Эллинистический период (3-1 вв. до н.э.)
Эволюция греческой скульптуры.
Архаика и классика. Мирон. Лиссип.
Поликлет. Пракситель.
Эпоха Архаики (7-6 вв. до н.э.)
Время становления греческого искусства
Формирование глубокого гуманизма
Антропоцентризм (человек находится в центре внимания)
Искусство архаического периода характеризуется:
Эпической суровостью
Своеобразной и тонкой поэтичностью
Особенной изысканностью и красочностью нарядов
Эпоха Классики (5-4 вв. до н.э.)
Время греко-персидских войн
Иронические темы в произведениях искусства
Фронтоны храма Афины на острове Эгине
Изображают битву греков и троянцев
Свидетельство о том, как живо греческое искусство откликнулось поэтическими образами на события своего времени
Рассположение фигур строго симметрично, но есть динамика (фигуры сражающихся представлены в быстрых движениях)
Статуи фронтонов – результат творческих поисков греческих мастеров, стремившихся воплотить героические темы в новых, более совершенных формах.
Выдающиеся скульптуры эпохи:
МИРОН, (2 четверть 5 века) древнегреческий скульптор сер. 5 в. до н. э. Представитель искусства ранней классики. Гармоничные образы, утверждающие силу и красоту человека («Дискобол»(греч. метатель диска), греческая мраморная статуя работы Мирона. Известна в нескольких копиях римского времени, лучшая по сохранности в национальном музее в Неаполе.) «Афина и Марсий», сохранились в копиях).
Поликлет (2 четверть 5 века) ПОЛИКЛЕТ из Аргоса, древнегреческий скульптор, теоретик искусства 2-й пол. 5 в. до н. э. Представитель высокой классики. Бронзовые статуи Поликлета («Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка»)известны по копиям. Сохранились 2 фрагмента сочинения Поликлета «Канон», в котором выводится цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела.
ПРАКСИТЕЛЬ (ок. 390 ок. 330 до н. э.), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Работал главным образом в Афинах. Мраморные статуи Праксителя отличают чувственная красота, одухотворенность («Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир» известны по копиям).
ЛИСИПП, древнегреческий скульптор 2-й пол. 4 в. до н. э. Представитель поздней классики. Придворный художник Александра Македонского. Создатель образов деятельных героев, живущих сложной внутренней жизнью («Отдыхающий Гермес», «Апоксиомен», бюст Александра Македонского сохранились в копиях).
Эллинистический период (3-1 вв. до н.э.)
время расцвета крупных художественных школ:
Александрийская в Египте
Пергамскаяв Малой Азии
Родосская – острова Эгейского моря
Тесное взаимодействие культуры греков искусством завоёванных стран
В произведениях искусства с большой эмоциональной выразительностью показано разнообразие и богатство мира человеческих чувств.
Получили широкое распространение статуи, предназначавшиеся для украшения садов и парков
Характерно пристальное внимание к личным, индивидуальным особенностям человека в скульптурном портрете.
Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике (см. хрисоэлефантинная скульптура): открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала ок. 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами.
Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.
Возможно в конце 4 в. статуя Зевса была перевезена в Константинополь и установлена на столичном ипподроме, где погибла во время одного из пожаров.
Скульптура была не только храмовой. Надгробные стэллы, барильефы. Греческое искусство перерабатывало то, что существовало до него. В восточных цивилизациях скульптура появилась в 5-4 тысячелетии до н.э. в районе Междуречья (плодородном полумесяце). Там стали выращивать одомашненную пшеницу. Скульптура зародилась там.
Искусство Крита. Кикладское искусство. Первые образцы появились в 3-2 тысячелетье. (27, 25 века до н.э.) Использовали мрамор, дерево. Характтерная форма кикладской скульптуры с расширенным тазом, культ плодородия.
ФЛЕЙТИСТ. 27 век до н.э.
АРФИСТ.
ИДОЛ. Женская статуэтка. 25-23 века до н.э.
БОГИНЯ СО ЗМЕЯМИ.
