Французская социологическая школа психологии
Человек биосоциален | Корни биологической части индивида – в его организме; социальная часть формируется в обществе, благодаря культуре |
Коллективные представления, как структура общества, закрепляются в языке и передается из поколения в поколение на индивидуальном уровне | Формирование мышления происходит не посредством деятельности, а через механическое взаимодействие индивидуального и общественного сознания и представляется неосознанным |
Сознание меняется вместе с развитием общества | Умственная деятельность как и сознание имеет рациональную и иррациональную стороны |
Описательная психология
Психологи | Предмет и задачи психологии | Содержание психики | Метод исследования |
В. Дильтей, Э. Шпрангер | Описание и анализ психических явлений как отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных, культурных ценностях | Целостные и целенаправлен ные душевные процессы | Постижение, основанное на анализе непосредственных переживаний «Я» |
В.Дильтей(1833-1911)
Немецкий ученый, отстаивал важность
связи психологии с философией
(прежде всего с философией Гегеля),
отвергая приоритет эксперимента
над наблюдением.
Описательная психология
Основные идеи | |
Отказ от объяснения природы человека через поиск причин, объяснение и построение гипотез. | Главная задача психологии – постижение и понимание смысла душевной жизни |
Для понимания, как метода, характерен целостный подход к человеку | Важно постичь направленность человека(что для него ценно?). Развитие личности рассматривается как развитие ценностей на каждом возрастном этапе |
Личность – целостная структура. Взаимодействие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой сфер. | Душевная жизнь рассматривается не в органическом, а в историческом ключе. Жизнедеятельность воплощается в творениях культуры |
Описательная психология
Центральный пункт человеческой природы с т.з. ее исторического развития является переживание
Переживание – некая активная сила, соединяющая все состояния души и направляющая ее деятельность в необходимое русло
Причины активности переживания – индивидуальные ценности
Значение идей Дильтея:
- расширение понимания природы человеческой души и несводимость только к биологической составляющей;
- введение принципа исторического рассмотрения человеческой природы;
- введение в психологический оборот понятия ценности как мотивационной и развивающей силы