II. История создания военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО»

Жизнь - только вечности малая часть.

Здесь же мгновенья живут в экспонатах,

Счастлив, кто знал собирательства страсть.

Свою жизнь военно-исторический музей боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» обрел в 2008 году. Первоначально по просьбе Совета ветеранов №8 муниципального района «Выхино-Жулебино» в рекреации третьего этажа школы ко Дню Победы был создан Зал боевой славы, оформлена экспозиция, посвященная тяжелым годам Великой Отечественной войны, героям Великой Отечественной войны, маршалам Победы. В связи с ним родилась идея создания школьного музея. Силами учителей, учеников и родительской общественности была обновлена и систематизирована музейная коллекция, проведена инвентаризация уже имеющихся фондов музея, многие экспонаты отреставрированы. С каждым годом увеличивается количество экспонатов, расширяется тематика выставок и стендов.

 

III. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитании и обоснование необходимости ее решении средствами военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО».

 

Чем дальше будущее смотрим.

Тем больше прошлым дорожим

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении - готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающею поколения, отсутствуют нравственные иерархии ценностей, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние па общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российскою патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

Воспитание патриотизма - это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится военно-исторический музей боевой славы «ОТЕЧЕСТВО», который является незаменимым помощником в патриотическом воспитании подрастающих граждан, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом пашен Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем городе. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений опенок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия. Разрабатывая концепцию военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» учитывались основные негативные тенденции в развитии современного российского общества. Школа, как социальный институт, также подверглась влиянию происходящих перемен. Проблемы обеспечения воспитания российской молодежи остаются актуальными и сегодня, что соответствует целям и задачам, поставленным в «Столичном образовании 5».

В основу разработки концепции военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» положены следующие нормативно-правовые документы:

1. Закон Российской Федерации «Образование» от 22.0Х.2004 № 122

2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393).

3. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года X» 422).

4. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

Работа военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» позволяет не только сохранить память о страшных днях войны, о подвигах наших дедов и прадедов, но и способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения, рассказывает о современных героях России, учит любить Родину.

 

IV. Цели и задачи военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО»

Военно-исторический музеи боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» призван способствовать:

• формированию гражданско-патриотических качеств в сознании детей и подростков на основе изучения военной истории своей страны, сохранению и развитию чувства гордости за свою Родину;

• расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками краеведческой и поисково-исследовательской;

• формированию личности, готовой к самостоятельному решению мировоззренческих и исследовательских задач;

• продолжению лучших традиций школы;

• всестороннему развитию способностей детей средствами музейной педагогики;

• пополнению музейных фондов.

Исходя из поставленных целей, музей решает следующие задачи:

• Военно-исторический музей боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» - одна из форм дополнительного образования, содействующая воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности, развивающая творчество, активность, самостоятельную деятельность в процессе сбора, исследования обработки формирования и пропаганды материалов и их источников по истории Отечества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность;

• Формирование навыков исследовательской деятельности;

• Изучение истории Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне как характерной части истории страны;

• Развитие коммуникативной и историко-правовой компетенции;

• Формирование активной гражданской позиции, стремление хранить свидетельство прошлого своей Родины, умение передать с помощью музейных экспонатов, используемых в поисково-исследовательской и проектно-творческой работе, живую нить времен.

 

V. Музейные помещения

 

Военно-исторический музей боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» расположен в рекреации третьего этажа школы. Площадь Музея 60.0 кв.м.

 

VI. Направления деятельности военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО»

 

Основные направления деятельности военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО»: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.

1. Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, то есть первичное получение сведений о музее, составе, содержании ею коллекций, профиле, направлениях его деятельности. Оно осуществляется с помощью лекций и консультаций. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и подключением к Интернет.

2. Обучение - вторая ступень освоения музейной информации, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в военно-историческом музее боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» предполагает получение дополнительных знаний. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников. Отличительной чертом обучения в музее - не формальность и добровольность. Особенностью обучения в военно-историческом музее боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.

3. Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музеи, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В Музее имеются особые условия язя стимулирования творческого процесса. Занятия при военно-историческом музее боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» ставят целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний.

4. Общение - установление взаимных, деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, посиделок, в нетрадиционной форме.

Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея.

Клуб - общественная организация, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с Музеем и его содержанием.

5. Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (день открытых дверей, музейный праздник. Вахта Памяти, Урок Мужества), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей.

Основной принцип любой формы культурно-образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации.

VII. Методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках работы военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО»:

• Изучение истории Великой Отечественной войны - это основная экспозиция музея. В летописи Великой Отечественной войны 1941-1945 годов одно из почетных мест занимает битва под Москвой. Программа развития военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции военно-исторического музея боевой славы «0ТЕЧЕСТВО» имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги людей в боях за Родину, а также, материалы, рассказывающие о работе тыла. Основная работа военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

• Организация и проведение экскурсий в военно-историческом музее боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» по различным темам. С экспозициями и материалами музея познакомились ученики и работники ГБОУ COШ №1393, гости, посетившие школу. Ребята проводят беседы в классах к праздничным и юбилейным датам. Со времени создания музея проведено более 70 экскурсий, лекций, праздников, уроков Мужества, Вахт Памяти. Тематика этих мероприятий разнообразна. Например, экскурсия «Мы для Победы ничего не пожалели…» о героях-лётчиках: Маресьеве А.П., Белоусове Л.Г., Елькине Л.И.

• Проведение уроков при военно-историческом музее боевой славы «0ТЕЧЕСТВО», использование отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют сто более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны. Главная задача педагогического коллектива школы - это максимальное использование материалов военно-исторического музея боевой славы в учебно-воспитательной процессе. Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год предусматривать работу учащихся в военно-историческом музее боевой славы и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев России.

• Развитие способностей детей - учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают спои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

• Проведение на базе военно-исторического музей боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» занятий объединений дополнительного образования.

• Ведение поисково-собирательной работы. Поисковая работа в школе вызывает большой интерес у учащихся. Ребята создают проекты, оформляют альбомы с анкетами-воспоминаниями ветеранов, дедушек, бабушек. родственников о тяжелых годах войны, пишут исследовательские работы о героях, чьими именами названы улицы Юго-Восточного округа города Москвы. Материалы и документы музея используются учащимися для написания рефератов, научно-исследовательских и творческих работ, создаются собственные проекты. Например: Умарова Садагат, ученица 9А стала лауреатом районного конкурса «Память народная» (учитель Мастанова Х.Д.), работа написана с использованием материалов и документов музея. Такое мероприятие воспитывает чувство семенной гордости за свой народ, ответственности за честь фамилии, осознание истории семьи как части истории народа. На школьной научно-практической конференции признан лучшим проект учащихся ЗБ класса «Брестская крепость - крепость герой», создан альбом о крепости-герое, о ее защитниках, которые первыми встретили врага на границах нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.

• Организация и проведение совместно с поисковыми группами 5-11 классов работы с ветеранами и семьями ветеранов Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне. Сбор, систематизация, оформление, поступающих в музей документов и материалов.

• Поддержание тесной связи с государственными учреждениями, общественными организациями города: Управой района «Выхино-Жулебино», Советом ветеранов № 8 муниципального района «Выхино-Жулебино», выставочным залом района «Выхино-Жулебино», школой искусств им. Балакирева, Дворцом пионеров им. А.П. Гайдара, Научно-методическим центром.

• Организация и проведение Советом музея совместно с Советом ветеранов № 8 муниципального района «Выхино-Жулебино» и учащимися школы культурно - массовой, просветительной, военно-патриотической работы.

• Организация экскурсионной деятельности. Ежегодно учащиеся посещают краеведческий музей Снегири-Ленино, посвященный битве под Москвой, становятся участниками интерактивной программы, где показывают высокий интеллект, посещают Кантемировскую дивизию. Музеи на Поклонной Горе, музей Голицынского института ФСБ РФ.

• Организация и проведение военно-спортивных праздников, участие в районных, окружных и городских соревнованиях. В рамках месячника ко Дню Защитника Отечества проводится «Школа выживания» для учащихся старшей школы, «Веселые старты» для учащихся среднего звена. По инициативе Совета музея учащиеся школы приводит в порядок могилы солдат, погибших в Афганистане, на Кузьминском кладбище.

• Знакомство «Юных следопытов» - группы учащихся 2 - 4 классов с азами поисково-исследовательской деятельности, овладение практическими навыками, используя методы проектной деятельности в начальной школе.

• Организация инициативной группой «Забота» шефской помощи ветеранам муниципального района «Выхино-Жулебино». За каждым классом закреплены ветераны, которых ребята поздравляют с праздниками, приглашают к себе на классные часы, уроки Мужества. Тимуровцы помогают ветеранам убраться в квартире, ходят за лекарствами и в магазин за продуктами.

• Ежегодное проведение викторин, конкурсов сочинений, стихов, рисунков на военную тему, инсценированных песен. Для старшеклассников организуются круглые столы, семинары, конференции.

 

Обеспечение учета и условий сохранности фондов военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО».

 

VIII. Военно-историческиймузей боевой славы «ОТЕЧЕСТВО»: опыт, традиции, достижения.

 

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой систему общечеловеческою ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания.

