Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности.
Теория диспозиций личности опирается на научные достижения как психологии, так и социологии. Психологическая теория диспозиций принадлежит Гордону Оллпорту.
Г.Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. "Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление".[5] Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.
Наряду с интеллектом и физической конституцией темперамент – это первичный генетический материал, из которого строится личность. Он особенно важный наследственный аспект эмоциональной природы человека (легкость эмоционального возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения, интенсивность эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности.
Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, является личностная черта. Г.Оллпорт определяет ее как структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные формы адаптивного и экспрессивного поведения. То есть, черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое значение.
В поздних работах Г. Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные:
1) кардинальные, характерные для немногих людей, живущих одной глобальной идеей, которая определяет их дела и поступки; среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк;
2) центральные, из которых строится «ядро» личности (прориум) и которые определяют ее индивидуальность; центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность);
3) вторичные, т. е. носящие производный характер, менее заметны, менее устойчивы (например, привычки, особенности водежде, еде, поведении).
Диспозиции личности характеризуются интенцией — направленностью, которая включает различные устремления и желания личности (планы, цели, амбиции и пр.).
В социологии основателями диспозиционной теории личности по праву считают американских исследователей Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого. Они ввели в научный оборот понятие «аттитюд» (установка), выражающее направленность личности на тот или иной вектор поведения.
В отечественной литературе теория диспозиций разрабатывается В. А. Ядовым. Под диспозицией понимается предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.[6]
Так как явления диспозиционной регуляции поведения изучались и прежде в качестве феноменов ценностной ориентации, аттитюдов и направленности личности, то, по мнению В.А. Ядова, можно заключить, что во всех случаях имеют место какие-то разновидности установочных готовностей, особенности которых определяются спецификой потребностей и конкретными условиями деятельности.
По словам В.А. Ядова, решающим шагом в разработке диспозиционной концепции является выделение иерархических структур потребностей, условий деятельности и собственно диспозиционных образований, формирующихся “на стыке” между потребностью и условиями ее реализации.
Говоря об иерархии потребностей, Ядов использует принцип их разделения по направленности Г.Г. Дилигенского - как потребности физического и социального существования людей. Основанием классификации является как бы последовательное расширение границ активности личности, источником которой со стороны субъекта является потребность в достижении двух противоположных целей: слияния с социумом и выделения своего “Я” в качестве автономной единицы.
В этом отношении собственно человеческие потребности можно структурировать по уровням присвоения индивидом социальных форм деятельности:
- включение в ближайшее семейное окружение;
- включение в контактные группы и коллективы;
- включение в целостную социальную систему.
Условия деятельности также образуют некоторую иерархическую структуру. За основание классификации этой структуры В.А. Ядов берет длительность времени, в течение которого сохраняется основное качество данных условий.
1. Наименее устойчивые ежеминутно меняющиеся "предметные ситуации"
2. Условия группового общения
3. Условия в различных сферах деятельности: труда, досуга, семейной жизни
4. Общие социальные условия жизни человека: экономические, политические, культурные, особенности образа жизни.[7]
Если теперь обратиться к диспозициям личности, которые представляют продукт столкновения потребностей и ситуаций удовлетворения и закрепляются в результате опыта, то можно говорить, что и сами диспозиции тоже имеют некоторую иерархию.
1. Низший уровень образуют элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе потребностей физического существования и в простейших ситуациях.
2. Социальные фиксированные установки, обладающие сложной структурой, которая содержит эмоциональный, когнитивный и собственно поведенческий аспекты; их формируют предметные потребности социального существования и соответствующие социальные ситуации.
3. Диспозиционный уровень - общая направленность интересов личности и определенные сферы социальной активности; она представляет собой предрасположенность к идентификации с определенной областью социальной деятельности.
4. Высший уровень - система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения; данный диспозиционный уровень играет решающую роль в саморегуляции поведения, так как формирование ценностных ориентаций отвечает высшим социальным потребностям личности в саморазвитии и самовыражении.
В.А. Ядов считает очень важным заметить, что диспозиционная иерархия не строится из отдельных элементов, в каждом из которых содержатся свои собственные когнитивные, эмотивные и поведенческие “заготовки”. Эти процессы результируются в конечных продуктах психической деятельности, которые образуют относительно самостоятельные подсистемы регуляции активности субъекта.
Раз иерархически организованы условия деятельности, потребности и диспозиции, то логично было предположить, что и поведение личности так же структурируется в некоторые иерархически организованные действия.
Важнейшая функция диспозиционной системы - психическая регуляция социальной деятельности, социального поведения личности. Так как поведение - очень сложная структура, то его можно рассматривать в различных отношениях.
В.А. Ядов предлагает структурировать деятельность в отношении ближайших и более отдаленных целей и выделяет несколько уровней поведения.
1. Реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней Среды; это - поведенческие акты; их целесообразность определяется стремлением субъекта установить адекватное соответствие между актуальной психофизиологической потребностью и предметной ситуацией в данный момент.
2. Поступок, привычное действие; формирование происходит из целого ряда поведенческих актов; целесообразность зависит от более сложных обстоятельств деятельности; поступок есть элементарная, социально значимая “единица” поведения, и его цель - установление соответствия между социальной ситуацией и социальной потребностью.
3. Целенаправленная последовательность поступков образует поведение в какой-либо сфере деятельности, где человек преследует более отдаленные цели.
4. Целостность поведения в различных сферах - собственно проявление деятельности во всем ее объеме; целеполагание на этом высшем уровне представляет некий жизненный план, важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели.[8]
Таким образом, на всех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой, но в каждой конкретной ситуации, в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному уровню диспозиций.
В.А. Ядов подчеркивает, что в момент, непосредственно предшествующий поведенческому акту, поступку или началу некоторого поведения, в соответствии с его уровнем вся диспозиционная система приходит в состояние актуальной готовности, то есть образует актуальную диспозицию.
Актуальная диспозиция может быть названа модусом всей диспозиционной структуры от фиксированных установок до ценностных ориентаций, ведущую роль будут играть те уровни иерархии и конкретные диспозиции, которые соответствуют определенным потребностям и условиям деятельности, необходимых для их удовлетворения.
Функционирование диспозиционной системы, по В.А. Ядову, протекает следующим образом. Поведенческому акту предшествует “актуализация диспозиций”, для чего должна возникнуть “конфигурация” внешних и внутренних условий: информационное поле (накапливаемые человеком в течение жизни знания), соотнесение знания с потребностью и его эмоциональное подкрепление. Эмоции и переживания человеком своей психической активности выступают важнейшим фактором в ценностно-установочной регуляции его поведения.
В нормальных условиях поведение остается целесообразным, но возможны обстоятельства, при которых сила эмоций, неадекватных ситуации, становится столь значительной, что поведение теряет целесообразность. Например, в ситуации паники, депрессии, гнева, когда эмоции препятствуют нормальному функционированию диспозиционной системы.
С точки зрения вышеизложенной гипотезы, на низшем уровне диспозиционной иерархии поведенческая готовность выражена максимально четко. Фиксированные установки не содержат ничего, кроме стереотипных готовностей; здесь объектом выступают данные в чувствах конкретные предметы.
На уровне социальных установок и ценностных ориентаций формируются поведенческие планы и программы.
Взаимодействие между разными элементами диспозиционной структуры при построении планов и программ поведения содержит три аспекта: формирование самого плана на основе “опережающего отражения мотивация деятельности, волевые усилия.
Важно, что мотивы непосредственно включены в диспозиционную регуляцию. В.А. Ядов говорит, что механизм взаимосвязи между различными элементами диспозиционной структуры и ситуацией поведения следует рассматривать именно как механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управление поведения личности, его саморегуляцию.
Итак, диспозиционная регуляция социального поведения есть и диспозиционная мотивация, то есть механизм, который обеспечивает целесообразность формирования различных состояний готовности к поведению не только в виде предрасположенности, но и в виде эмоционального переживания значимости этих действий для субъекта.[9]
С точки зрения практических возможностей предсказания социального поведения личности, В.А. Ядов с сотрудниками в своем исследовании ставили цель выявить “прогностическую ценность” информации о различных состояниях предрасположенности субъекта к определенному поведению в заданных условиях. Это существенно, так как данные субъективных оценок широко используются для получения информации о реальном поведении людей в обозримом будущем. Хотя, по словам В.А. Ядова, не ясно, насколько основательны эти прогнозы.
Можно ли на основе информации о диспозициях предсказать поведение личности в некоторой социальной ситуации? В такого рода прогнозах ошибки могут происходить от различных причин: от переоценки рефлексивных способностей субъекта по поводу его поведенческих намерений, от различий в уровне развития навыков к определенной деятельности, от несовершенства методик, от ошибок в определении адекватного поведения уровня диспозиционной регуляции и др. Но практическая потребность прогноза поведения очевидна.
