Примерные вопросы к билетам по истории России

1. Дайте характеристику общественного строя, основных занятий, обычаев и характера восточных славян, опираясь на описания византийских авторов, таких как Псевдомаврикий «Стратегикон».

2. Назовите основные восточнославянские племенные союзы, дайте краткую характеристику местам их обитания и занятиям.

3. Каковы причины образования государства на Руси?

4. Что такое «военная демократия»? Чем она отличается от первобытного строя и от сложившегося государства с центральной властью? Доказать.

5. Назовите основные признаки феодализма. Как и в результате каких причин он начал складываться у восточных славян?

6. Докажите, что государство на Руси было раннефеодальным. Было ли прогрессивным для того времени установление феодальных отношений на Руси? Если да, то в чем это выражалось?

7. Что такое «Русская Правда»? Как и почему изменялось ее содержание во времена от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха? Как на основе изменения текста «Русской Правды» можно проследить перемены, происходившие в жизни Руси?

8. Дайте характеристику внутренней и внешней политики Владимира Мономаха.

9 Что такое культура? Как ее развитие на различных этапах истории связано с развитием экономической и политической жизни страны? Докажите свою точку зрения.

10. Каковы причины феодальной раздробленности на Руси? Было ли это явление прогрессивным? Являются ли они общими для Руси и Западной Европы? Каковы положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности?

11. Дайте сравнительный анализ Новгородской республики и Киевского княжества в 12 – нач. 13 вв.

12. Докажите, что Русь в XII в. была страной высокого уровня развития культуры. Какую роль в этом сыграла христианизация Руси?

13. Дайте характеристику архитектурным памятникам Руси XI-XII вв. В чем их сходство и различия? Могут ли они являться историко-культурным туристскими ресурсами и почему?

14. Что из верований древних славян сохранилось сегодня в виде суеверий, обычаев и традиций? О чем это говорит? Можно ли это использовать в религиозном и событийном туризме?

15. Почему татаро-монголам удалось за достаточно короткое время захватить огромные территории, в том числе на Руси? Дайте характеристику причин распада татаро-монгольского государства.

16. Какие предпосылки объединения русских земель проявляются в условиях развития и укрепления хозяйства? Какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении? Можно ли процесс объединения русских земель вокруг Москвы назвать закономерным? Почему? Докажите.

 

17. Докажите, что в XV в. образовалось единое государство – Россия. Какие признаки единого централизованного государства вам известны? Были ли они в России в изучаемый период?

18. Какие выводы о характере общественных отношений, о государстве, жизни людей можно сделать на основании анализа содержания Судебника 1497 г.?

19. На примере развития культуры и быта XIV-XV вв. покажите их связь с важнейшими историческими событиями, состоянием дел в экономической и политической жизни различных русских земель того времени.

20. Какие идеи несли в себе памятники зодчества и живописи 14-15 вв.? Какие исторические события нашли отражение в литературе того времени? К чему они призывали? Могут ли они быть туристическими объектами и почему?

21. Дайте характеристику фольклора и храмовых праздников на Руси в XIV-XV вв. Какие их отголоски сохранились до настоящего времени? Как их можно использовать в событийном и религиозном туризме?

22. В чем проявилось укрепление центральной власти во времена Ивана IV? Это был закономерный процесс? Докажите.

23.Дайте характеристику основных реформ царя Ивана Грозного.

24. Дайте характеристику итогов внутренней и внешней политики Ивана Грозного.

25. Как основные события, идеи эпохи конца 15-16 вв. отразились в фольклоре, литературе, архитектуре? Приведите примеры.

26. Назовите причины возникновения донского казачества. В чем его особенности? Какую роль оно играло в жизни государства на протяжении 16-20 вв.?

27. Как образование единого государства повлияло на развитие культуры и быта конца XV-XVI вв.? Какие основные события, идеи эпохи отразились в фольклоре, литературе изучаемого периода?

28. Дайте характеристику направлений и уровня развития научных знаний в XVI в.

