В числе наиболее общих проблем этнографии следует указать прежде всего следующие.
1. Этногенез, этническая история и этнические связи между народами, их отражение в быту и культуре современных народов.
Этнический состав населения отдельных стран (и всего мира).
Этническая традиция, ее отражение в явлениях быта и культуры, ее положительное или отрицательное влияние на развитие народов.
4. Закономерности возникновения одинаковых черт быта и культуры у народов, стоящих на одинаковой ступени исторического развития или живущих в сходных условиях среды.
5. Закономерности взаимного влияния культуры народов.
6. Судьбы этнической традиции в наши дни в сложно дифференцированном обществе, ломка или видоизменение ее в быту отдельных классов или иных социальных групп населения, в деревне и городе.
Проблема оценки в изучении явлений быта и культуры народов, критерий общечеловеческих и ограниченных ценностей, критерий практической полезности в наше время.
Изучение перспектив развития этнических общностей в наши дни: этническая консолидация, ассимиляция, пути национального развития отдельных народов. Одна из важнейших сторон этнографического изучения жизни народов на всех уровнях развития культуры — его практическая направленность.
Этнография должна рассматривать проблемы, которые востребованы современностью. Это в первую очередь:
o материальная культура народов;
o семейно-брачные отношения;
o ритуалы, обычаи, нравы, верования различных народов;
o системы воспитания, присущие разным народам;
o расселение народов;
o демографические процессы, происходящие в этносах;
o названия и самоназвания народов (этнонимика);
o субэтнические группы и образования;
o хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействие на этносы;
o социальная и политическая структура народов;
o языковое поведение и его влияние на этносы;
o этническое сознание и самосознание;
o политические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими (в том числе конфликтными) отношениями2.
Все перечисленные проблемы специфичны именно для этнографической науки, и каждая из них в отдельности может служить критерием этнографического подхода к изучению любого явления быта и культуры любого народа, начиная от самых отсталых и до самых передовых и высокоразвитых.