Великие философы XVII-XVIII вв.

I. Фрэнсис Бэкон:

1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Учение о Природе и поиски всеобъемлющей «естественной» философии. 3. Идея Бэкона о «великом восстановлении наук». 4. Учение об «идолах» (призраках) Разума. 5. Учение Бэкона о познании и методе. Учение Бэкона об индукции. 6. Социально-философские и этические идеи Бэкона.

II. Рене Декарт:

1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Учение о предмете, функциях и задачах философии. 3. Методическое сомнение Декарта. Картезианская концепция мышления. Психофизическая проблема в философии Декарта. 4. Декарт-ученый. Картезианская научная картина мира.

III. Бенедикт Спиноза:

1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Учение Спинозы о природе и субстанции. 3. Учение о человеке. 4. Учение о познании и методе. 5. Социально-философские и политические идеи Спинозы.

IV. Томас Гоббс:

1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Философское и политическое учение Гоббса. 3. Структура, предмет и цели философии. Утилитаристская концепция познания: “знание есть только путь к силе”. 4. Первая философия как учение о пространстве и времени, о теле и его свойствах, о причине, количестве, действительности и возможности. Познание как вычисление. 5. Учение Гоббса о человеческой природе. Социальная философия Гоббса.

V. Джон Локк:

1. Жизненный путь и сочинения. 2. Учение Локка о природе; картина мира. 3. Человек и его сущность. 4. Учение Локка о познании. «Идеи» как элементы мира; «простые» и «сложные» идеи. 5. Социально-философские и политические взгляды Локка. Обоснование либерализма в социальном учении Локка.

VI. Готфрид Вильгельм Лейбниц:

1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Картина мира и метафизика в философской системе Лейбница. 3. Основные принципы физики, метафизики, гносеологии Лейбница. 4. Субстанция как монада. 5. Учение Лейбница о познании и знании. Критика эмпиризма Локка и новое обоснование рационализма.

VII. Дэвид Юм:

1. Жизненный путь и сочинения Юма. 2. Центральное положение науки о человеке в системе человеческого знания. 3. Критика понятия причинности у Юма. Вера и привычка. 4. Социально-философские идеи Юма. 5. Учение Юма о религии и церкви.

 

Рекомендуемая основная литература (тексты):

1. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х тт. М., 1978;

2. Гоббс Т. Сочинения в 2-х тт. М., 1989-91.

3. Декарт Р. Сочинения в 2-х тт, т. I, 1989.; т. II, М., 1994;

4. Декарт Р. Размышления о первоначальной философии. СПб., 1995.

5. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х тт. М., 1983-1989;

6. Локк Д. Сочинения в 3-х тт. М., 1988.

7. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957.

8. Юм Д. Сочинения в 2-х тт.М., 1996;

Дополнительная литература:

1. Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1988;

2. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга 2.

3. Ляткер Я.А. Декарт. М., 1975;

4. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973;

5. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993

6. Мееровский Б.В. Томас Гоббс. М., 1975;

7. Нарский И.С. Лейбниц. М., 1972;

8. Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973.

9. Нарский И.С. Локк глазами XX в.: к 350-летию со дня рождения Локка // «Философские науки», №2, 1982.

10. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.