Избавление от неправильного отношения к проблемам также повышает самооценку.

***

v Теория когнитивной терапии.

В терапевтическом изменении взаимодействуют когнитивный, эмоциональный и поведенческий каналы, однако когнитивный подход подчеркивает ведущую роль когниций в вызывании и поддержании терапевтических изменений.

 

Когнитивные изменения происходят на трех уровнях:

1) в произвольном мышлении;

2) в непрерывном, или автоматическом, мышлении;

3) в предположениях (убеждениях).

Каждый уровень от предыдущего отличается своей доступностью для анализа и стабильностью.

1.Наиболее доступны для анализа и наименее стабильны – произвольные мысли, потому что их можно вызвать по желанию и они временны.

 

2.На следующем уровне – автоматические мысли, которые появляются и предшествуют эмоциональным и поведенческим реакциям.

Автоматические мысли появляются спонтанно и приводятся в движение обстоятельствами. Эти мысли выступают между событием или стимулом и эмоциональными и поведенческими реакциями человека.

Автоматические мысли конкретны и раздельны. Они возникают в стенографическом виде. Кроме того, они не являются результатом обдумывания, рассуждения. Здесь отсутствует логическая последовательность этапов как при мышлении, ориентированном на цель, или при принятии решения. Мысли приходят, словно сами по себе. Человек не прилагает усилий, чтобы их вызвать, и их сложно «выключить», особенно в тяжелых случаях.

Автоматические мысли воспринимаются как правдоподобные. Клиенты воспринимают их как бесспорные, не проверяя их логичности или реалистичности. Несомненно, что многие из этих мыслей реалистичны. Однако клиент часто склонен верить в нереалистичные мысли, даже если сделал вывод об их необоснованности при обсуждении с консультантом. Сколько раз внешний опыт опровергал эти мысли – значения не имеет, они непрерывно возникают у клиента вплоть до его «выздоровления».

Автоматические мысли более стабильны и менее доступны, чем произвольные мысли, но можно научить клиентов распознавать их и контролировать. Клиенты не осознают полностью автоматические мысли до тех пор, пока не обучаются сосредотачиваться на них.

 

3.Автоматические мысли возникают на основе предположений (убеждений), которые составляют третий уровень. Убеждения могут быть очень стабильными и не осознаваться клиентами.

Бек перечисляет некоторые из позиций, предрасполагающих человека к чрезмерной печали или депрессии:

Ÿ Для того, чтобы я был счастлив, меня должны всегда и все принимать (я должен вызывать любовь и восхищение).

Ÿ Для того, чтобы я был счастлив, мне необходимо достигнуть успехов в любом предприятии.

Ÿ Если я не на вершине, значит я провалился.

Ÿ Прекрасно быть популярным, знаменитым, богатым; ужасно быть неизвестным, посредственным, небогатым.

Ÿ Если я совершаю ошибку, значит я ничтожный человек.

Ÿ Мое значение как человека зависит от того, что другие думают обо мне.

Ÿ Я не могу жить без любви. Если моя любимый человек (родители, дети) меня не любят, то я ничего не стою.

Ÿ Если кто-то не согласен со мной, то я ничего не стою.

Ÿ Если я не воспользуюсь любой возможностью продвинуться, я об этом пожалею.

Убеждения, подобные перечисленным, с большой вероятностью приведут к страданию: человек не может всегда вызывать любовь, не может никогда не ошибаться и т.п.

С приведенными убеждениями связан другой подобный ряд правил, названный К. Хорни «тиранией долженствования». Понятия должен и не должен обладают эксплуататорскими свойствами. Некоторые распространенные долженствования таковы:

Ÿ Я должен быть самым великим по благородству, достоинству, храбрости, самоотверженности.

Ÿ Я должен быть самым лучшим любовником, другом, родителем, учителем, учеником, супругом и т.д.

Ÿ Я должен быть в силах хладнокровно перенести любое испытание.

Ÿ Я должен уметь найти быстрое решение любой проблемы.

Ÿ Я не должен никогда испытывать тревогу; я должен быть всегда счастливым и безмятежным.

Ÿ Я должен все знать и все предвидеть.

Ÿ Я должен всегда быть искренним.

Ÿ Я должен всегда в совершенстве владеть своими чувствами.

Ÿ Я никогда не должен причинять боли окружающим.

Ÿ Я никогда не должен уставать или болеть.

Ÿ Я всегда должен быть максимально продуктивным.

Консультант стремится к идентификации этих предположений и противодействию их эффектам.