Понятие личности в социологии и других социальных науках.

Содержание

 

   
  Ø Понятие личности в социологии и других социальных науках. Ø Диспозиционная теория личности В.А. Ядова. Ø Список литературы.      
.    

 

 

Понятие личности в социологии и других социальных науках.

Личность -одно из центральных понятий в социологии, играющее важную роль в формировании социального знания и объясняющее, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

На развитие социологических представлений о личности значительно влияют философские концепции и психологические теории.

Философия оперирует понятием "человек", включающим его биологическую, ментальную и культурную природу. В философии "личность" в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как: 1) произведение; 2) творец; 3)деятель.

Психология обращает внимание на темперамент, характер людей, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. В психологии "личность" - это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, так как качества людей (врожденные и приобретенные) индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальной действующей единицей некой группы или общности.

Философский и психологический подходы с их специфической терминологией используются в социологии на уровне специальных теорий.

Социологи рассматривают, прежде всего, социальные качества, формирующиеся у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими). Для социолога личность - это то, что делает людей похожими друг на друга (они отмечают в людях социально-типическое).[1]

Личность – это своеобразный итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Личность представляет собой результат становления индивида путем преодоление трудностей и накопления жизненного опыта. Данный термин употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Личность представляет собой относительно поздний продукт развития общества. Общество и социальная среда могут влиять на личность в двух направлениях – подавляя ее, либо, напротив, развивая. Между развитием личности и общества существует прямая зависимость: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов.

1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».

6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.[2]

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы.