Тема 2.1 Вода, растворы
Требования к знаниям:
- вода и её биологическая роль;
- роль воды в жизни клетки и организма;
- содержание в клетке воды и минеральных солей;
- круговорот воды в природе;
- химические и физические свойства воды;
- растворение веществ в воде;
- водные ресурсы Земли;
- применение воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту;
- PH воды;
- загрязнение вод, способы очистки;
- опреснение воды;
- содержание примесей в воде.
Требования к умениям:
- определение загрязнений в воде;
- определение жёсткости воды и способы её устранения;
- свойства воды;
- минеральные вещества.
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.
Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.
Демонстрации Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.
Лабораторная работа № 6.Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.
Лабораторная работа №7. Очистка загрязненной воды.
Виды самостоятельной работы студента: Подготовить проект по режиму экономии бытового потребления воды. Какую информацию несут этикетки на бутылках с минеральной водой.
Литература: Габрилян О.С. Химия. – М..: Дрофа, 2009 -223 с.
Средства обучения: схема круговорота воды в природе; прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр, диаметром 2-2,5 см. высотой 30 – 35см, мерный цилиндр на 250 мл, дистиллированная вода.
Тема 2.2 Химические процессы в атмосфере
Требования к знаниям:
- агрегатные состояния веществ (газообразные, жидкие и твёрдые);
- закон Авогадро;
- молекулярный объём газов;
- свойства газов;
- воздух и природный газ, природные газообразующие смеси;
- водород;
- кислород и озон;
- кислотные дожди;
- кислоты и щёлочи;
- загрязнение атмосферы;
- источники загрязнения;
- озоновые дыры.
Требования к умениям:
- определение показателя кислотности растворов, pН.
Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры.
Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН.