Английский барочный театр. Жанр «маски». Иниго Джонс и его деятельность. Декорации «Черных нимф». Архитектурный проект придворного театра «Кокпит» (1632).
Введение. Философия пространства. Освоение пространства на ранних стадиях развития человечества. Связь театра с ритуалом. Шествие, процессия, как часть зрелищной культуры. Сценическое пространство, как материализация и визуальное воплощение присущего эпохе мировосприятия. Эволюция сценического пространства – отражение изменений, происходящих в сознании людей.
Античный театр. Греция. Угловые сценические площадки XII в. до н.э. при дворах ахейских царей – первые из известных сценических подмостков. Формирование культов Деметры и Диониса и их влияние на развитие пространственной модели театра. Ландшафтная архитектура греческого театра. Театры в Афинах, Приене, Мегалополе, Эпидавре. Трехчастная структура греческого театра: орхестра, театрон, скена. Параскении. Фимела. Ров Харона. Отражение пространственной структуры театра в драматургии. Семантика правой и левой стороны. Модель театра по Витрувию. Различия в пространственном решении трагедии и комедии. Взаимообусловленность мизансценического и пространственного решения. Акустическое устройство театра. Машинерия: эккиклема, механэ или эорема, дистегеи. Костюм. Эмбаты. Маска.
Театр эпохи эллинизма. Исторические предпосылки. Распад родового строя, смерть хороводного театра. Рост индивидуализма. Разные формы мима. Новоаттическая или менандровская комедия. Пространство новоаттической комедии, ее костюмы и маски. Условность обозначений. Эволюция скены – предпосылка для возникновения будущего театрального здания. Проскений. Гипоскений. Фиромы. Периакты.
Помпы или феерии Малой Азии – формирование нового типа зрелищ – театрализованных массовых празднеств, расцветающих в тоталитарных эпохах. Акцент на визуальном характере зрелища. Его репрезентативность. Идеологический характер. Богатство фактуры.
Древний Рим. Глобализм как отличительная черта исторического бытия римлян, основа их сознания. Драматургия эпохи республики и ее пространственное воплощение. Подмостки за чертой города. Игры на форуме. Отсутствие театральных зданий. Причины отказа от маски. Первые театры. Отличия от греческого театра: ровная площадка, контрфорсы, арочная система, эвакуационные коридоры. Театры в Помпее, Оранже, Эфесе, Аспенде. Модель по Витрувию. Устройство амфитеатра, пультиума, постсцениума, появление занавеса.
Зрелищная культура имперского Рима, ее связь с помпами и феериями эпохи эллинизма. Жанры: пантомима, пирриха, мимическая ипотеза. Гладиаторские игры. Навмахии. Устройство амфитеатров и цирков.
Средние века. Рождение театра из антифонного пения. Невмы и тропы. Церковное строительство XII века. Церковь как сосредоточение культурной жизни. Литургическая драма («Кого вы ищите?...»). Формирование принципа симультанности. Воплощение разновременных и разнопространственных событий во фресковой живописи, иконе, церковном театре. Эмблематичность средневекового искусства. Система обозначений. Сакральные места действия. Разверстка действия по вертикали и горизонтали в романских церквях. Костюм в литургической драме. Полулитургическая драма: («Действо об Адаме и Еве»). Выход на прицерковную площадь. Мистериальный театр как явление городской культуры. Шествия. Колесницы с живыми картинами. Роль городских цехов в подготовке мистериального действия. Его связь с профессиональными ремеслами. Отсутствие единого художника – создателя целостного образа спектакля. Расцвет искусства бутафории и реквизита. Механика. Пиротехнические эффекты. Различные принципы организации сценического пространства: беседки, открытые «домики» (mansiones), установленные на специально выстроенном прямоугольном помосте (Мистерия в Валансьене 1547 г.) или по периметру городской площади (мистерия в Люцерне 1583 г.). Специфическая английская модель: передвижная площадка для игры «педжент» (pageant). «Мистерия о святой Аполлонии» (около 1450 г.), моралите «Замок стойкости» в Корнуэлсе 1483 г. (постановки в кругу амфитеатра).
Театр эпохи Возрождения. Существование двух противоположных моделей организации сценического пространства: елизаветинской (шекспировской) сцены и итальянской перспективной. Природа каждой из них. Достоинства и недостатки, отмеченные потомками. Публичные и частные театры Англии. Устройство елизаветинской сцены. Ее заряженность на действие. Участие зрителя в формировании зрительного образа спектакля. Костюм. Испанский театр эпохи Возрождения. Его устройство, близкое елизаветинской сцене. Характеристика спектакля. Декорации и костюм. Организация пространства в театре голландских риторов и немецких мейстерзингеров. Теренцевская сцена в Италии. Представления в церквях. Деятельность Филиппо Брунеллески.
