Об обучении

Главная задача обучения—развитие умственных сил и способностей детей.

Формальное образование связано с материальным.

Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

Предметы преподавания:

• отечественная история, • география, • родной язык, • естественные науки,

Правила и принципы обучения:

• обучать природосообразно,

• обучать соответственно особенностям детского восприятия,

• от примеров надо идти к правилам,

• от предметов — к обозначающим их словам,

 

Требования к учителю:

• должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься

ПОСТОЯННЫМ самообразованием;

• на уроке должна доминировать атмосфера бодрости;

• преподавание должно быть энергичным, чтобы будить

 

Вопрос №19

Спенсер попытался объединить идею постепенной прогрессивной эволюции природы и общества с дарвинистской идеей естественного отбора. Опираясь на такие попытки, Спенсер стремился объяснить воспитание как одно из наиболее существенных общественных явлений.

В статьях о воспитании Спенсер настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее "полезного" для нужд каждого человека. Гуманитарное образование (языки, литература, история и пр.), по мнению Спенсера, лишь второстепенное "украшение", страсть к которому объясняется традиционным престижем классицизма. Как думал Спенсер, в обществе нарастает тяга к индивидуальной свободе. Приобретение же полезного образования — важный гарант такой свободы.

1820-1903гг Герберт Спенсер был противником образования малоимущих слоев населения. Использовал метод естественных последствий . «Человек и государство», «Данные этики», «Образование умственное, моральное и физическое» Главное внимание уделено творческим, индивидуальным дарованиям, задаткам и способностям ребенка, его познавательной деятельности, самостоятельности.

Вопрос №17

И.Гербарт разработал теорию ступеней обучения. Он сделал попытку провести обучение в соответствии с законами психической деятельности ребенка, которую он понимал как механизм деятельности ацерцептивного процесса. Процесс обучения, по Гербарту, обязательно проходит через углубление в изучаемый материал и углубление учащегося в самого себя(осознание). В свою очередь эти два момента могут осуществляться в состоянии покоя души или в состоянии ее движения. Отсюда следуют 4 ступени обучения:

1. Ясность – это углубление в состоянии покоя. В психологическом состоянии требуется мобилизовать внимание. В дидактическом – изложение учителем нового материала, применение наглядности.

2. Ассоциация – углубление в состоянии движения. Новый материал связывается с уже полученными представлениями у учащихся на уроках, при чтении книг, из жизни. В психологическом отношении это – ожидание, в дидактическом – лучше проводить беседы, непринуждённый разговор учителя с учениками.

3. Система – это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимися под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Это формулировка выводов, правил, определений.

4. Метод – осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям событиям. Это различного рода упражнения, требующие от учеников использование полученных знаний, умений логически и творчески мыслить.

Эти ступени, по Гербарту, определяют последовательность хода обучения, но они не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока .

Вопрос №20

1878-1942 Януш Корчак(Генрих Гольдсмидт) В «доме сирот» ввел новаторскую широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства. Лекции о бракопроизводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда(1871), « Как любить ребенка». Пытался встать на место детей не просто обиженных судьбой, но и зависимых от родителей. Предстает перед детьми в 3 ипостасях: врача, учителя, клоуна . Отвергал деспотизм и полную свободу. Уделял внимание самовоспитанию.

Овид Декроли (1811 -1932гг) Открыл в Брюсселе, в 1907г, учебное заведение, которое существует и сейчас. Его работа «Школа и воспитание» . В основе его школы – принцип удовлетворения потребностей и интересов детей. Основа обучения и воспитания – учебные комплексы –«центры интересов», сущность которых в организации работы детей вокруг таких тем, которые больше отвечают детским интересам и потрбеностям.

