своеобразную структуру его духа. Утверждение «Познай самого себя» происходило из утверждения, что «добродетель есть знание», и, стало быть, нравственное совершенство личности невозможно без познания своих способностей и сил. Особый интерес с точки зрения этики представляет взгляд Сократа на сопротивление злу. Лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее, хотя и то, и другое плохо, считает Сократ. В пользу добродетельной жизни Сократ приводит помимо этических космогонический (без справедливости не было бы Космоса как «порядка») и теологический (посмертная судьба зависит от того, как человек жил на Земле) аргументы. Многие мотивы сократовского диалога «Горгий» - необходимость ограничения потребностей и др. – будут повторяться, затем на протяжении всей истории философии найдя свою кульминацию в спорах о ницшеанстве с его представлением о воле к власти как движущей причине человеческих устремлений.
Диалог «Горгий» относится к начальному периоду творчества Платона, когда он, как считается, наиболее точно передавал мысли Сократа. В этом диалоге объясняются и суд над Сократом, и его почти добровольная смерть. Сократ поступил так, как считал нужным в соответствии со своими взглядами. У Сократа было много учеников, которые образовали школы: киников, киренаиков, мегарцев и т.д. Подобно древнеиндийскому мифу о сотворении людей из тела Пуруши, можно сказать, что из Сократа вышла вся античная философия: из его разума – академики и перипатетики, из его чувств – киники и киренаики, из его иронии – скептики, из его смерти – стоики. Ученики Сократа получили название «сократиков». Их разделяют на тех, кто развил все основные направления философии Сократа, и тех, кто занимался каким-то одним направлением. Первых называют «полными сократиками» и относят к ним Платона и Аристотеля; вторых – «неполными сократиками»; и среди вторых разделяют тех, кто уделял основные внимания этике, с одной стороны, и логике – с другой. О направлениях, развиваемых учениками Сократа, речь пойдёт на следующих занятиях.
Домашнее задание: приготовить рефераты на тему: «Этическое учение Сократа».
Контрольные вопросы:
1. Почему философия зародилась именно в Древней Греции?
2.Что можно сказать о Сократе как личности?
3. В чём ценность метода майовтики?
4. Каков взгляд Сократа на соотношение знаний и добродетели?
5.По каким причинам Сократ предпочёл смерть бегству из тюрьмы?
6.Каково значение Сократа для возникновения философии?