Тема 1.2. Тепловые явления

Требования к знаниям:

· модель идеального газа;

· абсолютная температура;

· связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул;

· уравнение состояния идеального газа;

· изопроцессы;

· первый закон термодинамики;

· второй закон термодинамики и его статистическое истолкование;

· принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины;

· отличие кристаллических тел от аморфных, природу теплового расширения тел.

Требования к умениям:

· объяснять связь средней кинетической энергии молекул с температурой по шкале Кельвина;

· решать количественные и качественные задачи на данные темы;

· решать задачи с использованием первого начала термодинамики на расчёт работы газа при изобарном процессе, на определение КПД тепловых двигателей;

· наблюдение и описание броуновского движения;

· проведение измерений давления газа, влажности воздуха;

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.

Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

 

Демонстрации

Движение броуновских частиц. Диффузия.

Модель хаотического движения молекул.

Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела.

Испарение различных жидкостей.

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа: Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменениях агрегатных состояний.

 

Виды самостоятельной работы:

Составление презентаций или докладов «Термодинамика» в моей будущей профессии

 

Литература:

Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 10 М.: Просвещение. 2000,с 7-23, 65-88

Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.20-41,47-60

Средства обучения: Необходимое оборудование для лабораторных работ, Интерактивная доска, ПК, слайдовые презентации.