29. В чем особенности развития исторической и политической мысли в XVI в.? Дайте характеристику просвещения Руси в конце XV-XVI вв.

30. Дайте характеристику архитектуры конца XV-XVI вв. Какие памятники архитектуры могут являться объектами показа для туристов и почему?

31. Что такое Смутное время? Чем оно было вызвано? Чем можно объяснить появление самозванцев? Каковы последствия для России?

32. Почему и в чем проявился подъем национального самосознания русского народа и других народов России в начале XVII в.?

33. Охарактеризуйте государственный строй России в XVII в. Чьи интересы защищало государство? Как и почему на протяжении века менялась роль и значение отдельных государственных органов? Что в этих изменениях говорит об укреплении центральной власти?

34. Сравните состав, порядок формирования и функции таких органов государства как Боярская Дума, Земский собор, приказы.

35. Какую роль играла Русская православная церковь в различных сферах жизни страны? В чем она усиливалась, а в чем ослаблялась? Почему была проведена церковная реформа в 17 в.? Кто были ее сторонники и кто противники? Почему?

36. Как политическое развитие России в XVII в. повлияло на развитие хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, торговлю)? Что такое мануфактура? Какие типы мануфактур появились в России и чем они отличались от мануфактур в странах Западной Европы?

37. Дайте характеристику внутренней и внешней политики России в 17 в.

38. Какие исторические события и каким образом повлияли на развитие русской культуры XVII в. (в образовании, науке, фольклоре, литературе, архитектуре)? В чем это проявилось? Испытывала ли русская культура XVII в. зарубежное влияние? Было ли оно велико?

39. Дайте характеристику преобразований Петра 1 а области культуры.

40. Дайте характеристику внутренней и внешней политики Петра 1 и их результатов.

41. Почему Северная война стала катализатором петровских преобразований? Каковы ее причины, этапы, основные сражения и итоги?

42. Назовите основные реформы Петра I в социальной, экономической, военной и государственно-административных сферах? В чем их суть?

43. Что такое абсолютизм и в чем его отличие от сословно-представительной монархии? Каковы последствия для России «модернизация по петровски»?

44. Почему после смерти Петра I в России стал возможен феномен дворцовых переворотов 1725-1762 гг.? Какие социально-политические силы противостояли в борьбе за престол? Как они отразились на развитии государства?

45. Проследите изменение прав и обязанностей дворянского сословия в 1725- 1800 гг. О чем свидетельствует этот процесс? Докажите.

46. В чем сущность политики просвещенного абсолютизма?

47. Дайте характеристику внутренней и внешней политики Екатерины Великой.

48. Дайте характеристику культуры России 18 в. в области образования, науки, общественной жизни, архитектуры.

49. Дайте характеристику причин, хода и результатов Отечественной войны 1812 г.

50. Дайте характеристику внутренней политики России на протяжении XIX в. В чем ее особенности? Докажите.

51. Дайте характеристику внешней политики России на протяжении XIX в. В чем ее особенности? Докажите.

52. Объясните причины отмены крепостного права в 1861 г., основные условия освобождения крестьян по реформе и его результаты для крестьян, феодалов и государства.

53. Почему культура России первой половины XIX в. называется «Золотым веком»? Дайте характеристику системы образования России в первой половине XIX в. Как она изменилась во второй половине XIX в.?

 

54. Каковы особенности и основные направления «Серебряного века» развития культуры второй половины XIX в.?

55. Докажите, что архитектурные памятники России XIX в. часто являются объектами туризма.

56. Каковы были особенности экономического и социально-политического развития России в начале XX в.?

57. В чем причины первой русской революции 1905-1907гг.? Каковы ее итоги и последствия для власти и общества?

58. Дать характеристику причин, хода и результатов I-й Мировой войны. Как она отразилась на социально-политической и экономической жизни России?

59. Каковы были причины общенационального кризиса накануне февраля 1917 г.? Почему в России очень быстро во время революции произошло падение монархии?

