Глава 2. ИНТЕРСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Напомним, что эту группу составляют те проблемы, которые связаны с от­ношениями между государствами и группами государств.

§ 1. УГРОЗА МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Важным фактом теории глобальных проблем явилось осозна­ние реальной воз­можности самоуничтожения человечества. Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально на наших глазах, и, прежде всего, в результате резко возросшей мощи оружия.

Во всем мире на вооружение и содержание армии расходуется три миллиарда долларов в день – три миллиарда, которые можно было бы потратить на борьбу с голодом, просвещение, защиту окружающей среды и т.д.

В этих условиях особенно важно правильное понимание источни­ков войн, того, откуда исходит угроза войны. Широкое распростране­ние в литературе получили следующие концепции о неизбежности войн:

· биологические, связывающие их возникновение с «агрессивной приро­дой человека»;

· психологические, видящие источник их возникновения в «склонности» народных масс к насилию и фанатизму или во враж­дебности рас;

· неомальтузианские, объявляющие причиной войн перенаселенность Земли, «демографический взрыв»;

· геополитические, ус­матривающие в нехватке «жизненного пространства», территорий, ре­сурсов главную опасность войны;

· технократические, указывающие на неконтролируемость технического прогресса в военной сфере как на важнейший источник войн, и др.

Длительное время в научных исследованиях на Западе считалось, что двигателем милитаризма, гонки вооружений является соперниче­ство сверхдержав. Однако такая аргументация стала бессмысленной. Подобный аргумент плохо работал и в предшествующие периоды. Зна­чительная доля ответственности за развязывание гонки вооружений лежит на военно-промышленных комплексах ведущих держав. Как пра­вило, в их состав включают: крупнейшие монополии, фирмы, корпора­ции, связанные с военным производством; высшие военные структуры и генералитет; государственную бюрократию, связанную с военными аспектами деятельности; милитаризированную науку, в которой заняты высококвалифицированные исследователи, составляющие чуть ли не пятую часть всех ученых в мире; идеологический и информацион­но-пропагандистский аппарат, воспроизводящий потребности в воен ных заказах. Военные ведомства в разных странах нередко обладают разветвленной системой СМИ.

Военный бизнес приносит значи­тельно большую прибыль, чем любой другой. Во времена Наполеона французские производители оружия и амуниции «зарабатывали» на каждом убитом солдате 45 франков. В последующем эта цифра быстро росла: в Первой мировой войне она составляла почти 1 тыс., а во вто­рой — 3 тыс. долларов.

На протяжении более чем полуве­ка самым опасным оружием считалось ядерное. К концу XX в. разрушитель­ная мощь мирового ядерного арсенала достигла примерно 600 тыс. Мт, т.e. возросла более чем в 100 тыс. раз. Атомные бомбы были впервые применены США во время Второй мировой войны и направ­лены против гражданского населения. Урановая бомба в 14 Кт была сброшена 7 августа 1945 г. на Хиросиму, а плутониевая бомба в 20 Кт — 9 августа 1945 г. на Нагасаки, уничтожив от 50 до 100 тыс. человек и развязав гонку ядерных вооружений.

Угроза всеобщей ядерной катастрофы в современных условиях, не смотря на прилагаемые усилия, не исключена. Мировой конфликт может быть вызван непреднамеренно, в результате расползания локальных противоречий, утраты контроля над ядерным вооружением и т.п. Полностью не исключен захват ядерных арсеналов со стороны террористических групп.

Кроме того, необходимо иметь в виду разрушительные и смерто­носные возможности современного биохимического, лазерного и других видов оружия массового поражения.

Опасность катастрофических последствий ядерной войны застави­ла наиболее дальновидных ученых еще в условиях «холодной войны» усилить внимание к проблемам сохранения мира. Для их исследования на Западе было создано около двухсот институтов, объединенных в международную ассоциацию, стало издаваться около полутора сотен журналов. Большое значение в публикациях придается разработке так называемых проектов мира:

1. Идея «госу­дарственного гигантизма». Пол­номочия распоряжаться вооруженными силами и ядерным оружием были бы переданы «мировому правительству».

2. Другие исходят из того, что всеобщий мир станет ре­зультатом изменений, ведущих в конечном счете к преодолению разделения мира на разделяющие его цивилизации и социальные системы.

3. Третья группа исследователей решающей предпосылкой сохранения мира считает идеологическое и культурное сосуществование. Они уповают на примирение культур, идеологий. Для мирного сосуществования различных культур, возможно, более продуктивна идея синтеза культур, поскольку национальные культуры несовершенны и ограничены и могут развиваться лишь взаимодействуя с другими. Возможность межкультурной коммуникации давно и глубоко проанализирована мыслителями в понятии диалога культур. Диалог культур - совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений.

4. Концепция «ядерного сдерживания войны». Соединение в рамках теории «сдерживания» двух принципиально различных основополагающих требований (доядерного периода — им­ператив готовности к войне и угрозы силой, ядерного — неприемлемость войны) приводит к неразрешимым противоречиям. Державам, облада­ющим ядерным оружием, рекомендуется его постоянно совершенство­вать, чтобы уменьшить вероятность его использования. Предлагается быть готовым к применению ядерного оружия для того, чтобы страх уничтожения имел реальные основания, но тут же следует предостере­жение, что это чревато катастрофой.

Для снижения остроты ядерной угрозы необходимо осуществить ряд превентивных мер:

· ограничить продолжавшееся в 1990-е годы распространение ядер­ного оружия и соответствующего сырья в малые страны;

· договориться об ограничении вооружений и отказаться от политики «силового глобализма»;

· с целью уменьшения политической напряженности важно содействовать экономическому развитию менее развитых стран. Понижение уровня ядерного сдерживания на началах взаимной безопасности и ра­венства укрепит стратегическую стабильность.

