Стоицизм

Основателем школы был Зенон (336 – 264 гг. до н.э.) из Кития, что на о. Крит. Однажды в Афинах он увлекся чтением «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта, и это изменило его судьбу, – купец стал философом. Через десять лет, уже как сложившийся философ, Зенон начал излагать свое собственное учение. Его слушатели собирались возле Расписной Стои – портик на афинской агоре – потому они получили название «стоики».

а). Греческие стоики:Зенон, Хрисипп, Клеанф, Аристон.

В философии стоиков четко выделяются три части: логика, физика, этика.

Логика– теория правильного мышления, риторика, – скрепляет систему.

Физика – натурфилософское учение о природе. Мировое развитие подчинено необходимости и строго детерминировано. Существует один-единственный мир, судьбу которого (в т.ч. и человека), определяет безликий Бог-Логос, присутствующий и в разуме человека.

Этика – учит, как жить согласно природе. Стоицизм – этическое и социальное учение. Стоики не изучали человека, каков он, они размышляли о том, каким он должен быть, размышляли о его возможности стать мудрецом. Моральное совершенство человека – итог его умственных упражнений.

В чем высшее благо? Благо есть четыре добродетели:

· благоразумие

· умеренность

· справедливость

· мужество

Жить согласно с природой то же самое, что жить согласно с разумом, т.е. добродетельно.

Бог и природа – суть одно и то же, а человек – часть этой богоприроды. Сила, управляющая миром в целом, – божество – Судьба-Логос. Она пронизывает весь мир, она – душа мира, его разум. Частично она присуща и человеку. Мир скован цепями Необходимости, или Судьбы, она исключает свободу, в т.ч. и волю человека. Свобода может состоять только в осознании этой необходимости и подчинении ей.Свобода возможна лишь для героев-мудрецов, осознавших неумолимое действие Судьбы.

Идеал стоика – человек, который безропотно, но мужественно и с достоинством (стоически) повинуется неизбежности, т.е. судьбе или воле богов, памятуя, что противостоять ей бессмысленно и тщетно. Мудрец бесстрастен, не печалится, общителен и никогда не бывает в одиночестве. Апатия– безразличие, бесстрастие – принцип философии стоиков. «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла, которое доступно только философии – ведь никакая другая наука добра и зла не исследует».

б). Римские стоики.Наибольшую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме. Общим умонастроением в Риме было осознанное чувство неопределенности и ненадежности текучего и изменчивого, постоянно угрожающего человеку бытия. Постоянная угроза благосостоянию и свободе любого человека от бедняка до царя. Знаменательно, что среди стоиков мы найдем представителей всех слоев римского общества. Об этом свидетельствуют три наиболее прославленных римских стоика. Марк Аврелий – император второго столетия н.э. Сенека – римский сенатор. Эпиктет – грек, попавший в рабство, потом вольноотпущенник.

Сенека(5 г. до н.э. – 65 г. н.э.). В истории самый известный из стоиков.

Родился в Испании в г. Кордова. В юности увлекся философией. В Риме стал сенатором, воспитателем Нерона, а когда тот стал императором, Сенека на время становится фактическим правителем империи, и самым богатым человеком. В 65 г. был обвинен в заговоре против Нерона, и по приказу императора покончил с собой.

Автор трагедий, философско-нравственных диалогов. Самыми известными стали «Нравственные письма к Луциллию».

 

Сенека считает, что философия должна заниматься как нравственными, так и естественными вопросами, но лишь в той мере, в какой это имеет практическое значение. Главное для Сенеки – свобода духа. Основные стоические позиции:

Пассивная – изменить ничего нельзя, повиноваться судьбе, стоически выдерживая ее удары.

Активная – господство над собственными страстями, не быть у них в рабстве.

Счастье человека состоит в нашем отношении к событиям и обстоятельствам. «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным».

«Изменить такой порядок мы не в силах, зато в силах обрести величие духа», – утверждает Сенека. Выбор между добром и злом в царстве необходимости возможен не в практическом, а в эмоциональном отношении к миру и к самому себе. Но это не пассивное бездействие. Человек должен трезво учитывать все обстоятельства и быть готовым ко всякому повороту событий, сохраняя при этом спокойствие духа, здравый смысл, мужество, энергию, деятельность.

Из наследия римских стоиков наиболее известны и популярны «Нравственные письма к Луциллию» Сенеки и размышления Марка Аврелия «Наедине с собой».

 

Таблица 1. Отличия стоицизма от эпикуреизма

 

Эпикуреизм Стоицизм
Множественность атомов Единство мира
Существование пустоты Заполненность мира
Множество миров Единственность мира
Натурализм Телеологизм
Атеизм Божественность мира
Утверждение свободы Признание судьбы