Обоснование социальной значимости проекта.
Для проведения эффективной профилактики социально-значимых заболеваний и вредных привычек требуются усилия не только медицинских работников, но и органов власти, самой общественности, и, в первую очередь, самой молодежи, как наиболее динамичной и активной группы. В то же время, судя по публикациям последнего времени, молодежь в общей массе остается пассивной, считая, что они не в состоянии влиять на решения, принимаемые обществом, и зависимы от обстоятельств.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его реализация будет осуществляться через сверстников целевых групп, в профилактической работе которых основное внимание уделяется усилению факторов защиты (активный отдых, общественная жизнь, повседневная активность, хобби и т.д.), в то время как в прошлом столетии, например, в профилактике социально-значимых заболеваний использовались в основном методы устрашения и запугивания.
Мероприятия проекта затрагивают не только школьную и молодежную среду городских поселений, но позволяют охватить учебные заведения сельских поселений, интернатские учреждения и т.д.
Результаты исследований, проводимые в молодежной среде, указывают с одной стороны, на ее пассивность и инертность, а с другой - на то, что в определенных условиях молодые люди вполне готовы брать на себя ответственность и активно участвовать в принятии решений. К примеру:
· они хотели бы, чтобы к их готовности относились серьезно;
· они хотят участвовать в процессе принятия решений о том, что и как надо делать;
· они хотят, чтобы при этом учитывался их личный опыт;
· им должно нравиться то, что они делают.
Волонтерская команда здоровья создает реальные шансы для решения обозначенных проблем. Лидеры, прошедшие подготовку по программе «Сверстник сверстнику» могут оказывать поддержку ровесникам в сложных вопросах, связанных с необходимостью принимать решения в отношении здоровья, являются активными представителями своей возрастной группы в команде здоровья.
Такая модель работы в сфере профилактики социально-значимых заболеваний была благополучно апробирована в ходе реализации Фондом «Чувашия» программы «Антигепатит».
По данным Минздравсоцразвития Чувашии в результате проведенных мероприятий в рамках вышеуказанной программы и иммунизации населения в 2006 году показатель заболеваемости составил 8,43 на 100 тыс. населения, что по сравнению с 2005 годом меньше на 21 %.
Исходя из этой оценки, можно сделать вывод, что подростков следует более активно привлекать к реализации различных программ, в том числе программ профилактики социально значимых заболеваний и обучения здоровью. Такие подходы, опирающиеся на влияние сверстников, базируются на той роли, которое играет общение со сверстниками при социализации подростка. Зарубежные исследователи (Tobler, 1986, Bangert - Drowns, 1988) делают вывод, что программы учитывающие влияние группы, имеют больший эффект, в сравнении со старыми традиционными формами профилактики (беседы, лекции), во многих отношениях: получаемых знаний, отношения к проблеме, жизненно важных навыков и т.д.
Таким образом, проект имеет не локальную, а социально значимую средовую направленность, обеспечивающую сохранение положительных тенденций стабилизаций и снижение распространенности основных групп социально-значимых заболеваний среди детей и молодежи, а также создает условия для эффективного взаимодействия и социального партнерства муниципальных и общественных организаций, государственных структур, СМИ в формировании новой политики здоровья.
Целевые группы, на которые направлен проект:
· учащиеся общеобразовательных и интернатных учреждений Чувашской Республики;
· учащиеся и студенты профессиональных технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений;
· педагоги, психологи, медицинские работники образовательных учреждений.
Механизм и поэтапный план реализации проекта.
Проект осуществляется с участием самой целевой группы с использованием интерактивных методов, Интернет-ресурсов, СМИ.
В реализации всего проекта используются подходы основанные:
· на предоставлении информации;
· на апелляции к ценностям и знаниям;
· на влиянии сверстников и социальной среды.
Реализация проекта осуществляется путем исполнения подпроектов:
1. «Сверстник сверстнику».
В основу подпроекта заложены идеи партнерства в охране здоровья и создания в образовательных учреждениях команд здоровья как многодисциплинарных групп по созданию эмоционально-нравственного, духовно-интеллектуального, физического, психологического благополучия.
Расширение и развитие сети волонтерских команд здоровья среди школьников и студентов в городах и районах республики. В рамках подпроекта предполагается совместное обучение здоровью в объединенных группах педагогов, психологов, школьников, школьных медицинских работников. Предполагаемый охват целевой группы 140 тысяч учащихся - более 500 средних общеобразовательных учреждений республики, профтехучилищ, ВУЗов и ССУЗов республики, детских оздоровительных лагерей.
При выборе форм и методов обучения мы опирались на так называемую «пирамиду познания», которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками. Именно поэтому мы выбрали групповые дискуссии (50% усвоения), обучение практикой действия (70% усвоения), выступление в роли обучающего (90% усвоения).
2. «IT на службе профилактики и охраны здоровья».
Подпроект предполагает создание и администрирование Интернет-форума, ориентированного на формирование системы ценностных ориентаций, нравственно-эстетических идеалов и популяризацию здорового образа жизни в молодежной среде.
В результате состоявшейся интернетизации всей страны молодежь перестает испытывать воздействие печатных изданий. Подрастающее поколение уходит во влияние Интернет — среды, где виртуально общаются в блогах и форумах.
Нужно осознать новую реальность как реальность коммуникационную, когда работают другие механизмы общения, пропаганды или связи с общественностью.
Предпосылками создания круглогодичного интерактивного информационного канала, пропагандирующего знания по ВИЧ-СПИДу, гепатитам, здоровому образу жизни является и то, что доля ресурсов Интернета, которые можно отнести к социокультурному просвещению, сегодня в России составляет лишь 0,5 % всей информации.
По данным опроса проведенного среди студентов, информация, полученная через Интернет каналы, вызывает высокое доверие в молодежной среде (Чувашский государственный университет – 38%, Чувашский государственный педагогический университет – 67%).
В Чувашии по технологии АДСЛ охвачено более 200 тысяч пользователей, в основном молодежь. Тем не менее, на данный момент в республике ощущается дефицит молодежных интерактивных Интернет-форумов.
Подпроект имеет широкие возможности:
· создание неограниченного числа форумов, подфорумов и категорий (создание веток по проблемам профилактики гепатита, СПИД, пропаганде материнства, повышение рождаемости, информационные материалы по национальным проектам и т.д.);
· приватные форумы – для групп пользователей, подфорумы специалистов, своеобразные «телефоны доверия»;
· возможность проведения интерактивных голосований в режиме реального времени по любым вопросам;
· управление правами пользователей и их групп (возможность ограничения доступа к форуму явно неадекватных личностей), контроль доступа к разделам форума по группам пользователей, редактирование обсуждений и т.д.;
· создание продукта, способствующего проведению анализа существующих проблем в молодежной среде с учетом позиционирования самой молодежи.
3. «Средства массовой информации как инструмент пропаганды здорового образа жизни».
Средства массовой информации могут и должны оказывать существенное влияние на процессы пропаганды духовно-нравственных ценностей и престижа здорового образа жизни.
На сегодняшний день СМИ недостаточно освещают проблему формирования здорового образа жизни. Деятельность журналистов в этом направлении характеризуется отсутствием системности и комплексности подхода в изложении темы. В этой связи подпроект предусматривает проведение конкурса среди электронных и печатных средств массовой информации, а также журналистов республики «СМИ как инструмент пропаганды здорового образа жизни».
Ключевая идея подпроекта – создание через конкурс СМИ цикла программ, передач и публикаций, отражающих усилия органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, в том числе и самой молодежи по созданию необходимых условий для духовно-нравственного и физического развития.