Ликвидация угрозы планетарной военной катастрофыявляется не­обходимым условием решения глобальных проблем современности.

В политическом планеважность выполнения этого условия характери­зуется тем, что объединение усилий всех стран в деле решения глобаль­ных проблем возможно лишь в условиях военной разрядки и сокраще­ния (желательно — прекращения) гонки всех видов вооружений.

Эко­номический аспект задачи ликвидации угрозы планетарной военной катастрофы заключается в ее ресурсном потенциале, т.е. в необходимо­сти выделения ресурсов для: создания новой технической базы миро­вого хозяйства; снятия остроты экологической проблемы; ликвидации дефицита продовольствия и устранения голода; преодоления отсталос­ти различных регионов мира и устранения нищеты.

В научно-техни­ческом плане важность ликвидации военной угрозы заключается в том, что поворот главного направления НТП с военного на мирный являет­ся существенной предпосылкой снижения остроты глобальных проти­воречий и предотвращения кризисных ситуаций в будущем.

§ 2. ЭТИКА НЕНАСИЛИЯ. Война и терроризм являются самыми крайними формами проявления человеческого насилия, которое имеет самые разнообразные формы.

Вся известная нам до сих пор история человечества во многом выглядит как летопись насилия. Однако постепенно в сознании людей стало укрепляться уверенность в том, что наси­лие нельзя победить насилием. Издревле складывались такие воззрения, авторы которых видели свою цель в том, чтобы пре­рвать цепь насилия. Разумеется, эти взгляды не были преоблада­ющими. Однако человечество, можно сказать, последовательно продумывало указанную идею. В Индии существовал принцип ненасилия (ахимса), который распространялся на все живое. Иудеи следовали принципу толиона – «Зуб за зуб, око за око», который ограничивал ответное насилие.

Демонстрацией эффективности политики ненасилия оказалась в ХХ столетии позиция видного политического деятеля ИндииМахатмы Ганди (1869—1948). Он возглавил движение за независимость своей страны от иноземных колонизаторов. Однако он призывал не к революции, не к войне. Ганди заложил основы политики ненасилия, продемонстрировал ее огромные возможности на опыте борьбы за независимость Индии от колониального господ­ства англичан. Британская корона была вынуждена по достоин­ству оценить такую последовательно проведенную позицию и предоставить Индии свободу. Она признается наиболее жизне­способной как в современных условиях, так и в перспективе.

Также ненасильственные методы используют в своих акциях представители Гринпис. Они допускают те действия, которые не связаны с угрозой для чужого здоровья или жизни. Физическое разрушение чужой собственности также по возможности избегается, за исключением тех случаев, когда сама эта собственность угрожает чьей-либо жизни.

При этом используются методы:

· свидетельствование – это попытка не дать совершить неблаговидный поступок втайне, без свидетелей. Присутствовать при совершении поступка и привлекать к нему внимание;

· гражданское неповиновение (акция по спасению из рыбацких сетей дельфинов). От простого хулиганства отличается тем, что нарушение закона оправдывается, исходя из определенных моральных принципов; тем, что это открытый акт, к которому стремятся привлечь внимание; тем, что не прибегают к насилию;

· прямые акции – это действия, направленные на непосредственное предотвращение экологического преступления и происходящие в том самом месте, где оно совершается.

Современные науки выработали немало рекомендаций как следует применять методы ненасилия для решения социальных проблем, а исторический опыт неоднократно доказал, что ненасилие – единственный путь к мирному сосуществованию.

Помимо описанной в разделе проблемы мировой войны к интерсоциальным проблемам относиться проблема терроризма и проблема установления справедливого экономического порядка.

 

Глава 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

И ВОЗМОЖНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ. Экологические проблемы – это те проблемы, которые порождены взаимодействиемобщества и природы, связаны с ограниченностью возможностей биосферы выносить нагрузки антропогенного характера.

Экологическая проблематика связана с поиском опти­мальной альтернативы во взаимоотношении общества и природы в условиях научно-технической революции. Суть экологической проблемы в противоречии между производительной деятельностью человека и возможностями биосферы.

Кризисные явления в отношениях между природой и человеком имели место и раньше. Однако современный экологический кризис имеет целый ряд особенно­стей:

· он носит глобальный характер, т. е. охватывает всю планету;

· изменения ок­ружающей среды, вызванные деятельностью человека, коснулись ба­зисных систем жизнеобеспечения. Симптомами этого служат угрозы изменения климата, сокращения видового многообразия планеты, де­мографического взрыва, широкомасштабного загрязнения окружаю­щей среды;

· скорость негативных изменений, происходящих в окружающей среде, беспрецедентно велика. Никогда прежде изме­нения не происходили столь стремительно, на протяжении жизни все­го одного поколения;

· современный экологический кризис может обрести необратимый ха­рактер и перерасти в экологическую катастрофу, а значит, он таит в себе угрозу существованию не только человечества, но и вообще всей жизни на Земле;

· он создается людьми, а, следовательно, побуждает к активному действию.

ПРИЧИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА. Мыслители, оценивая развитие и перспективы экологического кризиса, призывают обратить внимание на его истоки. Выделяют ряд причин экологического кризиса, которые можно объединить в группы.

Религиозные причины экологического кризиса.

По утверждению Л.Уайта, экологические отно­шения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией. Именно в иудео-христианской религиозной традиции некоторые исследователи увидели истоки современного отношения западного человека к природе.

В иудео-христианской традиции существовало противопоставление духа телу. Все материальное, в том числе и природа, находится на низшей ступени иерархии бытия. Бог – царство священного и сакрального – трансцендентен природе. Также в этой традиции сложилось представление о том, что Бог санкционировал господство чело­века над землёю и всеми живыми существами, было преодолено языческое обожествление природы. Христианство явилось как бы переходным этапом от древнего обоже­ствления природы к её эксплуатации. Справедливости ради необходимо отметить, что в христианстве сложилось двойственное отношение к природе: одни религиозные мыслители прославляли природу как творение Бога, как отражение его совершенства, а другие считали, что человек как высшее творение Бога может сделать с природой всё, что угодно.

В целом, религиозные интересы человека изначально находятся за пределами бренного мира, религия нацелена на трансцендентное. Наиболее развитые формы религиозности предполагают отстраненность от эмпирической, природной жизни и формируют недоверчивое отношение ко всему материальному, временному, земному.

Необходимо отметить, что концепции религиозных истоков экологи­ческого кризиса преувеличивают значение религиозных и преуменьшают значение других культурных и материальных предпосылок. Не во все стра­ны, в которых было распространено христианство, пришёл экологический кризис, а, прежде всего, в западные. В таком случае возможно обнаружение причин в особенностях западной культуры как таковой.

Культурные причины экологического кризиса.

Некоторые авторы прямо указывают, что по мере развития культуры, пропасть между человеческим и природным миром возрастает. Дело в том, что человеческие сообщества ведут себя не так прямолинейно как животные. Они выработали культурные регуляторы поведения. Но нарушение баланса между воз­росшими технологическими возможностями и прежними культурными механизмами способно в корне изменить обстановку. Превосходство инструментального интеллекта над гуманитарным влечет за собой всплеск экологической агрессии. Недостаточность культурных сдержек делает поведение социума, в том числе и по отношению к природе, подобным поведе­нию биологической популяции. Причем к естественным импульсам (размножиться, расширить ареал обитания, прокормиться) добавляется человеческий фактор - воз­растание потребностей по мере их удовлетворения. Современную цивилизацию все чаще называют обществом потребления. По отношению к природе это означает приоритет использования над отдачей, над восстановлением, над заботой об окружающей природе. Мыслители видят причины этого в особенностях культуры.

Груп­па исследователей в работе «Пределы роста», сравнила отношение к природе свойственное западным и восточным культурам. Западная концепция, по их мнению, рассматривает человека как самое выдающееся творение природы, уникальный мозг которого даёт ему не толь­ко способность, но и право эксплуатировать все другие существа и ресурсы Земли. Объяснение этому мы можем найти у О. Шпенглера. Он рассматривает цивилизацию с её практическим духом как последнюю фа­зу развития культуры. Энергия культурного человека устремлена на внутреннее, а цивилизованного – на внешнее. Поэтому для последнего характерно стремление к расширению, которое принимает демоническую форму. Жизнь для такого человека – борьба за осуществление возможностей, за возможность подчинить себе мир. Эти устремления распространяются и на природу.

Но можно утверждать, что западная культура не является единственной причиной экологического кризиса, он пришёл и в такие вос­точные страны, как Япония, где традиционно культивировалось единство че­ловека и природы.

Cоциально-экономические причины экологического кризиса.

Человек оказывал огромное воздействие на природный мир даже при самых примитивных экономических формах. Но первоначально процесс производства осуществлялся в рамках системы «человек-природа». Однако, развивая производство, добиваясь господства над природой, человек все больше разрушал природные циклы и компоненты. Серьезный удар по природе был нанесен в эпоху капитализма.

После «промышленной революции» XVIII в. гигантскими темпами возрастает объем материального производства, растут производственные мощности. Стремление к прибавочной стоимости ведет к эксплуатации и людей и природы. Вместе с обострением классовых противоречий, усиливается отчуждение человека от природы. Место естественных производительных сил заняли общественные. При капитализме, по справедливому замечанию К.Маркса, природа становится лишь предметом, полезной вещью. При промышленном производстве отношения кажутся обусловленными обществом, а не природой. Это значит, что производство определяется потребностями рынка, возможностями производителя получить максимальную прибыль. При этом соображения экологической безопасности, сохранение жизнеспособности нашего дома, не учитываются.

К. Маркс писал, что при капиталистическом машинном производстве разрывается единство человека с природными условиями. Эта самостоятельная отрасль производства существует вне земледелия. Происходит «ускользание природной почвы из-под всякой отрасли хозяйственной деятельности и перенесение условий ее производства в находящуюся вне этой отрасли всеобщую связь».

Классическая политэкономия и политэкономия марксизма заложили в рыночное мировоззрение идеи о том, что, во-первых, природные ресурсы являются неисчерпаемыми и бесплатными, поэтому они не могут быть объектом экономических отношений и, во-вторых, товары рассматриваются как отношения между людьми, а не как вещи, имеющие природную основу. Представление о бесконечности мира переросло в представление о неисчерпаемости ресурсов и возможности функционирования «общества потребления». Причем желание увеличивать богатства рассматривалось как естественное, а изобилие ставилось в зависимость только от трудолюбия людей, поэтому о полезных ископаемых говорили, что они «производятся», а не «извлекаются». Позже это заблуждение распространилось и на электроэнергию. Для оправдания своего аморального отношения к будущим поколениям, которые лишались большей части запасов полезных ископаемых, в политэкономии использовался принцип «эквивалентного обмена»: что сделали будущие поколения для меня, чтобы я что-то сделал для них? Тот же принцип действовал и по отношению к беднейшей части человечества: они не могут удовлетворить свои потребности, потому что им нечем заплатить.

Утверждение частнособственнических отношений означало раскол общества на противоположные классы. Главная цель эксплуататорского класса – присвоение прибавочного продукта, получение максимальной прибыли. Превратившись в самоцель, стремление к прибыли оказалось оторвано от общечеловеческих ценностей и целей.

Начавшаяся научно-техническая революция обнажила противоречие, которое до этого только создавалось. С одной стороны, человечество обрело невиданные возможности для преобразования природы, а, с другой стороны, стала видна масштабность негативного воздействия на природу.

Рыночная экономика унаследовала от предшествующей эпохи традицию хищнического отношения к природе. Она обеспечивает максимальную скорость и эффективность использования природных ресурсов и скорейшее разрушение природной среды. В наиболее экономически развитой стране, США, естественная среда к началу XX в. была уже разрушена. Именно экономически развитые страны потребляют львиную долю ресурсов и производят большую часть загрязнений окружающей среды.

С.Кара-Мурза выделяет такие фундаментальные принципы «рыночной цивилизации»:

- субъект-объектные отношения человека и природы, десакрализация и дегуманизация мира, механистическое (техноморфное) мировоззрение;

- воля к власти (идея свободы) и потребность в непрерывной экспансии (идея прогресса);

- индивидуализм – представление человека свободным атомом, находящемся в непрерывном движении (конкуренции) и преследующим эгоистический интерес.

Все это говорит о том, что экономика самостоятельно, варясь в собственном соку, не способна помочь выйти из экологического тупика. Соображения выгоды, стремление к прибыли перевешивают страх перед болезнями, загрязнением, исчезновением животных и растений. Не говоря уже о преклонении перед красотой и совершенством природы, которые в расчет не берутся вовсе. Экономика сегодня не может стать основой решения экологических проблем. А что же нам сулит грядущая эпоха информационных технологий?

Надежды на то, что в грядущем информационном обществе экологическая проблема будет снята, не оправдались. Идеалистическая картина нарисованная первыми теоретиками постиндустриального общества оказалась далека от реальности. Уже сегодня ясно, что нагрузка на биосферу не уменьшится, а распространение информационных технологий не означает формирования экологического сознания.

Рост информационной экономики приведет к увеличению благосостояния граждан, а, значит, и платежеспособного спроса. Поэтому потребление материальных ценностей возрастет, произойдет усиление эксплуатации природных ресурсов.

Большие надежды связывают с «дематериализацией», понимаемой как достижение текущих или лучших результатов за счет меньшего потребления материалов посредством конверсии продуктов в услуги, поддержки рационализации «экологичных» производственных процессов, изменения потребностей и т.д. Однако Левин А.И. справедливо считает, что далеко не все предметы потребления могут быть заменены на «виртуальные» подобия. Кроме того, информационное общество несет в себе угрозу экономии материалов и энергии. Для иллюстрации используется пример с цифровой музыкой. «Сегодня миллионы людей пользуются миллионами проигрывателей компакт-дисков, каждый из которых с точки зрения расхода ресурсов, конечно, эффективнее отдельного оркестра. Но грандиозный рост общего количества «съедает» любую экономию ресурсов».

Не совсем верно и то, что возможность встречаться виртуально полностью исключит личные встречи. А то, что для осуществления этих встреч придется преодолевать огромные расстояния, повысит количество километров физического перемещения во много раз. Сомнительно так же, что люди утратят тягу к путешествиям, и при наличии соответствующего предложения они будут много перемещаться не по надобности, а по собственному желанию.

И, что ударит по природе всего больнее, это непрерывный рост энергопотребления связанный с развитием информационных технологий. Большинство наших приборов уже сегодня не отключаются от сети. В настоящее время только в Германии на поддержание миллионов приборов в состоянии stand-by тратится энергия, вырабатываемая одной атомной электростанцией. Это при той опасности для жизни, которую таит в себе энергия ядерного распада. И тенденция эта, несомненно, будет возрастать.

Для современности характерен процесс глобализации. В своем настоящем виде он означает глобализацию экономик в интересах крупнейших ТНК, их базовых государств и некоторых глобальных институтов: МВФ, ВТО, группы Всемирного банка и т.д. Оценивая настоящее и будущее глобализации нельзя не отметить в рамках нашего исследования ряд настораживающих моментов.

Панарин А.С. в книге «Искушение глобализмом» отмечает трансформацию на Западе видения глобальных проблем. После «победы» над социализмом буржуазия начала демонтаж социального государства в интересах неолиберальной экономики. Сворачиваются экологические и социальные программы. А потребительское общество делит достижения НТР и ресурсы утративших экономический суверенитет незападных народов.

Кроме того, неолиберальная глобализация означает монополию экономической власти олигархов. Это тоталитарная экономическая власть финансовой и другой олигархии, преследующей планетарные амбиции. Природа с их точки зрения это ресурсы и территория, которые необходимо контролировать и использовать. Финансовый капитал все больше отдаляется от производящей экономики. Как когда-то промышленность отдалялась от сельского хозяйства, делая неявной опору на природную основу. Теперь эта связь с «почвой» еще менее очевидна. И далеко не у всех олигархов хватает способностей к абстрактному мышлению, чтобы ее проследить.

Экономикоцентризм распространился и на сферу научного знания. Наука превращается в производство знания-товара. Большинство гуманитарных наук, за исключением экономики, юриспруденции и социологии, не имеет коммерческой ценности и обречены на вымирание. Экономикоцентризм означает уверенность в том, что экономическая наука сама по себе способна устраивать социальную жизнь и обеспечивать благосостояние граждан. Забываются уроки истории, что помимо экономики не менее важны в жизни общества и политика, основанная на самоуправлении и исторически сложившаяся культура. Панарин А.С. делает вывод, что великая триада власти – духовная, политическая, экономическая – деградировала в роковую одномерность экономической власти. А это значит, что социально-экономические причины стали важным фактором появления экологических проблем. Более того, развитие западной цивилизации вызвало к жизни ту систему ценностей, которая сегодня активно критикуется и осуждается всеми здравомыслящими людьми. Подробнее речь об этом пойдет дальше.

§ 3. СОБСТВЕННО ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Можно выделить три фактора ухудшения экологической обстановки:

1. первый связан с собственно экологической ситуацией;

2. второй связан с демографической обстановкой и ее следствиями;

3. третий связан с исчерпаемостью ресурсной базы планеты.

Рассмотрим первый фактор.