1870 -1952 Мария Монтессори Выявила особо чувствительные возрастные этапы с внешним воздействием в развитии ребенка сензетивные периоды. «Дом ребенка», «Разум ребенка» Необходимо слияние теории и практики в школе Активно развивающаяся среда способствует развитию детей(дошкольного возраста)

Вопрос № 21

Вильгельмом Августом Лаем (1862— 1926). Благодаря им стали создаваться научно-экспериментальные лаборатории и был введен в научный обиход термин «педагогический эксперимент». Целью представителей этого направления было получение опытным путем необходимых якобы объективных данных для усовершенствования педагогического процесса. В экспериментальной педагогике сложилось несколько направлений. Вильгельм Август Лай (1862- 1926) полагал, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые нужно изучать в и лабораториях, и в естественных условиях. Главным ориентиром воспитания рассматривалось изучение детской физиологии и сенсорики. В основу воспитания он ставил деятельность ребенка, считая, что эту деятельность нужно организовать с учетом его особенностей, рефлексов, потребностей физиологии и психологии. Обучение, по определению А.Лая, должно следовать за биологическими стадиями развития ребенка, выступая как бы в качестве механизма управления рефлексами, импульсами и воли учащихся согласно нормам культуры

 

Экспериментальная педагогика старалась опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов, таких, как наблюдение, анкетирование, на данные тестов определение возрастных возможностей детей, которые бы впервые разработаны французским психологом Альфредом Бине (1857—1911), изучение поведения ребенка в различных ученых и внеучебных ситуациях, использование разработанной американским психологом Эдуардом Торндайком (1874—1949) системы количественного измерения уровня интеллектуального развития ребенка, с использованием стандартных тестов. Видным представителем экспериментальной педагогики в США был Эдуард Торндайк (1874 - 1949).

 

В американской психолого-педагогической науке доминировала им разработанная теория бихевиоризма, согласно которой поведение человека – чисто внешние реакции организма, вызываемые стимулами и закрепляемые многократными упражнениями. Таким образом, все воспитание сводится к дрессировке – развитию желательных реакций на определенные стимулы, игнорируются социальные основания поведения человека в процессе воспитания.

Обучение, по определению В. Лая, должно следовать за биологическими стадиями развития ребенка, выступая как бы в качестве механизма управления рефлексами, импульсами и воли учащихся согласно нормам культуры. Возникновение экспериментальной педагогики послужило важным импульсом развития науки о детях — педологии, которая представляла собой синтез психологических, биологических и социологических знаний о развитии ребенка и основывалась на представлении о нем как о субъекте, судьба которого предопределена наследственностью и влиянием общественной среды. Необходимо лишь изучить и измерить оба эти фактора, чтобы направить воспитание в нужное русло. Э. Торндайк отмечал, что на педагогику как научную дисциплину можно опираться только по мере усвоения ею количественных методов исследования. Любые стимулы согласно его теории могут быть заранее разработаны в соответствии с целями воспитания, а ответные реакции классифицированы и подвергнуты количественному измерению.

Вопрос №22

Экспериментальный метод у Д. Дьюи предполагал, что мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками.

 

Важнейшим источником для педагогики как науки Д. Дьюи считал проверенный жизнью метод. В реформаторской педагогике Д. Дьюи выступил как наиболее яркий представитель философско-педагогического направления прагматизма (от греч. — дело, действие), основанного на трактовке истинности как практической значимости: «истинно то, что полезно». При этом значимость пользы определяется чувством самоудовлетворения. Со временем прагматизм превратился в определенную идеологию, адекватную «американскому образу жизни», в основе которой лежал критерий полезности, восходящий еще к Г. Спенсеру.

 

Каждый ребенок, по определению Д. Дьюи, — неповторимая индивидуальность и потому должен стать центром педагогического процесса. Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания собственного его открытия, способом постижения истины. Поэтому первые практические опыты Д. Дьюи были связаны с работой с маленькими детьми, которые с само го раннего возраста приучались делать все самостоятельно, Преимущественно в игровой форме. Позже в школе опора делалась на трудовую деятельность — 11—13-летние .мальчики и девочки пряли, ткали, шили, т.е. учились «делать». Мышление при этом должно было «обслуживать» опыт каждого ребенка. Оно становилось необходимым только при решении Конкретных практических задач, и учебная деятельность в таких условиях не требовала дополнительной активизации. Д. Дьюи при этом допускал, что не все жизненно важное может представлять для ребенка интерес, в связи с этим у детей нужно развивать силу воли, формировать характер, Противоречие между интересом и усилием устраняется, по мнению Д. Дьюи, знанием воспитателем возрастных особенностей детей Д. Дьюи выделял три таких возрастных периода в школьной жизни. Первый период — с 4 до 8 лет. Он характерен яркостью связей между впечатлением, представлением и действиями. Второй — от 8 до 11 лет — период расширения сфер деятельности и заинтересованности в ее результатах. Игра уже не занимает такое большое место в жизни ребенка, как в первый период. На этом этапе выявляются связи между средствами и целями деятельности, появляется творчество. Третий период — от 11 лет до окончания начального образования.

Идеологи функциональной педагогики во Франции и Швейцарии (Э. Клапаред, А. Ферьер, С. Френе и др.) настаивали на внимании воспитателя к ребенку, детской игре как эффективному способу воспитания. Они считали необходимым отказаться от ориентации на "среднего ребенка", опираться в воспитании на интересы каждого школьника.

Вопрос №23

(23.11.1850, Кирхберг, близ Цвиккау, Германия, — 19.7.1933, Цюрих), швейц. педагог, литератор, обществ. деятель. Один из теоретиков трудовой школы. С 17 лет включился в организованное рабочее движение. В 1870 эмигрировал из Германии в Швейцарию. Занимался самообразованием; сдал экзамены за курс учительской семинарии, учительствовал (с 1880), посещал Цюрихский ун-т (1882—84), преподавал там же (проф. с 1910) и в Федеральной высш. техн. школе. Считал, что идея трудовой школы может осуществиться тогда, когда общество признаёт труд основой всей культуры. В 80—90-х гг. в вопросах шк. политики и воспитания подрастающего поколения разделял идеи рев. социал-демократии, пропагандировал марксистскую идею о соединении обучения с производит, трудом как фактора гармоничного развития молодого человека. Впоследствии, в трактовке политехн. образования изучение в школе элементов всех осн. производств рассматривал как путь к устранению классовых противоречий. Задачу трудовой школы видел прежде всего в воспитании у детей навыков ремесл. и с.-х. труда. Пытался разработать систему пролетарской педагогики, однако практически лишь провозгласил превращение школ в «трудовые объединения». В 20-е гг. 20 в. проповедовал идеи гражд. воспитания, осн. на общечеловеческой морали. Один из инициаторов разработки социальной педагогики.

Георг Кершенштейнер Его трудовая школа должна была стать таким образовательным учреждением, которая готовила бы детей гл обр к будущей трудовой деятельности, притом основное – не сообщение знаний, а выработка у учащегося элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения. Для детей только то имеет значение, чего они добиваются путем самостоятельности, поэтому в школах и должен быть введен ручной труд. По мнению Кершенштейнера, дети с большим удовольствием предпочтут практические занятия уму. При организации цели народные школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно – иллюстративной деятельностью, широко используя опытную и лабораторную работу. Программа такой школы предлагала использование различных форм практической деятельности так, чтобы они составляли непрерывную цепь, при которой каждое украшение последовательно подводит к очередному затруднению которое ребенок в состоянии преодолеть самостоятельно. Ручной труд вводился в школах как самостоятельный учебный предмет, а сама организация обучения как ранних его ступенях примыкала к игровой деятельности.

В результате, понятием «Трудовая школа» он доказал, что в эпоху разделение труда , сопутствующее развитию карьеры, каждый человек должен иметь профессиональную специализацию.

Вопрос 24

Эмиль Дюркгейм 1858-1917гг

Согласно Д., ребёнок рождается существом асоциальным. В процессе социализации общество наделяет его теми физич., интеллектуальными и моральными качествами, в становлении к-рых оно заинтересовано. Воспитание и обучение выступают важнейшими функциями любого общества, поскольку именно они обеспечивают обществ, прогресс. Школа в этом смысле оказывается наиб, важным социальным институтом, т. к. охватывает практически всё подрастающее поколение. Осн. задача образования состоит во включении ребёнка в круг обществ, отношений, первоначально — за счёт ознакомления его с тем непреложным фактом, что общество определённые действия поощряет, а иные — отвергает. Роль учителя, т. о., состоит преимущественно в моральном совершенствовании уч-ся, к-рым следует не только разъяснять механизмы социального взаимодействия, но и наглядно их демонстрировать. Убеждение должно основываться не на утверждении доктрин, а на демонстрации тех причин, к-рыми общество руководствуется в требованиях порядка, дисциплины и т. д. Таким путём достигается формирование у уч-ся активной позна-ват. позиции, к-рая, будучи подкреплена знаниями из области социальных и ес-теств. (— «позитивных») наук, способствует рациональной и общественно полезной жизнедеятельности.

Пауль Наторп 1854-1924гг. уделял большое внимание проблемам т. н. социальной педагогики, которая связана с возникшей внутри

марбургской школы идеей «этич. социализма». Осн. мотив социальной педагогики Н. — образование индивида с целью включения его u движение человечества к идеальному обществу, где личность рассматривалась бы не только как средство, но и как цель. Школа сообщество педагогов и учеников. Учеба должна быть направлена на окружение; процесс воспитания начинается с воспитания воли

1883-1911гг Вильгельм Дильтей выдвинул концепцию «переживания», как явление, которому свойственно лишь человеку с его эмоциональной жизнью. Его работы «Основы гуманитарных наук», «Описательная психология». Педагогический процесс – познания «дух связей» приобщение к жизни, основе и содержанию всего сущего предлагал начать уч процесс с организацией эмоционального переживания.

Эдуард Шпрангер

 

Теоретический человек — тот, для которого высшей формой деятельности, определяющей характер всех его жизненных проявлений, является познание. Все прочие ценности для него вторичны. В сфере мотивации он стремится преодолеть аффекты, старается быть независимым от частных, конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и поведения.

Экономический человек — тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность. Все становится для него средством поддержания жизни, квазиприродной борьбы за существование. Он экономит материю, энергию, пространство и время, чтобы извлечь из них максимум полезного для своих целей. Мотивы его отличаются от мотивов «теоретика» тем, что вместо ценностей логики решающую роль играют ценности полезности.

Эстетический человек — тот, кто «все свои впечатления преобразует в выражения». Его специфическая форма мотивации — «воля к форме», выражающаяся в мотивах частного порядка, таких, как самореализация, «построение и оформление самого себя», универсализация эстетического видения, тотализация форм.

Социальный человек — тот, организующим принципом жизни которого является любовь в религиозном смысле этого слова.

Властный человек — тот, который может существовать в любой из ценностных сфер. Это тот, кто хочет и может внушать другим людям собственную ценностную установку как мотив деятельности. В самом общем виде мотивация властного человека — это стремление преобладать над другими. Все прочие мотивации вспомогательны. Эстетическое, напр., для него — лишь звено в цепи средств для достижения целей власти. Но если властным человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты оформления и переоформления мирового целого, то он стоит на границе между человеком властным и человеком эстетическим. Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории.

Религиозный человек — тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на обнаружение высшего и приносящего бесконечное и абсолютное удовлетворение ценностного переживания.

Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом

Клара Цеткин

Цеткин выступала против защитников изолированного, семейного воспитания маленьких детей, против теоретиков доктрины “только мать — естественная воспитательница своих детей”. Из этого логически следовало твердое заключение, что воспитание детей “должно быть перенесено из семьи в общество, из рук матери в руки педагогов в самом широком смысле этого слова”.Ребенка она представляла как существо одаренное, способное к образованию; его воспитание должно строиться на знании законов развития природы. “Цель воспитания,— писала К. Цеткин,— не может быть достигнута без знания физических и психических законов, по которым ребенок развивается, и без понимания естественных и общественных причин, обусловливающих эти законы”.К. Цеткин одним из важных считала физическое воспитание детей, подготовку здорового поколения трудящихся; она подчеркивала тесную связь физического и умственного развития ребенка; в условиях физического развития ребенка она видела ключ к пониманию особенностей его умственного развития. К. Цеткин выдвинула перед родителями задачу не делать различий для мальчиков и девочек в семейном труде. Она видела тесную связь игры и труда, постепенное перерастание игры в труд;

Вопрос №25