60. В чем сущность двоевластия? Каковы были позиции политических партий после Февральской революции? Был ли приход к власти большевиков закономерен? Как можно оценивать историческое значение Октября 1917 г.?

61. Каковы объективные и субъективные причины развязывания Гражданской войны в России и каковы ее последствия? Можно ли было избежать этой трагедии?

62. Какие можно выделить основные этапы Гражданской войны и в чем их особенности? Почему потерпело поражение «белое движение»?

63. Как можно охарактеризовать политику «военного коммунизма»? Какие причины вызвали необходимость ее проведения?

64. Какова сущность НЭПа? В чем заключались причины его свертывания?

65. Как и на каких принципах создавался СССР?

66. С чем связано обострение внутриполитической борьбы за власть и почему И.В. Сталин одержал в ней победу?

67. Как реализовывался курс на индустриализацию и коллективизацию страны и каковы их итоги?

68. Как складывались международные отношения в 1930-е гг.? Какие внешнеполитические шаги сталинского руководства оказали негативное влияние на международный престиж и положение СССР?

69. Как развивались в хронологическом порядке военные действия и какие основные периоды и военные операции можно выделить в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?

70. В чем заключались причины неудач Красной Армии в начальный период войны? Как работал советский тыл в годы войны и какие факторы обусловили массовый трудовой героизм народа?

71. Что способствовало победе СССР в Великой Отечественной войне и какова была ее цена? Роль антигитлеровской коалиции.

72. Какие изменения произошли в мире после окончания Второй мировой войны в экономической, политической сферах?

73. Каковы причины развязывания «холодной войны»? Какие уроки можно извлечь из военного противостояния СССР и Запада в 1945-1953 гг.?

74. Как происходила борьба за власть после смерти И.В. Сталина? Чем можно объяснить выход на лидерские позиции Н.С. Хрущева? Почему советское общество начало десталинизацию общества?

75. Какие реформаторские начинания пытался осуществить Н.С. Хрущев во внутренней и внешней политике и в чем их противоречивость?

76. В чем причины отстранения Н.С. Хрущева от власти? Можно ли сказать, что «оттепель» потерпела крах? Почему?

77. С чем связано нарастание кризисных явлений во всех сферах общества?

Что такое «доктрина Л.И. Брежнева» в области внешней политики?

78. Почему сельское хозяйство находилось в перманентном кризисе?

79. Какими факторами было обусловлено начало перестройки (с 1986г.)? Что такое «новое политическое мышление»? Почему не сработала концепция ускорения социально-экономического развития страны?

80.Была ли необходимость в реформе политической системы в стране? В чем ее суть? В чем заключались причины неудач экономического реформирования?

81.С чем было связано обострение межнациональных отношений в период перестройки? Что такое «парад суверенитетов»? Были ли распад СССР и крах перестройки неизбежен? Докажите свою точку зрения.

82. Какие изменения происходят в структуре российской экономики в современный период? Почему процесс трансформации экономической системы в России оказался таким долгим и сложным?

83. Как можно объяснить трудности в развитии демократии в России? Каковы особенности развития политического процесса в России на современном этапе?

84. Какие важнейшие изменения произошли в социальной структуре российского общества за последние 25 лет?

85. В чем проявляется кризисное состояние межнациональных отношений в России за последние 25 лет?

86. Каковы особенности новых реалий внешней политики Российской Федерации? Что такое ПРО?

87.В чем заключаются особенности культурных процессов в современной России (прежде всего в образовании, науке)?

88. Дайте характеристику внутренней, в том числе социальной, политики РФ в последнее десятилетие (2001-2011гг.).

89. Дайте характеристику внешней политики РФ в последнее десятилетие (2001-2011гг.).

 

Термины и понятия:

Абсолютная монархия – разновидность монархической формы правления. Характеризуется юридическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) в руках монарха, опирающегося в управлении государством на бюрократический аппарат.

Алтарь- 1/ в христианском культе стол в храме, на котором совершалось «таинство превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа»; 2/ в обиходе вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой.