Теория «официальной народности», социально-исторические концепции славянофилов и западников и их отражение в словесности второй половины 1830- х – первой половины 1850-х гг.
Тео́рия официа́льной наро́дности — принятое в литературе обозначение государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I. Впервые термин «официальная народность» встречается в работах А. Н. Пыпина по истории русской литературы и общественной мысли. Автором теории стал С. С. Уваров. В её основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Кратким девизом сторонников этой теории стало выражение «Православие, Самодержавие, Народность». Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство».
В литературе славянофилы опирались: 1) на русский фольклор. Занимались собиранием пословиц, песнн, сказок, описывали народные обряды. В сюжеты вводили в качестве персонажей русских крестьян (Тургенев, Некрасов) . А западники могли использовать античные образы, западные имена, больше описывали жизнь городскую нежели деревенскую.
Ведущие идеологи и публицисты славянофильства 1840-х годов — критик и публицист И. В. Киреевский, его брат, поэт и публицист П. В. Киреевский, поэт и философ А. С. Хомяков. Русское западничество той поры представляли выдающийся критик В. Г. Белинский, писатель, революционный подвижник А. И. Герцен.
Собрания кружков Герцена и Белинского, литературные салоны и гостиные частных домов, редакции журналов («Москвитянин», «Русская беседа», с одной стороны, и «Отечественные записки», «Современник» — с другой) — вот где разворачивалась живая полемика идейных и литературных противников.
В искусстве и литературе славянофилы ценили то, что самобытно, в чем «творит» духовная сила народа. Представители западничества считали, что достичь процветания Россия может лишь путем сближения с Европой; в бурном росте промышленности, в утверждении гражданских прав личности, в идеалах равенства и братства, в развитии науки — одним словом, в буржуазном прогрессе видели они залог величия России. Отсюда поклонение Петру I как великому реформатору, европеизировавшему страну, тогда как славянофилы не принимали ни деспотизма Петра, ни западного конституционного устройства общества.
38. Н.В. Гоголь и развитие «высокой» комедии. Тематика «Ревизора» в свете социальных, этических и религиозных взглядов писателя.
Гоголь Николай Васильевич (1809-1852 гг.)родился в Миргородском уезде Полтавской губернии, в семье помещика. В мае 1821 г. поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях. Пробует себя и в различных литературных жанрах. Окончив гимназию, Гоголь едет в Петербург, где делает первые литературные пробы – начинает писать стихи.
Сюжет комедии «Ревизор»(1835) был предложен Пушкиным, рассказавшим Гоголю собственную историю о своём приятеле, которого приняли в Оренбурге за ревизора. После первой премьеры комедии(1836) Гоголь перерабатывает отдельные явления произведения.
Ревизор – реалистическая общественная комедия. Основной приём – сатира. Чиновничество изображается гротескно. В «Ревизоре» разоблачаются все пороки общества.
Вопреки всем правилам построения пьес, комедия начинается с завязки, после чего сюжет начинает стремительно развиваться. Двигателем действия является страх чиновников. Кольцевая композиция: начало и конец совпадают (чтение письма и сообщение о приезде ревизора).
Гоголь считал, что единственным положительным персонажем комедии является смех. Этот смех – не над конкретными личностями, а над пороками всей русской действительности.
В комедии показана жизнь всей России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает важные части действительности: суд, народное образование, больницы, почта, полиция. Действие построено на общественном конфликте. Здесь предметом осмеяния являются городские власти. Характеры чиновников сочетают как типические, так и индивидуальные черты. Открытием автора является характер Хлестакова. В замечаниях для актеров он описывается как «человек без царя в голове». В этом образе Гоголь показывает необоснованные и неумеренные претензии человека. Явление хлестаковщины — социальное, которое обозначает стремление кого-либо казаться чином повыше, чем он есть на самом деле. Хлестаков настолько глуп, что даже не сразу понимает, за кого его принимают. Он живет одной минутой, вдохновенно может лгать, но делает это не сознательно, не ставя целью кого-нибудь обмануть. Он не отдает себе отчета в своих поступках, «легкость в мыслях необыкновенная». Парадокс заключается в том, что такого пустого человека все принимают за важную персону.
Язык действующих лиц во многих отношениях примечателен. Каждый говорит языком своего времени и своей среды, и вместе с тем он отличен у каждого.
Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, понять всю их зловредность и постараться от них избавиться. Во всяком случае, его «Ревизор» не мог не сыграть очень большой роли в развитии общечеловеческого самосознания.