Наиболее прогрессивные люди нашего времени выражают озабоченность утратой того, что не может быть восстановлено - видов живых существ, каждый из которых занимает определенное место в структуре биосферы. Для сохранения видового разнообразия необходимо в первую очередь позаботиться о разнообразии более высокого уровня - экосистемного. При нынешних темпах утраты биоразнообразия каждому пятому виду млекопитающих и каждому восьмому виду птиц угрожает исчезновение. Темпы исчезновения в 100 – 1000 раз выше темпов естественного вымирания.

Это несет прямую угрозу для человечества. Например, тропические леса продолжают убывать на 1% в год, при том, что с 1960 г. уже сведена большая их часть. Это только усугубляет загрязнение атмосферы.

Исследователи отмечают, что под угрозу поставлено не просто сокращение биоразнообразия :

1) оно играет большую роль в устойчивости основных экосистем, от которых зависит жизнь: сельскохозяйственной, прибрежной, лесной, пресноводной и лугово-пастбищной. Под угрозой оказываются самые основы: от очистки воды до обеспечения кругооборота углерода и азота;

2) оно повышает устойчивость экосистем, то есть их возможность противостоять вредным воздействиям: глобальному потеплению, засухам и т.д. В частности, генетическое разнообразие растений, насекомых, животных, микроорганизмов определяет долговременную производительность сельскохозяйственных экосистем, их способность восстанавливаться после потрясений и их способность давать достаточно пищи в будущем;

3) оно имеет решающее значение для поддержания здоровья еще и в том смысле, что десять из двадцати пяти лекарств основаны на природных компонентах.

Потребление ресурсов биосферы человеком, прямое и косвенное (в виде загрязнения), уже достигло примерно 40% и продолжает увеличиваться. Поэтому как решительное предостережение звучат слова К.Лоренца: «Слепо и варварски опустошая окружающую и кормящую его живую природу, человечество готовит себе экологическую катастрофу. Когда оно почувствует ее экономические последствия – оно, может быть, осознает свои ошибки; но весьма вероятно, что тогда это будет поздно. И меньше всего человечество замечает ущерб, наносимый этим варварством душе. Всеобщее и быстро распространяющееся отчуждение от живой природы в значительной мере повинно в эстетическом и этическом очерствлении цивилизованного человека. Откуда возьмется у подрастающего поколения благоговение перед чем бы то нибыло, если все, что он видит вокруг себя, - это дело рук человеческих, и притом весьма убогое безобразное? Горожанин не может даже взглянуть на звездное небо, закрытое многоэтажными домами и химическим загрязнением атмосферы».

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Неконтролируемый рост населения – второй фактор ухудшения экологической ситуации. Он подрывает ресурсную базу, стремительно приближая нас к предельно допустимым нагрузкам на биосферу.

В июле 1999 г. на Земле родился 6-миллиардный житель. Из всех глобальных проблем демографическая проблемасегодня оказывается основ­ной. Остальные проблемысостояние окружающей среды, глобальная безопасность, исчерпание ресурсов и производство энергии — возникают в связи с увеличением числа людей на Земле.

Многие исследователи справедливо полагают, что демографический взрыв XX века по своим последствиям, возможно, превосходит такие научные открытия, как ядерная энергия и кибернетика. Динамика роста численности населения:

8 тыс. до н.э.- 5 млн.

8 в. до н.э. -150 млн.

1650 г. -545 млн.

1840 г. -1 млрд.

1930 г. - 2 млрд.

1960 г. - 3 млрд.

1975 г. - 4 млрд.

2005 г. –6,5 млрд.

Таким образом, прирост населения составлял:

1 млрд. за 500 тыс. лет + 1 млрд. за 90 лет + 1 млрд. за 30 лет.

+ 1 млрд. за 15 лет. + 1 млрд. за 12 лет.

Демографические процессы современности:

· демографический взрыв;

· разнонаправленность демографических процессов разных регионов мира;

· угроза депопуляции некоторых на­родов;

· старение населения некоторых стран;

· увеличивающаяся доля бедного населения.

Почти повсеместно зоны высокого демографического давления совпадают с районами низкого эко­номического роста. За 1975-2000 из 2,2 млрд. прироста населения около 90% или 2 млрд. приходится на развивающиеся страны. Разве подобное положение не чревато всяко­го рода перекосами, политическим напряжением? Все это, несо­мненно, может изменить баланс сил между государствами и группами государств.

По расчетам ученых, планета Земля способна выдержать не более 10 млрд. человек, но и они создадут большую нагрузку на окружающую среду. Тем не менее, ожидаемая демографическая ситуация по данным ООН и Всемирного банка такова:

2025 г. - 8,5 млрд.; 2100 г. – 12 млрд. (11,7 млрд.)

С демографической проблемой тесно связаны следующие две:

· Продовольственная проблема.

Обеспечение продовольствием постоянно растущего населения Земли относится к числу долгосрочных и наиболее сложных проблем мировой экономики и политики.

· Проблема загрязнения окружающей среды.

Загрязнение можно определить как поступление любого вещества или материала в неположенное место. Будучи полезными в одном месте, они вызывают загрязнение, когда выбрасываются или поступают туда, где они чужды и могут нанести ущерб местным экосистемам или здоровью человека.

В результате к 2020 г. от недостатка чистой воды будет страдать каждый третий житель Земли. У же сейчас в развивающихся странах дефицит чистой воды составляет 15-20%. И такие тенденции неизбежно будут нарастать.

§ 5. ПРОБЛЕМА РЕСУРСОВ. Столь же большое значение для глобалистики приобрел факт обнаружения исчерпаемости природных ресурсов. Третий фактор ухудшения экологической ситуации связан с ограниченностью ресурсной базы нашей планеты. По мере разви­тия экономической деятельности все большее число природных ресурсов переходит из категории возобновимых в категорию невозобновимых. Выяснилось, что для запасов отдельных элемен­тов, минералов, горных пород существует свой предел истощения.

