Изучается радиоактивный распад атома

Основываются и развиваются теории: О происхождении видов Ч. Дарвина, периодический закон Менделеева, законы Мендаля о наследственности.

Благодаря достижениям биологии, развивается медицина, фармакология.

Свои вклады вносят:Роберт Кох получает Нобелевскую премию за открытие туберкулёзной палочки. Бернар закладывает основы эндокринологии . Луи Пастер становится одним из основоположников иммунологии и микробиологии. Т. Шван с теорией клеточного строения.

Стремительное развитие астрофизики, нового раздела астрономии, который изучает свойства небесных тел.

Идеи Маркса, воспроизведённые в его трудах в последствии ставшие основой коммунистической и социалистической идеологии, провозглашают материализм.

Динамичное развитие науки и техники, давшее начало неравномерности развития мира, замещает мануфактуру фабрикой, где теряется значение человеческой личности.

Столь быстрое и плодовитое развитие развращает человеческое сознание. Жизнь становится удобнее, время быстрее, пространство уже не выглядит таким огромным и неохватным. Становится понятно, что идеи и воззрения, имевшие место столетие назад, сегодня уже не актуальны и тем более не будут нужны в будущем. Развитие науки ставит под вопрос авторитет религии и человеку требуются новые идеалы духовности.

Кризис романтических идей ищет выход в натурализме, реализме. Все убеждены, что человек будущего – это некто, кто видит, слышит и чувствует глубже. У Ницше появляется терия Свехчеловека. Психоанализ Фрейда раскрывает сущность человеческого восприятия. Эпоха духовности противопоставляется всему материалистическому. Там, где раньше первостепенную роль играла форма начинает пробуждаться интерес к содержанию. То, что не смогла дать человеку наука и религия дала теософия со своим сверхъестественным взглядом на мир. Практика спиритизма и оккультизма была очень распространена в то время. Некоторые личности находили путь к постижению духовного через наркотики. В то время общество разделяется на тех, кто в диком восторге принимает все инновации и тех, кто всячески отрицает всё, чувствуя себя спокойно только в чём-то вечном и природном.

На такой подвижной почве и рождаются и параллельно развиваются два разных видения мира: модерн иавангард.

Модерн, просуществовавший не долго, оказался последним крупным стилем, охватившим все области человеческой деятельности от архитектуры до книги. Идея «искусства ради искусства», доминирующее значение формы, тяга одновременно и к массовому производству и к чему-то живому, ремесленному не выдержала испытания и этот стиль завершился довольно скоро.

Более сильным по содержанию был в то время авангард. Постепенный отход от реализма, начавшийся с импрессионистов, логически привёл художественное общество к экспериментам в области цвета и формы. Решающую роль играет уже не романтическое настроение, переданное через особую составляющую светоносности, а через символизм цвета, формы, линий. Символисты с огромным энтузиазмом ищут объективное описание нового искусства, пытаются выработать общие законы восприятия цвета, формы, но у них ничего не выходит. В своём развитии авангард напротив приобретает огромное количество форм. Появляются одни «измы» за другими.

Массовая культура, рождённая с приходом радио, телефона, телеграфа, фотографии и кинематографа ставит под сомнение традиционную культуру. Появление фотографии, сначала чёрно-белой, а потом цветной входит в противоречие с дальнейшим развитием академической живописи, кинематограф теснит театр. Люди начинаю чувствовать изменения в восприятии пространства и времени и форма старого теряет свой смысл в активно развивающемся мире.

Зарождается идея синтеза искусств. Эксперименты в области музыки рождают такие открытия, как музыкальная драма Вагнера, двенадцатитоновая музыкальная ситстема Шёнберга. Музыка, живопись и театр становятся взаимопроникающими субстанциями, дополняющими друг друга.

 

Одновременно происходит два знаковых события: в Англии происходит запуск первой в истории ветки метрополитена, а в России - отмена крепостного права.

При всём империалистическом развитии в конце 19 века, в Росии сохраняется царизм. Николай II, вошедший на престол в 1894 г., твердо провозгласил мысль о божественном происхождении царской власти и считал, что самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для России, отвергая все попытки ограничить свою власть.

Но не смотря на техническую, политическую и экономическую отсталость от европейских стран, русская интеллигенция выводит нашу страну на передовую искусства.

В настроениях того времени присутствуют разнообразные, абсолютно противоположные идеи и течения. Время периферии столетий одновременно отторгает всё старое и стремиться сохранить традиции. Русская философская мысль складывается под некоторым влиянием западных идей, осмысливая их на свой лад, смешивая с вечными воззрениями русского восприятия действительности. Постоянная двойственность русской души проявлялась в то время в становлении национального самосознания и в бунтарских настроениях начиная со студенческой среды и заканчивая манифестом Футуристов.

Первостепенная тяга к духовной жизни, как к чему-то вечному, незыблемому, имеющему более важное значение в жизни, чем комфорт физический, в течении всего 19 века укореняет в русском художнике постоянное ощущение поиска истин. Даже в изображении чего-то реалистичного на первое место встаёт духовный аспект.

На основе этого складывается особый русский символизм, имеющий корни в древнерусском искусстве. Символизм, стремящийся к чувственному воплощению реального через фольклорные мистические образы и накопленный опыт религиозности.