Семинар №7

«Немецкая классическая философия».

1. Характерные черты немецкой философии. Проблема познания в философии И. Канта. «Вещь–в–себе» и «вещь-для-нас». Как происходит процесс познания (какова роль органов чувств и сознания)? Что такое трансцендентальная апперцепция, трансцендентные сущности (приведите примеры), априорные формы созерцания, 12 категорий рассудка?

2. Этическая теория И. Канта. Понятие права и морали. Категорический императив (обязательно знать 2 правила категорического императива!!!).

3. Система абсолютного идеализма Г.В.Ф. Гегеля. Раскрыть понятия: абсолют, тезис – антитезис – синтез (диалектическая триада), диалектика.

4. Философия истории Гегеля: что представляет собой история человечества? Что значит: «всё разумное действительно, всё действительное разумно»? какова роль человека в историческом процессе?

 

Семинар №8.

«Философия жизни».

1. Общая характеристика «философии жизни» как течения иррациональной философии.

2. «Мир как воля и представление» в философии А.Шопенгауэра.

3. Понятия «воля к власти» и «сверхчеловека» в философии Ф.Ницше. Имморализм Ницше.

4. Понимание «культуры» О. Шпенглером в работе «Закат Европы».

 

Текст для обязательного прочтения: Ф.Ницше «Так говорил Заратустра», Глава 1.

Уметь отвечать на вопросы по тексту:

· Задание: ответить на вопросы, подтвердить свои выводы примерами и цитатами из текста.

· Кто такой Заратустра? (Реальный человек и персонаж книги).

· Кто такой сверхчеловек? Какое место занимают другие люди по отношению к сверхчеловеку?

· Кто может стать сверхчеловеком?

· Каково отношение Ницше к людям?

· Каково отношение к христианской религии и государству?

· Что значит фраза «Бог умер»?

· Что символизируют животные в книге Ницше (верблюд, лев)?

Семинар №9.

Философия экзистенциализма.

  1. Особенности философии кзистенциализма. Категории свободы, выбора и ответственности в философии Ж.- П. Сартра.
  2. Понятия «абсурда» и «бунта» в философии А.Камю. Мир как абсурд. «Миф о Сизифе».