В числе наиболее общих проблем этнографии следует указать прежде всего следующие.

1. Этногенез, этническая история и этнические связи меж­ду народами, их отражение в быту и культуре современ­ных народов.

Этнический состав населения отдельных стран (и всего мира).

Этническая традиция, ее отражение в явлениях быта и культуры, ее положительное или отрицательное влияние на развитие народов.

4. Закономерности возникновения одинаковых черт быта и культуры у народов, стоящих на одинаковой ступени исторического развития или живущих в сходных усло­виях среды.

5. Закономерности взаимного влияния культуры наро­дов.

6. Судьбы этнической традиции в наши дни в сложно диф­ференцированном обществе, ломка или видоизменение ее в быту отдельных классов или иных социальных групп населения, в деревне и городе.

Проблема оценки в изучении явлений быта и культуры народов, критерий общечеловеческих и ограниченных ценностей, критерий практической полезности в наше время.

Изучение перспектив развития этнических общностей в наши дни: этническая консолидация, ассимиляция, пути национального развития отдельных народов. Одна из важнейших сторон этнографического изучения жизни народов на всех уровнях развития культуры — его практическая направленность.

Этнография должна рассма­тривать проблемы, которые востребованы современностью. Это в первую очередь:

o материальная культура народов;

o семейно-брачные отношения;

o ритуалы, обычаи, нравы, верования различных на­родов;

o системы воспитания, присущие разным народам;

o расселение народов;

o демографические процессы, происходящие в этно­сах;

o названия и самоназвания народов (этнонимика);

o субэтнические группы и образования;

o хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействие на этносы;

o социальная и политическая структура народов;

o языковое поведение и его влияние на этносы;

o этническое сознание и самосознание;

o политические вопросы, связанные с этническими ин­тересами, межэтническими (в том числе конфликт­ными) отношениями2.

Все перечисленные проблемы специфичны именно для этнографической науки, и каждая из них в отдельности мо­жет служить критерием этнографического подхода к изуче­нию любого явления быта и культуры любого народа, начи­ная от самых отсталых и до самых передовых и высокораз­витых.