Линейная перспектива в живописи и театре. Ее мировоззренческая основа. Антропоцентрическая картина мира. Человек – венец Вселенной. Рационализм, связь с научной мыслью эпохи. Донато Браманте – отец перспективной декорации. Пеллегрино да Удина (Феррара) и Бальдассаре Перуцци (Рим) – художники, активно ее использовавшие. Итальянский придворный театр и его достижения. Создание большого стиля. Работа в театре крупных мастеров эпохи Возрождения. Себастьян Серлио и его модель ренессансной сцены (1539, 1945). Возникновение «сцены-коробки». Трактаты Саббатини, Перуцци, Инженьери. Проект Андреа Палладио «Олимпийского театра» и его осуществление в г. Виченце (1584).
1.5. Барочный театр. Исторические предпосылки. Новое мировосприятие. Человек, затерянный в мироздании. Идея движения. Актер в окружении среды. Сферы. Многовариабельность. Новый тип художника: не столько создателя иллюзорной декораций, сколько организатора сценического действия, предполагающего бесконечные преображения: художника-технолога, инженера, машиниста. Отказ от статичной сцены. Синтез слова, движения, музыки и изобразительного искусства. Выдвижение в этом синтезе на первый план художника. Тома Корнель, пишущий либретто для обслуживания кулисных машины Торелли. Понимание синтеза, в котором ведущая роль принадлежит художнику. Бернардо Буанталенти и выстроенный по его проекту придворный театр герцога Тосканского во флорентийском дворце Уффици (1585) – первое использование ярусной формы организации зрительного зала, создание первой модели барочной сцены – теларийной, обеспечивающей перемену декораций (1589). Усовершенствование теларийной сцены Джулио Париджи. Конные балеты. Ученик Париджи и Галилея Иосиф Фуртенбах. План теларийной сцены по Фуртенбаху. Развитие барочной сцены в творчестве Джованни-Баттисто Алеотти. Пармский театр герцога Фарнезе, выстроенный по его проекту. Овладение пространством театра по вертикали, создание кулисных машин, управляемых как из трюма, так и с колосников. Кулисы, падуги. Кулисно-арочная система. Полетные машины. Рождение оперы. Деятельность Кл. Монтеверди. Ярусные театры в Венеции. Французский театр эпохи барокко. Придворные празднества. Их декорации и костюмы. «Комедийный балет королевы». Джакомо Торелли, его работы в Венеции и Париже. «Притворная сумасшедшая», «Беллерофонт», «Орфей», «Андромеда», «Свадьба Фетиды и Пелея».
Английский барочный театр. Жанр «маски». Иниго Джонс и его деятельность. Декорации «Черных нимф». Архитектурный проект придворного театра «Кокпит» (1632).
Театр эпохи Классицизма. Рационализм. Нормативность эстетики. Новая концепция мира и человека в нем. Герой возвышен, выделен, обособлен от мира. Пространство перестает быть средой действия. Оно – трибуна, кафедра. Декламационный характер спектакля. Отсутствие динамики, эффектов, трюков. Отказ от машинерии. Иные, чем в барочной декорации функции художника. Актер – на фоне декорации. Примат слова над действием. Статичность. Симметрия и фронтальность - оптимальные акустические условия. Зрители на сцене. Ограниченность мизансценического решения. Акцент на костюме. Единство места. Его правдоподобие и вместе с тем универсальность: оно должно вбирать в себя несколько близких значений. Предпочтение, отдаваемое интерьеру над экстерьером, как более созвучному психологическому содержанию классицистической драматургии. Различия в пространственном решении трагедий и комедий. Антиисторизм декораций и костюмов. Римский и испанский костюм.
Реформы кардинала Ришелье. Архитектура театра Пале Кардиналь и ее автор Мерсье. Сопоставление с Олимпийским театром А. Палладио. Художник Ж. Бюффекен и его декорации к трагедии «Мирам» на сцене Пале Кардиналь (1641). Бургундский отель и его художник Л. Маэло. Его декорации к трагикомедиям: совмещение старого симультанного принципа решения пространства и перспективы - нового композиционного метода. Издание рукописи Маэло 1633-1634 гг. американским ученым Ланкастером в 1920 году.