Скульптуры с Крита. Это культовые статуэтки. Статуи периода архаики. Это исусство Греции после 12 века «тёмные века». Преобладает геометрический стиль.
Античная СКУЛЬПТУРА лежит в чьём-то винограднике. Очевидно, камень начинали обрабатывать прямо на месте.
До 6 века материалом для статуй была бронза. Использовалась драпировка для украшений статуй. Статуи Греции ориентировались на египетские статуи. У них есть передник – униформа статуй, изображение движения невозможна. Греки использовали драпировку одежды в качестве статуй. Так условно передавалась живость. Греки почитали красивое, здоровое тело. Очень долгое время в греческих статуях сохранялось египетское влияние. Скульптуры 6 века: руки сзади сжаты в кулаки, одна нога выставлена вперёд. Сзади скульптура не обрабатывалась. Фронтальность.
КЛЕАПИД И БЕАТОН.
Кулаки у них сжаты, нога выставлена вперёд, причёска египетская. Изображение мужских фигур называлось курос. Надгробные статуи не всегда изображали старых людей. Это намёк на то, что когда все были молодыми. «Архаическая улыбка»: все архаические статуи загадочно улыбаются. Может быть, так боги выражают своё превосходство над людьми. Может быть, это несовершенство техники исполнения.
КОРА
6 век. Архаика. Остатки краски, раньше все скульптуры были расписаны.
МОСХОФОР.
«Несущий телёнка» изображает жреца с жертвенным животным на заклание. 570 год до н.э.
БОЖЕСТВО С 3 ТЕЛАМИ. Начало 6 века до н.э.
Греческая скульптура достигла своего расцвета в 5 веке. Существовало несколько школ, соперничавших друг с другом. Основным центром становится Аргос (миф об Артридах) Поликтет.
ПОСЕЙДОН. Бронза, короткие ноги, удлинённый торс, лищённый изящества.
ЗЕВС. Бронзовая статуя.
ДИАДУМЕН. Поликтет. «Развязывающий повязку»
СТАТУИ АТЛЕТОВ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Усилены мышцы живота. У Поликтетаесть трактат, как должны соотноситься друг с другом все части тела.
ДОРИФОР. Копьеносец.
Творчество Мирона 5 век,соперник Поликтета.
ДИСКОБОЛ.
КОРОВА.
АНАКРЕОНТ. «На «тёлку» Мирона».
Дальше паси своё стадо, пастух, чтобы тёлку Мирона,
Словно живую, тебе с прочим скотом не угнать.
У Поликтета фигуры изображены после движения, борьбы, у Мирона – в момент высшего напряжения, видны мышцы и мускулы.
Скульптура становится главным достоянием греков. У Мирона облегчена голова.
СТАТУЯ БОГИНИ НИКИ найдена в Олимпии. Она изображена в движении.
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ВОЗНИЧИЙ из бронзы.
В 4 века скульптура отходит от религии. В 5 веке встречаются обнажённые мужские фигуры, одетые женские, в 4 веке ситуация меняется.
Пракситель любил гетеру Фрину, она послужила моделью для большинства его женских статуй.
САТИР
АФРОДИТА ПОЛИКТЕТА.
Это очень чувствительная и нежная статуя. Жителям города, заказавшим её (ещё не начатую), один из восточных царей предложил безумные деньги. Эта статуя назвается АФРОДИТА КНИДСКАЯ. Так жители этого города вошли в историю.
МАРАФОНЕЦ/ГЕРМЕС найдена в 20 веке
4 век, эпоха эллинихма. СКОПАС. Максимально изображаются внутренние страсти человеческой души.
ДОЧЬ НИОБЫ, изображены её страдания в момент, когда в неё была пущена стрела.
АФРОДИТА, ПАН, ЭРОТ.
Лисипп был придворным скульптуром Александра Македонского и его отца Филлипа. Он нарушил канон, который в 5 веке изобрёл Поликтет. У Поликтета – фигуры с короткими ногами, у Лисиппа ноги удлинены, фигура более выпуклая.
В его работах проявляется острое ощущение изменчивой, драматически сложной жизни мира.