По некоторым оценкам за последние 40 лет в мире было потреблено мине­рального сырья столько же, сколько за всю предшествующую историю чело­вечества. Каждые несколько лет выработка электроэнергии удваивается. Ограниченность ресурсов приро­ды проявляется и в том, что почвы, пригодные для земледелия, составляют относительно небольшую часть в общей площади земель. По подсчетам спе­циалистов человечество реально может использовать для сельского хозяй­ства только 13% суши и в интересах выживания должно беречь землю, предохранять ее от истощения и деградации.

Тем самым, глобальный характер проблемы обеспечения человечества минеральными ресурсами предопределяет необходимость развития здесь широкого международного сотрудничества.

В перспективе, когда ядерные источники энергии будут играть более заметную роль, чем в настоящее время, следует ожидать стабилизации или даже снижения стоимости электроэнергии. Одной из первоочередных задач в стратегии развития энергетики должен стать немедленный переход к новым источникам энергии.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ. Исследователи культуры неоднократно сравнивали между собой западную (или техногенную) цивилизацию и восточную (или традиционную).

Основные положения западной цивилизации по отношению к природе таковы: человек – это деятельное существо, которое противостоит природе и должно преобразовывать природу и подчинять ее своей власти; природа – неорганический мир, упорядоченное поле объектов, выступающих как ресурсы человеческой жизнедеятельности.

В отличие от этого на востоке веками воплощался идеал минимального вмешательства человека в мир, основанного на чувстве соответствия ритмам мира. Природа рассматривалась в качестве живого организма, малой частью которого является человек. Религиозные системы – буддизм, даосизм, в еще большей степени чань-буддизм и дзэн-буддизм – поддерживали и обосновывали такие воззрения.

К сожалению, такое отношение к природе ныне не может быть воплощено в чистом виде. Это чревато голодной смертью для миллиардного населения Земли. Но эти взгляды получили разработку внутри современных концепций. Философы и ученые призывают отказаться от идеала господства над природой, прекратить относиться к животным и растениям как средствам поддержания жизни людей и даже распространить требования категорического императива на отношение ко всему живому. В русле разработки экологических стратегий будущего были выработаны идеи коэволюции, идеи космизма ( в плане осознания единства всего со всем), идеи устойчивого развития.

Коэволюционный путь – это напряженный диалог в непрерывном общении с природой, взаимная адаптация и творческое взаимодействие. Коэволюция противоположна развитию конфликтного типа и способствует сохранению разнообразия в системе. Сказанное о коэволюции, к сожалению, все же не позволяет считать ее панацеей от всех экологических бед. Дело в том, что коэволюция предполагает соразвитие, практическая реализация которого упирается в тупик разницы скоростей биоэволюции и техноэволюции. Идея коэволюции могла бы быть продуктивна при выполнении двух условий: 1) человек должен контролировать стратегию своего развития и снижать степень воздействия на биосферу; 2) биосфера должна развиваться таким образом, чтобы ее возможности реагировать на деятельность человека возрастали в некоторых аспектах. Например, было бы весьма кстати появление бактерий, которые разлагали бы полиэтилен или противодействовали закислению почв. Но, к сожалению, по последним данным для естественного образования нового биологического вида требуется период около 10 тыс. лет (причем нельзя контролировать направленность этого процесса), тогда как новый инновационный цикл в передовых отраслях промышленности составляет 10 лет.

Устойчивым развитием стали обозначать социальное развитие, которое не подрывает природные условия существования человеческого рода. Однако, такое понимание устойчивого развития подверглось всесторонней доработке. Например, сторонники биосферного подхода считают, что предпосылкой устойчивого развития является экологическая устойчивость, т.е. сохранение ненарушенных хозяйственной деятельностью человека естественных экосистем и восстановление нарушенных в необходимом для существования человечества объеме. Причем для сохранения и восстановления биосферного равновесия недостаточно замедлить антропогенное давление, оно должно снизиться на порядок. А это предполагает сокращение производства, потребления и, в конечном счете – населения. В рамках биосферной концепции устойчивое развитие определяется как «улучшение качества жизни людей в пределах несущей емкости поддерживающих экосистем».

Степин В.С. считает, что будущее за синтезом западных и восточных представлений. Человек по-прежнему будет преобразовывать природу, разрушать имеющиеся экосистемы. Важно, чтобы при этом он создавал новые, обеспечивающие необходимый уровень разнообразия как условия устойчивости биосферы, подобно тому, как сейчас создает сады или парки. Примерно так, как это происходит сейчас в экономически развитых странах Европы, только в более грандиозных масштабах. В современной науке уже существуют тенденции, сближающие ее с традициями восточной культуры: складывается представление об окружающей среде как особом живом организме, вводится этическая экспертиза научно-технологических программ и т.д.

Но самое главное, что предстоит сделать, так это отказаться от многих мифов, которые определяют современное кризисное состояние. Например, от принципа современного общества: «чем больше вы потребляете, тем лучше живете». «Наша огромной производительности экономика требует, чтобы мы сделали потребление нашим образом жизни, чтобы мы превратили покупку и потребление товара в ритуалы, чтобы мы искали в потреблении духовное удовлетворение, удовлетворение собственного «Я». Экономике необходимо, чтобы вещи потреблялись, сжигались, изнашивались, выбрасывались и заменялись со все возрастающей быстротой».

Изменения, которые должны осуществиться для решения экологических проблем проанализированы в понятии «экологическое сознание».

§ 7. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. «Экологическая катастрофа совершается в сфере духа», - утверждает Н. Н. Моисеев и на это, по сути, нечем возразить. Действительно, трудно представить, чтобы, к примеру, американское общество, следуя нормам экологической этики, вдруг решило отказаться от индивидуальных автомобилей, от достигнутого комфорта жизни, от использования невосполнимых ресурсов Земли и расхода энергии для своих нужд, потребление которой в США уже составляет порядка 40% от всей вырабатываемой на планете. Ежегодно американские женщины тратят 20 миллиардов долларов только на краску для волос.

