Теория «официальной народности», социально-исторические концепции славянофилов и западников и их отражение в словесности второй половины 1830- х – первой половины 1850-х гг.

Тео́рия официа́льной наро́дности — принятое в литературе обозначение государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I. Впервые термин «официальная народность» встречается в работах А. Н. Пыпина по истории русской литературы и общественной мысли. Автором теории стал С. С. Уваров. В её основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Кратким девизом сторонников этой теории стало выражение «Православие, Самодержавие, Народность». Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство».

В литературе славянофилы опирались: 1) на русский фольклор. Занимались собиранием пословиц, песнн, сказок, описывали народные обряды. В сюжеты вводили в качестве персонажей русских крестьян (Тургенев, Некрасов) . А западники могли использовать античные образы, западные имена, больше описывали жизнь городскую нежели деревенскую.

Ведущие идеологи и публицисты славянофильства 1840-х годов — критик и публицист И. В. Киреевский, его брат, поэт и публицист П. В. Киреевский, поэт и философ А. С. Хомяков. Русское западничество той поры представляли выдающийся критик В. Г. Белинский, писатель, революционный подвижник А. И. Герцен.

Собрания кружков Герцена и Белинского, литературные салоны и гостиные частных домов, редакции журналов («Москвитянин», «Русская беседа», с одной стороны, и «Отечественные записки», «Современник» — с другой) — вот где разворачивалась живая полемика идейных и литературных противников.

В искусстве и литературе славянофилы ценили то, что самобытно, в чем «творит» духовная сила народа. Представители западничества считали, что достичь процветания Россия может лишь путем сближения с Европой; в бурном росте промышленности, в утверждении гражданских прав личности, в идеалах равенства и братства, в развитии науки — одним словом, в буржуазном прогрессе видели они залог величия России. Отсюда поклонение Петру I как великому реформатору, европеизировавшему страну, тогда как славянофилы не принимали ни деспотизма Петра, ни западного конституционного устройства общества.

38. Н.В. Гоголь и развитие «высокой» комедии. Тематика «Ревизора» в свете социальных, этических и религиозных взглядов писателя.

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852 гг.)родился в Миргородском уезде Полтавской губернии, в семье помещика. В мае 1821 г. поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях. Пробует себя и в различных литературных жанрах. Окончив гимназию, Гоголь едет в Петербург, где делает первые литературные пробы – начинает писать стихи.

Сюжет комедии «Ревизор»(1835) был предложен Пушкиным, рассказавшим Гоголю собственную историю о своём приятеле, которого приняли в Оренбурге за ревизора. После первой премьеры комедии(1836) Гоголь перерабатывает отдельные явления произведения.

Ревизор – реалистическая общественная комедия. Основной приём – сатира. Чиновничество изображается гротескно. В «Ревизоре» разоблачаются все пороки общества.

Вопреки всем правилам построения пьес, комедия начинается с завязки, после чего сюжет начинает стремительно развиваться. Двигателем действия является страх чиновников. Кольцевая композиция: начало и конец совпадают (чтение письма и сообщение о приезде ревизора).

Гоголь считал, что единственным положительным персонажем комедии является смех. Этот смех – не над конкретными личностями, а над пороками всей русской действительности.

В комедии показана жизнь всей России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает важные части действительности: суд, народ­ное образование, больницы, почта, полиция. Действие построено на общественном конфликте. Здесь предметом осмеяния являют­ся городские власти. Характеры чиновников сочетают как типи­ческие, так и индивидуальные черты. Открытием автора является характер Хлестакова. В замечани­ях для актеров он описывается как «человек без царя в голове». В этом образе Гоголь показывает необоснованные и неумеренные претензии человека. Явление хлестаковщины — социальное, ко­торое обозначает стремление кого-либо казаться чином повыше, чем он есть на самом деле. Хлестаков настолько глуп, что даже не сразу понимает, за кого его принимают. Он живет одной минутой, вдохновенно мо­жет лгать, но делает это не сознательно, не ставя целью кого-нибудь обмануть. Он не отдает себе отчета в своих поступках, «легкость в мыслях необыкновенная». Парадокс заключается в том, что такого пустого человека все принимают за важную персону.

Язык действующих лиц во многих отношениях приме­чателен. Каждый говорит языком своего времени и своей среды, и вместе с тем он отличен у каждого.

Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, понять всю их зловред­ность и постараться от них избавиться. Во всяком случае, его «Ревизор» не мог не сыграть очень большой роли в развитии общечеловеческого самосознания.