Исследование, основанное на гипотезе о диспозиционной структуре, показало:
1) структура ценностных ориентаций - неплохой показатель для прогноза общей направленности поведения как целеустремленного или сравнительно хаотичного, трудно или легко поддающегося внешней регуляции;
2) обобщенные социальные установки - база для предсказания характерных черт реального поведения в тех условиях, к которым они отнесены, при этом, чем более вероятна возможность принятия самостоятельного решения, тем достовернее прогноз;
3) обобщенные установки хорошо согласуются с диспозициями внешних уровней и обладают прогностической силой при оценке общих характеристик поведения в определенной сфере деятельности, но они плохо согласуются с конкретными поступками в ограниченном диапазоне условий;
4) для предвидения определенного поступка в жестко очерченных условиях вполне информативны ситуативные социальные установки;
5) очень важно располагать информацией о направленности интересов личности.
Таким образом, представление о диспозиционной структуре, ее объективных и субъективных предпосылках и механизмах функционирования позволяет пополнить представления о регуляции и саморегуляции поведения личности.
Высший диспозиционный уровень образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения.[10]
П.Н. Шихирев в своей статье “Исследования установки в США” замечает, что западная социальная психология иначе смотрит на проблему генезиса установки. Положение в этой области можно сравнить лишь с положением исследования соответствия установки реальному поведению. За исключением чисто бихевиористических теорий и психоаналитической теории Г. Сарнова (рассматривающей генезис установки с позиций фрейдизма, то есть как следствие первых детских переживаний и конфликтов), большинство исследователей исходит из того, что между образованием установки и ее изменением нет большой разницы. Это рассуждение построено по следующей логике: когда установка не наблюдается, она нейтральна; когда она обнаруживается, это означает ее сдвиг в ту или другую сторону от нулевой точки. Согласно бихевиористским теориям, установка - результат выработки условного рефлекса, который потом “обрастает” различными когнитивными “украшениями” в процессе ее рационализации. Это отчасти подтверждается некоторыми исследованиями. Наиболее подробный обзор имеющихся исследований различных детерминант установки сделан недавно У. Мак Гайром.
Проблема изменения аттитюдов представляет собой самостоятельный раздел западной социальной психологии. Там выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся, в основном, в русле двух основных теоретических ориентаций - бихевиористской и когнитивистской, поэтому наибольшее распространение и получили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений.
В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования К. Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, измерять ее.
Критические соображения относительно ограниченности принципа подкрепления хорошо известны. Если всякий аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии “включения” социальных факторов. Подкрепление в бихевиористской теории не связано с такого рода факторами.
В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых “теорий когнитивного диссонанса” (Ф. Хайдер, Г. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум). Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие: например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Несоответствие может возникать и по различным другим причинам.
Важно, что стимулом для изменения является потребность индивида в восстановлении когнитивного консонанса, то есть упорядоченного, “однозначного” восприятия внешнего мира. Кстати, в процессе дальнейшего развития теории выявились ее слабые стороны. К главным из них относятся сложность метода и трудность квантификации, измерения величины самого диссонанса. Нерешенными остаются два следующих теоретических вопроса:
1) всегда ли человек стремится снять диссонанс?
2) всегда ли диссонанс является психологической переменной?
Изучение социальной установки в рамках социальной психологии должно быть продолжено как с точки зрения изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения активности позиции личности, вызванных не просто в ответ на ситуацию, но в силу изменений, порожденных развитием самой личности.
Осознанные отношения к предметам и явлениям действительности формируются на основе определенных установок. Психологическое отношение представляет собой отражение в сознании человека установки, выработанной на уровне активности личности, поэтому особенности его формирования, смены и действия могут быть поняты в связи с закономерностями целостного поведения не только отдельного человека, но и хотя бы группы его ближайшего социального окружения.[11]
Завершая характеристику свой концепции личности, В. А. Ядов подчеркивает, что «диспозиционная регуляция социального поведения есть в то же время и диспозиционная мотивация, т. е. механизм, обеспечивающий целесообразность формирования различных состояний готовности к поведению. При этом регуляция социального поведения должна быть истолкована в контексте всей диспозиционной системы личности».
Итак, подведем итог: В. А. Ядов сформулировал концепцию диспозиционной регуляции поведения личности. Суть этой концепции заключается в следующем: в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы четко, человек руководствуется элементарными установками; в более сложных ситуациях, где действуют определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентации); в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества.
Список литературы
1. Социология. Основы общей теории: учебник / под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Главная книга, 2001.
2. Социология: учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечепуренко, А.В. Попов. – М.: Норма.
3. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность.-2002.
4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001
5. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3.
6. Кухарчук Д.Конспект лекций. Социология.