Театр Мольера. Типовые декорации: интерьеры и экстерьеры. Костюм, реквизит, бутафория. Функциональность всего находящегося на сцене.

Театр эпохи Просвещения. Новое понимание театрального синтеза. Соло художника в музыкальном спектакле. Декорация как картина. Иллюзорно-архитектурные композиции. Болонская школа «квадратуристов» и ее методы, повлиявшие на развитие театрально-декорационного искусства. Глава «квадратуристов» А. Поццо и его театральные проекты. Три поколения художников и архитекторов семьи Галли-Бибиена: Фердинандо, Франческо, Алессандро, Джузеппе, Антонио, Карло. Их декорационные и архитектурные проекты. Опыты по улучшению акустики и оптики ярусного театра. «Перспектива под углом» Фердинандо Бибиана. Фрагмент вместо целого. Подвижность изображения. Экспрессия и драматическая напряженность при статичности. Теоретические работы Фердинандо Бибиена. Творчество семьи Галлиари, соперников Бибиен. П. Ригини, Ф. Ювара, Дж.-Н. Сарвандони и его «театр машин» в Тюильри. Джованни-Баттиста Пиранези. Итальянские художники этой школы, работавшие в России: Джузеппе Валериани и Пьетро ди Готтардо Гонзага. Их творчество. Панорамный иллюзионизм Гонзага и его теоретические работы.

Новые драматургические жанры: мещанская трагедия, слезная комедия, драма. Взгляды Дидро, Вольтера. Деятельность Гаррика и Лекена. Изгнание зрителей со сцены Гарриком в Англии. Реформа зрительного зала Комедии Франсес. Кардинальные изменения в сфере театрального костюма и грима в английском и французском театре. Художник театра «Дрюри-Лейн» Филипп-Жан де Лотербург. Тенденции предромантизма. Консультанты по костюму английские живописцы Дж. Рейнольдс и Б. Уэст. Рождение павильона в спектакле актера Ф. Шредера (1794 г.).

1.8. Театр эпоха романтизма. Новое мироощущение. Кардинально иное понимание сценического пространства. Его драматизм, переменчивость, контрастность. Герой внутри сценической среды. Сменяющиеся декорации. Их динамика. Наполненность эмоцией, провокативность по отношению к зрителю (одно и то же место действия до убийства и после него, их кардинальное отличие в восприятии при неизменности элементов). Внимание к картинам природы. Интерес к ее экстремальным состояниям: бурям, штормам, водопадам, пожарам, землетрясениям, извержениям вулканов. Прием гротеска. Отказ от нормативности. Возрождение барочного типа театрального художника – машиниста и декоратора в одном лице. Увеличение роли и значения сценического света. Система Локателли. Изобретение живописной панорамы. Сочетание живописных задников или панорам с трехмерным решением сценического пространства. Станки, пратикабли. Разбитый на разновысотные площадки планшет сцены. Объединение живописных элементов и объемных трехмерных при помощи перспективы. Необходимость в использовании занавеса для перемены декораций. Выдвижение принципа историзма. Местный или локальный колорит. Экспедиции на «места действия» французских художников: Сисери при работе над «Робертом-дьяволом», «Гугенотами» Дж. Мейербера, Сешана при создании оформления к «Эрнани» В. Гюго.

Отказ от «большого стиля». Утверждение стилевой эклектики. Специализация: разделение на художников-декораторов и мастеров сценического костюма. Внедрение нового «бригадного» способа оформления спектакля (декорации к опере-балету «Искушение» в Гранд-опера создавало шесть художников). Создание фирм по производству типовых исторических декораций. Набором таких декораций пользовался Иммерман в Дюссельдорфском театре. Их заказывали для русского императорского театра и театров других европейских стран.