Тем не менее, равнодушно ждать конца света собираются далеко не все люди. В настоящее время разработаны несколько стратегий решения гло­бальной экологической проблемы, среди которых можно различить техниче­ские, гуманитарные и комплексные программы.

К комплексным программам можно отнести концепцию устойчивого социального развития. Первоначальная трактовка понятия «устойчивое раз­витие» означает поддерживающее развитие, т.е. поддерживающее состояние общества на экологически допустимом уровне, без количественного роста потребления природных ресурсов.

Технические программы связаны с поиском новых технологий, сокра­щающих промышленное загрязнение биосферы.

Третья группа программ - это гуманитарное осмысление способов бытия совре­менного человека, т.к. экологическая проблема, как уже отмечалось выше, коренится в человеке - в его отношении к природе и другим людям, в его мировоззрении, содержащем определенную систему ценностей.

Экологическое сознание – это часть общественного сознания. Оно существует наряду с экономическим, политическим и т.д. сознанием. В сфере экологического сознания осмысляются проблемы взаимодействия природы и общества. Экологическое сознание существует столько, сколько само это взаимодействие. Однако европейская культурная традиция не выработала опыта гармонического существования с природой, поэтому массовое экологическое сознание современных людей характеризуется антропоцентризмом, экономикоцентризмом, конфронтацией с природой, пониманием природы как объекта использования во благо человека, прагматизмом. И это не смотря на все прилагаемые усилия! Такое положение вещей обусловлено ходом исторического развития человечества, имеет религиозные, культурные, экономические предпосылки. Современные ученые выработали достаточно четкие представления о том, какие характеристики экологического сознания необходимы для выхода из кризиса. Они заданы как задачи экологического образования и воспитания. Можно обозначить основные аксиомыэкологического сознания, которое должно быть сформировано:

1. признание достоинства и внутренней самоценности природы, ее объектов;

2. утверждение неразрывного, глубинного единства человека и природного мира. Понимание человеком себя как части мира и мира как части себя;

3. определение защиты природного мира в качестве неотъемлемого компонента защиты самого человека, человечества как биологического вида;

4. правило соотнесения социальной активности (идей, инноваций) с возможностями и потребностями биосферы. Выработка необходимых социокультурных регулятивов;

5. признание таких принципов отношения к миру, как консенсус, диалог, нацеленность на взаимопонимание, гармонию, проявление сопереживания, сострадания, соучастия и сочувствия;

6. выдвижение на первый план самоконтроля, личной ответственности, саморегуляции поведения, сдерживания аппетитов потребительства.

Представленные аксиомы экологического сознания акцентируют внимание на ценностных предпочтениях, гарантирующих некофронтационное сосуществование человека и природного окружения (солидарность, свобода, ответственность, совместимость, толерантность, согласие, взаимопонимание).

Экологическое воспитание и образование понятия взаимосвязанные и трудноразделимые; в теории и практике они обычно присутствуют вместе. Тем не менее, у них разные целевые установки. Экологическое образование ставит в качестве главной задачи получение субъектом новых знаний о природе и/или проблемах взаимодействия природы и общества. Экологическое воспитание через эмоциональную составляющую направлено на рост духов­ности, нравственности в человеке, преодолении антропоцентрического от­ношения к природе. Но мы обозначим их общим термином: экологическое образование.

Выделяют два направления экологического образования: 1) воспитание в духе общих идей охраны окружающей среды и здоровья человека; 2) приобретение специальных профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных экосистем. Экологическое образование решает следующие задачи:

1) формирует подлинно человеческое отношение к природе, т.е. отношение разумное, духовное;

2) определяет допустимую меру преобразования природы;

3) способствует усвоению специфических нормативов поведения;

4) знакомит с законами природного мира, формирует представление об экосистеме;

5) развивает потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды;

6) устанавливает предел гонке потребления;

7) учит воспринимать экологические проблемы как личностно значимые.

Главной целью экологического образования является формирование ответственного отношения к природе, обусловленного потребностями биосферы, а не соображениями выгоды. Однако сверхзадачей процесса экологического образования является формирование экологического мировоззрения.

Экологическое мировоззрение – это форма духовно-практического освоения мира, взятого в аспекте всеобщности экологических отношений любого объекта со своим близким и дальним окружением. Оно предстает как единство экологического сознания, экологической деятельности и соответствующих навыков рационального природопользования. Экологическое мировоззрение включает в себя: 1) систему представлений о природе и взаимоотношениях общества и природы; 2) обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей; 3) идеалы; 4) принципы понимания реальности; 5) систему ценностных ориентаций и т.д.

Итак, экологическое мировоззрение должно составлять основу экологической личности, т.е. личности, обладающей экоцентристским типом сознания, способной к самоограничению своих потребительских аппетитов во имя сохранения яркой и разнообразной жизни на земле.

Ко второй половине ХХ в. пропаганда природоохранных идей приобретает международное значение в сфере образования. После Второй мировой войны, в 1948 г., был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). С момента основания этого Союза начинается первый этап международного природоохранного образования и просвещения. Задачей Союза стало распространение знаний о природе, сохранение и восстановление ее богатств, осуществление во многих странах (и прежде всего промышленных) широкой просветительской деятельности в области охраны природы.

Второй этап в развитии природоохранного просвещения начался в середине 1970-х годов, когда ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) и ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде) учредили международную программу по образованию в области окружающей среды.

На третьем этапе природоохранного просвещения (в 1980-1990-е годы) идея организации всеобщего непрерывного экологического образования все более проникает в сознание различных слоев населения и все шире распространяется в развивающихся странах.

