Тема 3.1 Наиболее общие представления о жизни
Требования к знаниям:
- понятие «жизнь»;
- основные признаки живого (питание, дыхание, выделение, размножение, раздражимость, подвижность, рост, развитие);
- понятие «организм»;
- разнообразие живых организмов;
- классификация;
- уровни организации живой природы (клеточный, организменный, надорганизменный) ;
- строение и функции клеток;
- клеточная теория строения организмов;
- энергетический обмен;
- автотрофы и гетеротрофы;
- хемосинтез;
- основные понятия генетики;
- гибридологический метод изучения наследования признаков;
- закон Г.Менделя;
- сцепленное наследование генов;
- наследственная (генотипическая) изменчивость;
- мутации;
- кариотип, кроссинговер;
- полиплоидия;
- фенотипическая изменчивость;
- факторы внешней среды;
- норма реакции;
- фенотип;
- естественный отбор.
Требования к умениям:
- определение клеток и тканей согласно их строения и функции в микроскопе;
- проводить расчет энергетического обмена;
- решение задач по закону единообразия гибридов первого поколения;
- решение задач на неполное доминирование;
- анализирующее скрещивание;
- закон расщепления;
- закон чистоты гамет;
- дигибридное скрещивание.
Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.
Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.
Демонстрации
Объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК.
Растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.
Лабораторная работа № 10. Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа №11.Изучение строения клетки.
Виды самостоятельной работы студента:
1. Составить древо понятий по определению «Жизнь».
2. Рассмотреть органоиды клетки и их функции
3. Рассмотреть схему скрещивания по Г. Менделю, выучить генетическую символику и терминологию.
Литература: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – М.: Дрофа, 2005 – 287 с.
Средства обучения: Модель молекулы ДНК. Плакаты: «Клетка», «Уровни организации живой материи». Задачи. Препараты клеток и тканей организмов.