Французская социологическая школа психологии

Человек биосоциален Корни биологической части индивида – в его организме; социальная часть формируется в обществе, благодаря культуре
Коллективные представления, как структура общества, закрепляются в языке и передается из поколения в поколение на индивидуальном уровне Формирование мышления происходит не посредством деятельности, а через механическое взаимодействие индивидуального и общественного сознания и представляется неосознанным
Сознание меняется вместе с развитием общества Умственная деятельность как и сознание имеет рациональную и иррациональную стороны

Описательная психология

Психологи Предмет и задачи психологии Содержание психики Метод исследования
В. Дильтей, Э. Шпрангер Описание и анализ психических явлений как отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных, культурных ценностях Целостные и целенаправлен ные душевные процессы Постижение, основанное на анализе непосредственных переживаний «Я»

В.Дильтей(1833-1911)

 

Немецкий ученый, отстаивал важность

связи психологии с философией

(прежде всего
с философией Гегеля),

отвергая приоритет эксперимента

над наблюдением.

Описательная психология

Основные идеи
Отказ от объяснения природы человека через поиск причин, объяснение и построение гипотез. Главная задача психологии – постижение и понимание смысла душевной жизни
Для понимания, как метода, характерен целостный подход к человеку Важно постичь направленность человека(что для него ценно?). Развитие личности рассматривается как развитие ценностей на каждом возрастном этапе
Личность – целостная структура. Взаимодействие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой сфер. Душевная жизнь рассматривается не в органическом, а в историческом ключе. Жизнедеятельность воплощается в творениях культуры

Описательная психология

Центральный пункт человеческой природы с т.з. ее исторического развития является переживание

Переживание – некая активная сила, соединяющая все состояния души и направляющая ее деятельность в необходимое русло

Причины активности переживания – индивидуальные ценности

Значение идей Дильтея:

- расширение понимания природы человеческой души и несводимость только к биологической составляющей;

- введение принципа исторического рассмотрения человеческой природы;

- введение в психологический оборот понятия ценности как мотивационной и развивающей силы