Характеристика древнегреческой цивилизации.

Тема: Становление греческой философии. Досократики. Сократ.

План:

1. Характеристика древнегреческой цивилизации.

2. Причины возникновения философии в Древней Греции.

3. Досократики (милетская школа, Гераклит, Демокрит).

4. Вклад Сократа в становление и развитие античной философии.

 

Характеристика древнегреческой цивилизации.

Древняя Греция (Эллада) классического периода была раздроблена на многочисленные самостоятельные полисы. Каждый из них состоит из города и окружающей его сельской местности. Это были крошечные государства с собственными самодовлеющими интересами (автаркия), с территорией в среднем в 3-4 тысячи квадратных километров и с населением несколько десятков тысяч свободных граждан. Можно сказать, что марафонский воин, пробежавший за несколько часов 42 с лишним километра, чтобы сообщить своим гражданам радостную весть о победе эллинов над персами, почти пересек всю территорию афинского государства.

Древние греки не представляли себе государства с необозримыми краями и с населением свыше трехсот – четырехсот тысяч человек. И понятие «отечество» у них не заключало в себе ничего отвлеченного и неопределенного: в их сознании это понятие сливалось с живым восприятием отечества физического; «обозримым» было и само государство с его народным собранием, созывавшимся на площади, в котором принимало участие все взрослое мужское население из числа свободных граждан.

Материковая Греция – гористая страна, почва которой плодородием не отличалась, за исключением некоторых прибрежных долин. В этих удобных для земледелия долинах, имеющих свободный доступ к морю и отрезанных друг от друга горами, обычно и располагались греческие полисы.

Древнегреческий историк Геродот называл бедность молочной сестрой Эллады. Чтобы восполнить скудные доходы от земледелия, древние греки рано взялись за ремесла и торговлю. Развитие ремесленного производства и выгодные для торговли географические условия ещё в глубокой древности связали жизнь многих полисов с морем. Еще у легендарного Гомера – творца «Илиады» и «Одиссеи» – хитроумный Одиссей долго странствует повсюду, стремится все увидеть и узнать, попадает в невероятные затруднительные положения и с необычайной ловкостью выпутывается из них, не забывая при этом каждый раз своей выгоды.

Первоначально торговля велась с соседними государствами, а затем и с дальними странами. Установление тесных связей со странами Древнего Востока имело большое значение для развития экономики и культуры греческих полисов. Древние греки переняли многие достижения техники, искусства и науки у древневосточных народов, в особенности у египтян и вавилонян. Однако, используя все ценное, древние греки никому не подражали и заимствованное творчески переделывали на свой лад.

Деятельный образ жизни делал ум свободным и подвижным, мысль – наблюдательной и острой, а сознание – богатым впечатлениями и смелым. Новые обстоятельства, подчас непредвиденные, рискованные и тяжелые, заставляли людей быть инициативными, находчивыми, решительными. Нельзя было полагаться только на «волю богов», следовать косной традиции старого образа жизни и мышления. Рассчитывать можно было только на свои силы и способности, на приобретенный опыт и знания. По словам историка Фукидида, афиняне смотрели на праздный покой как на «утомление без отдыха», а любовь их к новизне переходила в настоящую страсть к новшествам. Они, говорит историк, рождены были для того, чтобы самим «не иметь покоя и другим не давать его». Вспоминается изречение Гераклита: «покой и неподвижность – свойство мертвых».

Не удивительно, что новое мировоззрение, греческая наука, искусство и философия впервые возникают в торгово - промышленных центрах, которые поддерживали оживленные экономические и культурные связи с негреческим миром. Такими торгово-промышленными и культурными центрами в VII веке до н.э. стали малоазиатские полисы: Милет, Эфес, Колофон и др. Здесь зародились первые философские школы и представления о жизни как непрестанной борьбе. Это представление возводится одним из ионийских мыслителей, Гераклитом из Эфеса, до степени общефилософского принципа: сама мировая жизнь рассматривается им как непрерывное становление, как борьба.