Мировая стратегия образования в области окружающей среды характеризуется следующими основными чертами:

1) осуществляется в течение всей жизни человека;

2) является неотъемлемой частью процесса общего образования;

3) сосредоточено на практических проблемах;

4) носит междисциплинарный характер;

5) призвано способствовать осознанию экологических ценностей;

6) должно стать общим знаменателем в процессе обновления обучения.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ. В России, и Западно-Сибирском регионе в частности, задачи экологического образования те же, что и во всем мире: воспитывать понимание взаимосвязи человека и природы, осознание необходимости поддержания экологического равновесия, предоставлять точную информацию о состоянии окружающей среды. Однако, наш регион является нефтедобывающим, это создает специфику природоохранного образования. В него включаются вопросы природосберегающей разработки нефти, пределы использования запасов природного газа и нефти, опасности содержащиеся в процессах переработки и транспортировки нефти, угрозы здоровью населения, необходимость сохранения традиционного хозяйства коренных народов и т.д.

Кроме того, необходимо обращать внимание на тот опыт взаимоотношений с природным миром, который имеют коренные народы. Существует множество критиков такого подхода: бессмысленно переносить в информационную эпоху поведенческие императивы архаических культур. В качестве возражения хочется отметить, что сама европейская культура, этапом развития которой является информационное общество идет к неизбежному экологическому тупику. Это доказано огромным числом научных вычислений, исследователи расходятся в сроках, но согласны с неотвратимостью экологического коллапса.

Конечно, экологическая идиллия народов севера – ханты и манси – не была проверенна таким внутренним испытанием, каким стало для европейской культуры противоречие между НТР и природой. Но некоторые рекомендации, безусловно, достойны внимания.

Методы экологического воспитания ханты и манси просты и выверены веками. Глубокая мудрость относительно взаимодействия человека и природы не прячется глубоко, подается доступно, потому что она необходима каждому. Люди поколениями жили на своей земле и привыкли согласовывать с ней свой образ жизни. Природа северной земли сурова, но это, кажется, еще больше укрепляло уверенность в совершенном устройстве мироздания. Совершенство не нужно преобразовывать, ему нужно следовать. Чутко слышать, глубоко видеть и твердо знать, что природа мудра, поэтому высшая мудрость человека не в том, чтобы противопоставлять себя ей, а в том, чтобы жить с ней в мире и согласии. Такому уважительному отношению к мудрости природы человеку информационной эпохи придется учиться заново.

Осознание мудрости природы, взаимосвязанности всего живого ложится в основу воспитания детей ханты и манси.

Ханты и манси считают необходимым брать будущего мужчину, охотника с собой в лес, потому что только там, в непосредственном контакте с природой, он может получить необходимые знания о ней. И не только те навыки, которые необходимы в хозяйственной деятельности, но и то, что позволит ему благоговеть (по выражению К.Лоренца) перед природой, прислушиваться к ее законам.

«— Люди говорят, что Стреляющий Глухарей великим медвежатником был и за свою жизнь много медведей низводил? — спросил Микуль вече­ром, когда остановились на ночлег.

— И много. И мало. Сколько ему положено было, столько и низводил. Больше этой своей меры он никогда зверя-птицу не трогал. И рыбу тоже. Он знал свою меру.

— А кто ему эту меру определил?

— Как кто?.. Земля определила. Небо определило. И сам, может, тоже определил. Потому и был великим, что меру свою знал.

— Разве добыча не приносила ему большой радости?

—- Приносила. По еще большую радость ему тайга приносила. Он хотел, чтобы человек в урманах-борах всегда тропы звериные находил. Чтобы осенью-весной его всегда радовала песня перелетных птиц. Чтобы в реках-озерах рыба никогда не переводилась. У земли много Людей — и Деревьев-Трав, и Зверей-Птиц, и Рек-Озер — все они хотят жить, им всегда нужна радость и удача... Чтобы у Людей этой земли была удача и радость».

Это одна, крайне необходимая, сторона экологического воспитания. Но есть и другая – сказки. Значение сказки в жизни народов ханты и манси трудно переоценить. Рассказывание сказок – особый неторопливый ритуал, сказочник – почитаемый гость. Для сказок отводилась зима, потому что в это время года хозяйственная деятельность затухала, и можно было больше времени посвящать воспитанию детей. Язык детских сказок был прост, мысли излагались доступно, часто использовался диалог. Окружающий мир изображался без фантастических вымыслов, реальным. Фантазия присутствовала в образности, метафоричности языка. В сказках просто и ясно говорилось о взаимосвязи всех явлений.

«Из сказки «Бабушка, бабушка…» малыш узнает, что огонь опасен для леса, но вода сильнее огня, что земля побеждает воду, впитывая ее, но зем­лю может обрушить чудовище виткась (водяной), что водяного могут убить мальчики, вооруженные луками и стрелами, но маль­чики могут провалиться под лед, что солнце может растопить этот лед и т.д. Все явления природы взаимосвязаны. Малыш должен знать это, ощущать, учиться наблюдать, предугадывать опасность».

Народы ханты и манси долгое время оставались неграмотными, и сказка являлась едва ли не главным средством обучения детей. Взрослые не наказывали детей в воспитательных целях, не принуждали действовать правильно. Воспитание происходило опосредовано путем наблюдения за другими и размышления о том, как следует поступать в аналогичных ситуациях.

Таким образом, безусловной заслугой культуры ханты и манси является экологическое воспитание, которое с детства прививает человеку мысль о мудрости окружающего мира, с которым необходимо жить в согласии и вести свою хозяйственную деятельность так, что бы не быть ему в тягость.

В условиях нарастания экологического кризиса опыт непрерывного природоохранного образования обязательно должен быть взят на вооружение. И при получении любой специальности в ВУЗах в специальные дисциплины нужно включать экологический компонент.