Решение поставленных задач достигается и реализуется в ГБОУ СОШ № 1393 благодаря богатому содержанию целостного воспитательного процесса, нацеленному на гражданско-патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание в ГБОУ СОШ № 1393 имеет четко обозначенную линию: родная школа - родной город - родная страна. Работа ведется согласно разработанной в школе программе «Земля наш общий дом». Гражданско-патриотическое воспитание реализуется через воспитательный блок «Память» и военно-исторический музей боевой славы «ОТЕЧЕСТВО». Воспитание учащихся на примерах отечественной истории, неотъемлемой частью, которой является история Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне. Творцом и летописцем её был народ, проявивший самоотверженность, стойкость, мужество и героизм в годы суровых испытаний.

Основой музейных фондов являются личные вещи, документы, письма ветеранов, экспонаты, переданные в военно-исторический музей боевой славы «ОТЕЧЕСТВО».

Экспозиции разрабатывали и оформляли учителя и ученики совместно с Советом ветеранами № 8 муниципального района «Выхино-Жулебино». В состав совета музея входят ветераны разных поколений, учащиеся, учителя и родительская общественность. В музее более 30 активистов, это разновозрастные группы учеников 5-11 классов, а в творческо-исследовательской и культурно-шефской работе активное участие принимают и учащиеся начальных классов.

 

IX. Основные разделы экспозиции военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО»

1. «ГОД 1941» Экспозиция о начале Великой Отечественной войны, о соотношении сил с Германией и СССР, о плане нападения Германии на Советский Союз.

2. «ГОД 1942» Экспозиция о начале коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, материал о Сталинградской битве, битве за Кавказ.

3. «ГОД 1943» Экспозиция о коренном переломе в холе Великой Отечественной войны, материал о Курской битве, битве за Днепр, о перехоле стратегической инициативы в руки советских войск.

4. «ГОД 1944» Экспозиция, посвященная году решающих сражений и освобождению территории СССР от фашистских оккупантов.

5. «ГОД 1945» Экспозиция, посвященная году Победы в Великой Отечественной войне, о наступлении советских войск по всему фронту, о взятии Берлина и окончании войны.

6. «Маршалы Победы» Экспозиция, посвященная маршалам Советского Союза: Буденному С.М., Василевскому A.M., Ворошилову К.Е., Говорову Л.А., Жукову Т.К., Коневу И.Х., Кузнецову Н.Г., Малиновскому Р.Я., Мерецкому К.А., Рокоссовскому К.К., Сталину И.В., Тимошенко С.К., Толбухину Ф.И., Шапошникову Б.М.

7. «Герои Великой Отечественной войны» Экспозиция, посвященная летчикам: Талалихину В.В., Гостелло II.Ф., Покрышкипу А.И., Маресьеву А.П.; матросам: Никонову К.А., Каплунову И.М.; автоматчику 91 дивизии Матросову A.M.. партизанке Космодемьянской 3., разведчику Леонову В.М.

8. «Битва под Москвой». Экспозиция, посвященная обороне Москвы и защите Москвы по разным направлениям.

9. «Письма с фронта» На экспозиции представлены подлинные письма с фронта Куликовой Е.Ф., Аверкиевой A.T.

10. «Ордена Победы» - о наградах времен Великой Отечественной войны.

11. «Города-герои»- творческие работы учащихся, проектные работы-альбомы учащихся классов.

12. «Пионеры-герои». Экспозиция, посвященная детям, которые принимали активное участие в тылу фашистских захватчиков.

13. «Современные герои России» - о героях локальных конфликтов в Афганистане и Чечне: Рожков А.Н. – спасатель МЧС, Долонин В.А. – спецназовец в Чечне, Величко В.В. – танкист, Быстрицкий Г.Г., Кирюшин Е.А. – «испытатель всего» по космосу, Бучнев Ю.Ф., Янина И.Ю., Крикалев С.К., Колесников Ю.А., Фомин А.Ю., Бабаков А.А., Орлов А.Б., Супонинский А.А., Шаманов В.А., Гиндеев Б.А., Маргелов А.В., Петухов В.А., Ланцев М.В.

14. О Маресьеве Алексее Петровиче – «Мы для Победы ничего не пожалели».

В военно-историческом музее боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» размещены в стеклянных витринах личные вещи, документы, фотографии, книги, статьи о героях. На открытых стеллажах выставлены лучшие творческие работы учащихся, оформляются выставки, посвященные знаменательным и памятным датам: «Салют Победа», «Маршал Жуков», «Юрий Гагарин». Эти выставки постоянно обновляются.

В музее есть инвентарная книга, составлена картотека, созданы условия для сохранности музейных фондов, как основных так и в хранилище.

Школьный военно-исторический музей боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» по праву является центром нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся и родителей ГБОУ СОШ №1393.